Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. А.В. Исупов - Мифы и реальность

А.В. Исупов - Мифы и реальность

Александр Рашковский
Александр Рашковский
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

«История - это не учительница,

а надзирательница - она ничему не учит,

но сурово наказывает за незнание уроков».

В.О.Ключевский

Читая многие научные статьи, я стал задумываться над афоризмом Станислава Леца, и позволил себе немного перефразировать его - «Если из истории убрать всю субъективность, то это совсем не значит, что останется одна только правда. В результате может вообще ничего не остаться».

Задумываются ли наши научные работники над смыслом документов, мемуаров, объективно ли их рассматривают и осмысливают? Я имею в виду, осмысливают ситуацию с позиции того времени, а не с точки зрения сегодняшнего дня или они просто перепечатывают текст в свои статьи. И ставят сноску - использован архивный материал какой-то.

Я хочу, привести один документ, без фамилий и конкретного места событий:

 

КОМИТЕТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ города.....

Комитет национального Освобождения г...... с целью довести до сведения семьи русского солдата..........о смерти близкого родственника и получить от Правительства СССР причитающееся им материальное пособие

ОБЪЯВЛЯЕТ

что, вышеуказанное лицо прибыл в г...... летом 1944 года, находясь в то время в подчинении немецких войск, в качестве шофёра, он постоянно старался установить близкие отношения и дружбу с итальянским населением, открыто выражая свои анти-немецкие чувства.

Вследствие этого 24 декабря 1944 г. получив приказание отправиться с грузовиком для перевозки войск в коммуну ... во время перевозки он добровольно вызвал крушение грузовика, в котором сам оказался легко ранен, вызвал смерть двух немецких солдат и ранение многих других.

После происшедшего немцы ему угрожали, что он должен быть расстрелян, но вмешательство итальянских гражданских лиц не допустило этого преступления.

Его служба у немцев стала в дальнейшем невозможной и в феврале 1945 г. он убежал, для того чтобы соединиться с партизанскими отрядами действующими в этой зоне. В партизанских отрядах он показал свою активную, заслуживающую похвалы помощь, содействуя освобождению города ещё до прибытия Союзных войск... (орфография сохранена).

... Погиб 15 мая при разминировании.

Подписи очевидцев... пять. Печать командования полиции города. Подпись... Штамп командования бригады Гарибальди. Подпись... Подпись Секретаря Консульского отдела Посольства СССР в Италии... 1945 год.

Оставим стилистику в покое, бригады Гарибальди подчинялись коммунистам.

Документ? Да документ! Я пытался осмыслить его долго и мучительно... военнопленный работал шофёром - да работал, в декабре 1944 во время аварии приведшей к гибели двух немецких солдат и ранение многих, военнопленный не был расстрелян. И авария была, и расстрелян не был, продолжал служить у немцев - продолжал, только в феврале 1945 года убежал - да. Погиб после войны в Италии - да погиб. Материальное пособие Правительства СССР - не знаю было или нет. Но всё равно, что-то настораживает в документе, и события конкретные имели место и люди, но логика разваливается! Трагедия конкретного человека? Да, трагедия! Но нет чего-то объединяющего... Может читатели подскажут? Является, ли этот документ фактом трагедии конкретного человека? Или его можно отнести к документам, показывающим патриотизм советского народа? Как рассматривать? С точки зрения 1945 года? Или с точки зрения сегодняшнего дня, когда время сгладило все острые углы и отшлифовало все шероховатости тех событий, как волны морского прибоя обкатывают гальку на берегу?

Но вернёмся к заглавию статьи. Собирая материал о Лобовикове, я сталкивался с документами, газетными статьями и информацией в Интернете о Исупове и решил осмыслить весь набранный материал. И вопросов стало ещё больше! Нет, не к Исупову, а к людям, которые о нём пишут... Осмысленно ли пишут?

Приведу две цитаты из разных художественных произведений, но одна из цитат была взята для одной научной статьи. Речь идёт об одном и том же событии, произошедшем в августе 1928 года в Риме, немного разные описания, но смысл текста похож друг на друга как две капли воды:

«12 августа Коненковых посетили московские художники Федор Богородский, Георгий Ряжский, певец Гаврилов. Говорили о России, о Горьком, о Шаляпине» из книги Бычкова Ю.А. «Коненков» 1985 года.

