«Народ, спаянный знанием, не победят никакие темные силы»
«Вятская правда», 1920, 1 октября, №128, с.3.
Сегодня в наших местных СМИ и интернете бурно обсуждается вопрос о планируемом строительстве «Колеса обозрения», которое литератор Николай Голиков метко назвал «Колесом оборзения».
Я же хочу начать с одного исторического события.
Просматривая на днях переписку Е.Д. Петряева с Иваном Игнатьевичем Халтуриным, нашел такой интересный факт.
Из письма Ивана Игнатьевича Халтурина к Е.Д. Петряеву от октября 1966 года:
А постановка «Царя Эдипа» была. На площади около Александровского сада. Иван Аполлонович Чарушин построил греческий театр с колоннами. Представление было вечером в первое воскресение сентября 1920 года. Царя Эдипа играл Цвилинев, постановка Делассаля. Как освещалась сцена, не помню, но вокруг многотысячной толпы стояли люди с горящими факелами. Это было и кто-нибудь должен же это помнить».
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.135, л.207-208).
Оказалось, что это представление достаточно подробно описано в газете «Вятская правда».
Из программы празднования Международного юношеского дня и Народного праздника 5 сентября 1920 года:
Эстрада №1 около сада «Красная Звезда» (так тогда назывался теперешний Александровский сад) в 9=30 вечера будет поставлена пьеса «Царь Эдип» в постановке Делассаля.
«Вятская правда», 1920, 4 сентября, №105, с.1.
Из заметки журналиста Пиньковского:
«Праздничный день завершился постановкой «Царя Эдипа» и возбужденные «всколыхнутые» массы народа расходились в темноте по домам, горячо обсуждая прошедший день».
«Вятская правда», 1920, 7 сентября, №107, с.2.
Из заметки журналиста Дмитрия Брусина:
«Царь Эдип под открытым небом! На этот раз ведь действие происходило не в Кадмее, а в городе Вятке. Разница в климатических условиях немалая! Но зато какое глубокое удовлетворение должен испытывать каждый уважающий себя артист, выступая не перед кучкой тунеядцев, а перед многочисленной трудовой аудиторией».
«Вятская правда», 1920, 9 сентября, №109, с.2.
Однако, то, что для этого представления был специально построен на площади (тогда стадиона «Динамо» не было) греческий театр с колонами по проекту знаменитого архитектора И.А. Чарушина не было отмечено в нашей краеведческой литературе.
А теперь задумайтесь вот о чем. Идет сентябрь 1920 года. Страна еще находится в разрухе, идет советско-польская война, а власти находят возможности для реализации такого культурного проекта для жителей города Вятки.
А между тем до революции Вятка отличалась от других городов Волжко-Камского края вот чем:
«Астрахань является первым городом Волжско-Камского края по величине обложения.
Последнее место в этом отношении занимает Вятка.
Главнейшей статьей городских доходов служат, во всех без исключения городах Волжско-Камского края, сборы с городских имуществ и оброчных статей.
Только в одной Вятке главнейшим источником доходов являются не упомянутые сборы, а сборы с документов на право производства торговли, составляющие 28% всех доходов, тогда как налог на городские имущества и оброчные статьи составляет только 21% доходов.
Наконец, оценочный сбор с недвижимых имуществ составляет третью главную статью доходов города. Она колеблется между 22% всех доходов (Вятка) и 2% доходов (Симбирск).
Губернский город Вятка за 5 лет уделил на просвещение города только 2.100 рублей (то есть по 420 рублей в год), а на содержание городской управы потрачено 264.492 рубля (то есть 52.858 рублей в год).
Уж если губернские города так широко понимают «общественные нужды», то уездным и Бог велел.
Пользуясь «хорошим» примером Вятки, город Глазов за 5 лет истратил на содержание городской управы 16.500 рублей, а на народное образование … 700 рублей.
Вятка… неподражаемая Вятка!
Она игнорирует вместе с просвещением и «наружное благоустройство». Она, очевидно, не сочувствует ни внутренней, ни «наружной» красоте.
Ее заправилы на первое место ставят себя.
На благотворительные цели уделяет больше всех Оренбург – 11,2 % всех расходов. А немилостивее всех … опять-таки Вятка.
Мы совершенно точно утверждаем, что при ином составе городских представительств, получились бы общественные результаты вполне утешительного свойства».
Иллюстрированный Волжский календарь на 1888 год. Казань, 1887, с.23-25.
Выходит, что сегодня мы опять вернулись в дореволюционные времена, когда о Вятском крае было такое мнение:
«Население Вятской губернии жило изо дня в день в атмосфере своих личных нужд и забот, мало интересуясь вопросами общественной и государственной жизни. День прошел и слава Богу! – Вот та формула, в которую выливалась вся жизнь вятского пешехонья.
В высших административных кругах сложилось мнение, что такой спокойной губернией прекрасно может управлять всякий, кого не поставь».
«Образование», 1906, №11, ч.2, с.39.
Однако, и в те времена все вопросы застройки и оформления городов решались только архитекторами и ни один чиновник и купец даже помыслить не могли, чтобы вмешиваться в эти дела.
А что мы имеем сегодня?
Где она наша архитектурная общественность, которая продолжает корёжить город по указаниям чиновников и купцов?
Такого глубокого падения градуса культуры не было еще за всю историю Вятского края!
Александр Рашковский, краевед, 31 марта 2016 года.
Если бы город корёжили по капризам купцов! Купцы деньги зарабатывали сами. Сегодняшний наворовавших из госуимущества уважать не за что, не трудами они стали миллионщиками. И - бесятся, стараясь оставить память о себе. А память получается отвергаемая. То дуру с фонарём влепят у пруда, напоминающую проститутку, то разжопенистую фигню возле театра, теперь предлагают смотреть на крыши и изуродовать главную площадь города. Гнилые времена, и дела гнилые, к культуре не имеющие никакого отношения.