Монастырь был основан святителем Стефаном Пермским напротив Владычного городка - первой кафедры Пермских архиереев. Первый храм во имя Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Безплотных был возведен на месте срубленной березы - языческой кумирницы. Монастырь, возникший при церкви в XIV веке, стал первой православной обителью в Коми крае, духовно-просветительским, миссионерским и культурным центром. В монастыре были положены под спудом мощи Пермских святителей, Усть-Вымских чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы.
Монастырь был упразднен при секуляризационной реформе в 1764 году.
Обитель была возрождена для монашеской жизни синодальным указом от 21 марта 1996 года. Позднее той же весной монастырь посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Монастырь, в ведение которого поступили несколько храмов Усть-Выми, стал постепенно украшаться. Обитель была открыта для паломников, на старинном источнике Стефана Пермского стали регулярно служиться водосвятные молебны.
21 мая 2016 года отметили 20-ти летие восстановления обители. Прошла божественная литургия которую возглавил архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим. После Божественной литургии все желающие направились на праздничную трапезу. В полдень, в доме культуры села Усть-вымь, прошел праздничный концерт хора «Северная Лира».
Информационному отделу дал интервью атаман представительства Терского войскового казачьего общества республики Коми есаул Вдовин Виталий Иванович, представитель реестрового Терского Казачьего войска в республики Коми.
Что такое реестровое казачье войско и не реестровое?
Реестровые казаки, это те, кто входит в реестр РФ, имеет статус военизированной организации. Входят в состав национальной гвардии, имеют право носить погоны.
Есть казаки-общественники. Это хоровые коллективы, ансамбли и т.п. Они имеют право носить свою родовую справу (форму) но не являются военизированной организацией, не имеют право носить погоны. Они обычно занимаются социальной деятельностью.
Где вы находитесь в Сыктывкаре?
Мы находимся по адресу в Сыктывкаре, улица Первомайская 78.
Что для Вас и для Терского войска вера православная?
Есть известная фраза, казак без веры не казак. У нас на Тереке, два направления Православной веры, старообрядчество и РПЦ МП. Полки, откуда ведет свою родословную Терское казачье войско, были все староверы, это Гребенские казаки. Ближе к Черному морю, там уже православные казаки РПЦ МП. Принципиальной разницы между нами нет, мы все вместе одно дело делаем.
Кто назначил Вас вести деятельность казаков в республике Коми?
Непосредственно здесь, я веду свою деятельность по доверенности атамана войск, считается у нас, филиал войск.
Вы себя считаете защитниками веры Православной?
Да, конечно. С Сыктывкарской епархией мы работаем с самого её основания, еще с союза казаков города Сыктывкара. Затем в 2003 году мы вошли в состав Терского войска, через город Маздок. Всё это время мы всегда поддерживали Владыку, помогали в проведении крестных ходов, организовывали охрану порядка.
Своими впечатлениями о празднике поделилась Савельева Наталья Ивановна.
Наталья Ивановна, расскажите немного о себе.
В недавнем прошлом я корреспондент газеты Усть-Вымского района «Вперёд», делала репортажи о жизни Усть-Вымского района. В настоящее время я сотрудник социальной службы Центра Социальной Защиты Населения Усть-Вымского района. До сих пор пишу статьи, очерки про хороших людей, биографии, описываю происходящие события, праздники.
Что вас подвигло посетить данное мероприятие, ваши душевные потребности или рабочие обязанности?
Нет, не рабочие обязанности. Социальная защита не занимается церковью, это светская организация. У меня теплые отношения с архиепископом Питиримом, я его называю батюшкой. Мне нравятся стихи Питирима, я читала их, мы вместе дискутировали и не всегда это были особо хвалебные мои высказывания. Но я считаю, если Бог дал, надо заниматься.
Как вы относитесь к творчеству архиепископа Питирима?
Каждому дан какой-то талант. Я верю в то,что его обязательно надо использовать, иначе с талантливого спросится Там. Вся деятельность талантливого человека - это его молитва. Это его благодарность Господу за бесценный дар - талант.