Из статьи «Итальянский период творчества А.В.Исупова» - «А.С.Курская, жена полпреда СССР, работавшего в Италии с 1928 по 1932 г., воспоминала, что как-то в Риме «собрались советские художники: Исупов, Гаврилов, Богородский, Ряжский и недавно приехавший из Америки скульптор Коненков. Художники размечтались о Родине, о том, что они покажут в Москве. Один только Исупов сидел мрачный. Он вынужден был из-за костного туберкулеза жить постоянно в Италии».

Курская А.С. Пережитое. М., 1965, с. 243–244.

Вроде бы всё нормально и автор воспоминаний, который использовался для научной статьи солидный! Ещё бы, жена Полпреда!.. И события имели место - собрались художники, попили чайку, поболтали, помечтали! Но всё равно, что-то не то! Как под копирку. Да и воспоминания спустя тридцать-сорок лет притупляются. Что-то нельзя говорить, что-то говорить неудобно, что-то даже очень неудобно, ведь если это было хорошо вчера, это не значит, что это же самое будет хорошо сегодня, может быть и наоборот. И если для художественного произведения вольная трактовка и фантастические выводы из таких событий это нормально, то использование таких воспоминаний, и самое главное, выводы из подобных воспоминаний, не подкреплённых другими документами и фактами, для научной статьи, с моей точки зрения недопустимы. Тем более, никто стенограмму встречи не вёл, пиши, что хочешь, делай выводы, какие пожелаешь! И участников событий не спросишь - уже их нет!

Но мне прислали факты из биографии встречающихся...вот где интересно!

  1. Курская Анна Сергеевна - жена полпреда в Италии Д.И. Курского и глава итальянского отдела ВОКС. Да и сам полпред Д.И. Курский - один из организаторов внешней разведки СССР (в 1931 году ВОКС поддерживал связи с 77 странами мира, в то время как дипломатические отношения СССР имел лишь с 29 государствами). Как Вы думаете, читатели, какую ещё функцию, кроме выставочной деятельности и культурного обмена, в таких условиях, мог выполнять ВОКС? Только не надо фантазий - Штирлиц и Иоганн Вайс - это кино...
  2. Богородский С.Ф. - художник (кто бы спорил), но вот ещё одна, мало упоминающаяся, часть его совсем недавней биографии - председатель отдела по особо важным делам революционного трибунала Нижегородской губернии, бывший заведующий следственным отделом Нижегородской губернской ЧК, заведующим особым отделом Оренбургской губернской ЧК по борьбе с контрреволюцией. В январе 1920 года был откомандирован в Москву в ВЧК;
  3. Маргарита Ивановна Конёнкова (девичья фамилия Воронцова). Родилась в семье адвоката Сарапульского окружного суда, Ивана Тимофеевича Воронцова. Наша Вятская!!! В 1922 году вышла замуж за скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова. Была знакома (вот сколько можно здесь понаписать! фантазии не хватит!) со многими известными людьми того времени - Федором Шаляпиным, Сергеем Есениным, Анатолием Мариенгофом, Сергеем Рахманиновым, Всеволодом Мейерхольдом. Из воспоминаний бывшего начальника Четвертого (диверсионно-разведывательного) управления НКВД-НКГБ генерал-лейтенанта Павла Судоплатова - «Жена известного скульптора Коненкова, наш проверенный агент, действовавшая под руководством Лизы Зарубиной (жены Василия Зарубина, резидента НКВД в США), сблизилась с крупнейшими физиками Оппенгеймером и Эйнштейном в Принстоне. Она сумела очаровать ближайшее окружение Оппенгеймера. После того как Оппенгеймер прервал связи с американской компартией, Коненкова под руководством Лизы Зарубиной и сотрудника нашей резидентуры в Нью-Йорке Пастельняка (Лука) постоянно влияла на Оппенгеймера. И еще ранее уговорила его взять на работу специалистов, известных своими левыми убеждениями, на разработку которых уже были нацелены наши нелегалы и агентура…» (документов и фотографий подтверждающие воспоминания Судоплатова - куча, есть даже личная переписка Эйнштейна с Конёнковой);
  4. А.В. Исупов, который… сидел мрачный;
  5. И другие действующие лица – С.Т. Коненков, Г.Г. Ряжский  и Гаврилов.

И, Вы думаете, что люди с такими анкетами, вместе собрались просто попить чайку и поговорить о Шаляпине? Или сказать Исупову - ай-яй-яй, как не хорошо, Алексей Владимирович - получили аванс за картину, и не Вас в СССР нет, ни произведения искусства!

