Тот кто ждет рефлексии от чего-то эстетического или жутко умного очень сильно ошибаются. Сильная рефлексия может рождаться и большой глупостью и очень слабым культурным феноменом.
Вот тут Эрих Фромм меня вытолкнул в некоторую рефлексию.
Страх бессилия перед жизнью рождает веру в потустороннее, над земное, как способное за нас управлять земным, перед которым мы бессильны, и эта тяга к мистике может принимать очень неожиданные формы обряда очищения для обретения собственной силы.
Нацизм подчинил обряду смерти свой ужас пред бессилием в ожидании силы не как победы над собой, как мистического события, которое само по себе вдруг наполнит народ, наполнит мир. И здесь усилия играют другую роль, эта роль не длительного созидания и медленного пути к себе в мире, а роль внезапного действа волшебной палочки из небытия и в бытие.
Знаете, такое мистическое сжимание времени. Обряд как сжимание времени и скорейшего облегчения от страха, который никуда не уходит и все время прожигает желанием немедленного. Оглянитесь на сегодняшний день. Мы русские, как и немцы впали в это же состояние.
И ведь самое интересное, что это ни как не коррелирует с текстом Фромма, но приглядеться…
Какой такой "облегчение страха"? А у кого страх? Страх с кем, простите? Единственное что коррелирует между немцами и нами, это свечение культуры в том же диапазоне - у них в расцвет национал-социализма 20х, у нас в пике либерализма. Мне встретилось такое сравнение где то в потоках lenta.ru, сейчас не найду. Действительно, те же фетиши, те же краски саморастления потребительской субкультуры. Унизительно. Хотя бы потому что отстаем на 90 лет... Но страха нет. Мы - не немцы!!
Мечты сбываются, обязательно, хоть и не сразу. Точно так же сбываются пророчества. И точно так же сбываются всякие "самосбывающиеся прогнозы". Просто потому, что мы сами реализуем собственные ожидания, обычно совершенно неосознанно. Умели бы люди правильно мечтать... А ведь много, увы, очень нехороших мечт... Обряды мистиков призваны придавать направления мечтам... Но и мистики тож не аньгелы...
" страх бессилия перед эизнью рождает веру в потустороннее". Полагаю, что посыл неверен. Страх перед смертью рождает веру в потусторонне и вся вера в Бога зиждется на этом страхе. До революции 1917 г в России православная церковь не отрицала этого. В 20 веке на словах православные служители стали говорить, что основа веры- это любовь, а не страх перед смертью. Но в проповедях и беседах доаольно часто грозят карами. Пушают болезнями и смертью. Что ни говори, а основной мотив, который приводит людей к вере в Бога- это страх. Страх перед смертью. Кто не боится смерти, тот не нуждается в поисках мифического спасения и не верит в Бога. Я так считаю.
Люди очень разные, Вова, и мотивация у них самая разная. Страх смерти - мотивация для самых примитивных, ведь бессмысленно избегать неизбежного. Религия - феномен сложный и каждый в ней находит своё. А как предмет и метод - бесконечно интересна :)
А интересно, крымские татары тоже говорят - мы русские?