Что вы чувствуете находясь на месте, где Стефан Пермский основал первую обитель?
Чувствуется, что место здесь действительно намоленное. Сегодня хорошая погода, цветет черемуха, просто благодать., находиться здесь приятно. Чувствуется историческая принадлежность этого места к культуре Коми края, к его духовности и возрождению.
Как часто вы посещаете храм?
Храм посещаю редко. Но женщине проще, она сердцем чувствует Бога. Если нету руководителя или мужа, то полагаться приходится только на Бога, и Бог помогает. Часто молюсь св. Стефану Пермскому, особенно когда путешествую или нужна помощь и Стефанушка помогает.
Вы считаете, что святой Стефан Пермский помогает всем людям, не зависимо от их воцерковления?
Конечно. Главное вера, а вера без дел мертва. Если честно делаешь своё дело и не ищешь при этом своего - безусловно помогает.
Епархиальной наградой был отмечен Сметанин Максим Алексеевич, который является инженером и реставратором Усть-Вымского монастыря.
«В планах создать паломнический комплекс вокруг монастыря и просветительский центр. Готов проект памятнику Стефану Пермскому, начались предварительные работы по его установке, подготовлено основание для установки памятника», сказал Максим Алексеевич.
Святое место Усть-Вымского монастыря не оставляет равнодушным никого и воцерковленных христиан и тех, кто редко посещает храм. Святой креститель земли Коми Стефан Пермский помогает и оберегает всех людей Коми края, главное чтобы люди искали Бога и шли к Богу.
Иоанн Искандаров
Вот кабы во славу Христову, а не токмо начальства для...
я сам выбираю тематику о че писать. Не для кого не стараюсь. Думаю не очень правильно по себе о людях судить.
Вы ничего не поняли, как видно.
обьясните пожалуйста, чего я не понял из того, что вы написали?
Слава Христова в народе, а не в начальстве. Кто восстанавливал-то? Нешто сами прихожане на свои кровные7 Взрастить не можем, так насаждаем...
Те кто восстанавливали указаны в статье, Сметанин Максим, его отец пожелал, чтобы о нем не писали. Семья Сметаниных, прихожане, восстанавливает Усть-Вымский монастырь на собственные деньги.
Так что всё же взростили...
Бог в помощь. Я веедь ничуть не против. Было бы не казённо, а от народа, по доброй воле.
Когда-то где-то в районе Усть Выми распологался кар ВЕЛИКАЯ ПЕРМИЯ старая.
Но пришел стефан крап с религией из иерусалима и с дружиною из византии и уничтожил капища и БЕР_ЙОЗу зырян и селения их.
Как видим всё по прежнему, казачки каратели из византии на службе у царя. И попы греко-римские из царского корыта хлебающие.
Иоанн, вы казаки уже проходите подготовку по проведению карательных операций, против РУСЬких народов?
1. Первый храм в Усть-Выми - Благовещенский, а не Михайло-Архангельский; 2. Епископы Пермские Герасим, Питирим и Иона погребены в своем кафедральном храме - Благовещенском, а не в монастыре. Нынешний Михайло-Архангельский храм вообще построен уже после закрытия монастыря. А старейший из сохранившихся усть-вымский храм (и вообще в Коми) - Стефановский.
На видео ВЕРХОВНЫЙ АТАМАН Союза казачьих войск России и Зарубежья казачий генерал Виктор Ратиев заявляет, что лично сорвет погоны из тех казаков, которые выступят против президента или позволят себе сказать что-то против него.
"А кто против президента – сорву погоны лично. Не дай бог, кто вякнет против президента Путина! Это не казачество. Казаки всегда были за веру, царя и Отечество. Сегодня ЦАРЬ У НАС Путин. И он единственный, который остался и спасет Россию", - заявил он.
http://videochart.net/video/2w990.398439835179b3935e41b15beb81
Представители Терского казачьего войска в Коми отказались входить в Союз казачьих войск России и Зарубежья, в Сыктывкаре в него входят ряженные, такие как ансамбль песни и пляски "Вольница" под предводительством Макина которого курирует Пасечник