И вот у меня возникли сомнения, и я задал себе вопрос, а кем всё-таки был А.В.Исупов - художником волей жизненных обстоятельств уехавший на лечение и застрявший в Италии? Но нет никаких данных, что он там занимался лечением, кроме слов самого Исупова. При костном туберкулёзе верхних конечностей, меня могут поправить врачи, нельзя подвергать суставы большим и длительным физическим нагрузкам, но, по словам Исупова, он там работал как вол. И это верно! Верю, что как вол, судя по выставкам 1926, 1927 и 1928 годов, но только на кого? На себя? А заказ ВЦСПС как же? Одни отписки...

Или же человеком, который заранее знал, что он не вернётся в СССР и давал определённые опрометчивые обещания определённым организациям, которые разрешали выезд из страны? Может поэтому он и сидел очень мрачный в кампании таких представительных людей, ибо знал биографию, пускай не всех, а только товарища по московскому художественному цеху Богородского, и ему напомнили об обещаниях? Но напомнили деликатно, чтобы не портить общей работы, ведь шла подготовка к возвращению А.М.Горького в СССР, а Алексей Максимович был очень строптивым человеком. Может быть...

Или, Исупов, тоже был чьей-то ширмой, как С.Т.Коненков? Может быть...

Был ли к середине 1928 года Исупов А.В. официально гражданином СССР? То есть юридически, а не просто имел в кармане советский паспорт. Прямых доказательств у меня пока нет. Для этого нужно знать законодательство 1922-1928 годов, структуру взаимодействия между ведомствами, включая и ОГПУ, их взаимодействие, в так сказать, неофициальном порядке и так далее. Но косвенные доказательства.....В 1930 году Исупов выставляется на 17 Венецианском биеннале, но не в павильоне СССР, а в Международном. Почему? А.С.Курская постоянно докладывала в Москву о необходимости более целенаправленной и агрессивной пропаганды СССР в Италии, тем более, что на тот момент этому способствовала и обстановка внутри самой Италии. И вдруг советский гражданин А.В. Исупов выставляется вместе с эмигрантом П.В. Безродным! Да и если Вы проанализируете произведения показанные на официальной выставке и на выставке Исупова, то найдете мало общего между идеями Советского государства и советского гражданина Исупова. А ведь на дворе не 2016 год, а 1930 год! Только что закончилась в СССР первая партийная чистка, лишен гражданства и выдворен из СССР Троцкий, проходят процессы по делу «Промпартии» и дело «Весна». Вопросы, вопросы...

А по какому паспорту выезжал Исупов в Нидерланды на открытие своей выставки в 1931 году? Кто и где давал разрешение и ставил визу? Опять вопросы!

Художники, жившие в Италии, были записаны в фашистский профсоюз искусств, членство в котором было обязательным условием для предоставления своих работ на отборочный конкурс биеннале, любых других выставок под патронажем государства, да и просто для получения хороших заказов.

Вот пример, подтверждающий выше сказанное.

В 1935 году Исупов посещает своего давнего знакомого художника И.П. Загоруйко... опять чай, задушевные беседы и так далее. Но сколько мне открытий чудных готовит просвещенья дух... Архивы!!! Обращение художника Загоруйко об участии в выставке. Я переписал только концовку письма, а весь текст желающие могут посмотреть в архиве ASAC:

«.....Я уже участвовал в XX Биеннале в павильоне иностранных художников, проживающих в Италии. Прошу учесть, что я записан в Межпровинциальный фашистский профсоюз искусств Салерно (с главным штабом в Неаполе). Заранее благодарю. С фашистским приветом, Джованни Загоруйко. Я являюсь представителем русской белой эмиграции (7 октября 1920, Крым)».

Письмо Ивана Загоруйко в администрацию биеннале в ноябре 1937 года. La Biennale di Venezia, ASAC.

А сколько еще таких обращений, просьб, заявлений, сообщений от разных русских художников, и не только художников, в различные государственные учреждения Италии можно найти...о-о!

Вернусь в 1943-44 год.

Стоит ли опираться в научных статьях, а не в художественных опусах, на тему участия А.В. Исупова в Сопротивлении на нижеследующие мемуары или на документ, который был приведён в самом начале статьи и делать какие-либо выводы?

«.....встреча.....произошла на улице (в Риме) так же случайно в один воскресный день, как и у художника с Кубышкиным. У ларька мелких галантерейных вещей стояли три русских молодых паренька в поношенном одеянии немецких солдат.....». Флейшер А.Н. «Алексей Владимирович Исупов».....и так далее и так далее... опять чай.

А вот другой пассаж... «И вот в первом часу этого воскресного дня привозят нас обратно в лагерь. Глядим, возле ворот полно народу, итальянцы и итальянки угощают нас и немцев едой, вином. А немцы - те норовят взять побольше... ». Это воспоминания другого участника группы сопротивления Флейшера, опубликованные в газете «Коммунар» 2, 6 и 7 октября 1970 года.

Уважаемые представители науки в ваших публикациях об участии А.В. Исупова в Сопротивлении вы опираетесь на вот такие мемуары, конъюнктурно, без осмысления. И всё это гуляет по ресурсам Интернета, которые дают ссылки на ваши же статьи! И все это читают школьники и студенты, которых Вы учите, и думают, что раз в своих статьях мой преподаватель, опирается на эти документы, значит, так оно и было! Это, что описание немецких концлагерей и советских военнопленных?!! Узники покупали расчёски, одеколон и пили вино?!! Я просто обратился к первоисточнику. А ведь речь идёт о сентябре 1943 года! Только-только отгремела Курская Битва! Я не спорю, и допускаю, что данные события и факты могли иметь место! Я о Сопротивлении! Знать и понимать, что ты знаешь, на мой взгляд, это разные вещи.

По Ялтинским соглашениям репатриации подлежали ВСЕ ГРАЖДАНЕ СССР! ВСЕ, БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ!! Что же случилось с нашим земляком Исуповым? Его даже соглашения не коснулись, подписанные Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем! А ведь до улицы Виа-Номентана в Риме, где располагалась в двухэтажном особняке миссия уполномоченного СНК СССР по делам репатриации, от дома, где жил Исупов, не так уж и далеко...

Товарищи преподаватели и научные работники, знаете ли вы, что из Италии было репатриировано 54.350 человек. На отдел уполномоченного СНК СССР по делам репатриации в Италии (создан в ноябре 1944 года) и советскую разведку и работали сотни и тысячи людей из состава Бригад Гарибальди и других итальянских отрядов, которые очень тщательно собирали информацию, о том, где находятся, скрываются или могут находиться русские, любые русские. Ведь не все хотели возвращения домой, и причины их не желания встречи с Родиной могли быть совершенно различные. От воинских преступлений до простой любви.

Работа органов репатриации заключалась в следующем:

По мере поступления, репатрианты подлежали направлению:
а) Военнослужащие Красной Армии (рядовой и сержантский состав), находившиеся в плену. В армейские сборно-пересыльные пункты. А, после проверки в них, – в армейские и фронтовые запасные полки;
б) служившие в немецкой армии, в специальных строевых немецких формированиях, «власовцы», полицейские и другие лица, вызывающих подозрения – в спецлагеря НКВД;
в) офицерский состав – в спецлагеря НКВД;
г) гражданское население – во фронтовые сборно-пересыльные пункты и пограничные проверочно-фильтрационные пункты НКВД. Из них, после проверки мужчин призывного возраста – в запасные части фронтов или военных округов, остальных – к месту постоянного жительства (с запретом направления в города Москву, Ленинград и Киев)... и на каждого составлялись бумаги, НА КАЖДОГО!

Учитывая заслуги четы Коненковых перед Родиной, в США по указанию И.В.Сталина в 1949 году был направлен целый теплоход, чтобы вывезти и Коненковых и мастерскую Сергея Тимофеевича в СССР, а в нашем случае… даже билет на поезд за свой счёт не дали купить...

У меня есть теперь возможность получать документальный материал о событиях, произошедших в Италии в 1918-1950 годах, о работе советских граждан и учреждений в Италии в этот период, о белой эмиграции и по мере поступления материала я буду публиковать документы и об итальянском периоде жизни А.В. Исупова.

Александр Рашковский, краевед, 16 марта 2016 года.

Материалы по теме
Мнение
26 октября
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Заметки на полях по поводу ответа ФБК* Максиму Кацу
Мнение
5 июля
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Не поддерживаю блокировку каналов, даже кремлевских и пропагандистских
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Писатель Юрий Панченко
22 мар 2016 23:45

В перестройку на художнике Исупове хотели много заработать, на факте его захоронения в Италии.
Раздуть на всю Европу его значение до уровня Репина, сделать мраморный памятник, отвезти в Италию, ну и прочее, далее звания, награды...
Как обычно, пыль поднять на пустом месте, осыпающуюся денежками, денежками...
До сих пор не знаю ни одной работы Исупова, и - а был ли такой художник? Нет работ - нет и художника?

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
История