Будь сегодня Москва доступнее для рядовых провинциалов, я бы наверняка была среди его единомышленников, искренне скорбящих у рокового моста.
Борис Немцов был украшением всех правозащитных конгрессов, которые удавалось собирать МХГ в "Космосе" в начале двухтысячных. Богатырь и красавец, умный и смелый. Обладающий безупречной коммуникативной культурой, в чём я могла убедиться, когда дважды подкатывала к нему в перерывах со своими немудрящими вопросами в числе многих всегда окружавших его региональных правозащитников.
Безукоризненным в общении с народом был и Григорий Явлинский, с которым я толковала аж трижды; последний раз – о газете "Яблоко Подмосковья", которая была очень, на мой взгляд, удачным партийным проектом, но, увы, быстро вскоре куда-то исчезла. Григория Алексеевича всегда сопровождал телохранитель, который оставался в зале, когда шеф зажигал (без натяжек - отлично!) в президиуме, а на встрече с кировчанами в библиотеке Герцена на Явлинском под пиджаком был бронежилет. Покушение на сына и, очевидно, другие, неведомые широкой публике события жестоко учат бдительности.
Беседа с Михаилом Касьяновым, который удостоил своим присутствием последний, развальный конгресс МХГ, меня не соблазнила: таким недобрым подозрительным взглядом ещё на подходе окинул он меня, безобиднуюстарушенцию, из-за стены дюжих охранников. Может быть, фото сохранилось у Дениса Шадрина, который из избирательского "Голоса".
Увы, только дежурные политические банальности услышали жаждущие лично пообщаться с Гарри Каспаровым на предпоследнем правозащитном конгрессе, где он был в президиуме и выступил блестяще, внушив всем присутствующим новые надежды. Однако затем амбициозность Гарри Кимовича при его тактической неискушённости и с огромной помощью крикливых подсадных (догадка об этом пришла позднее) помощничков-дезорганизаторов, да ещё в отсутствие Людмилы Алексеевой похоронила и надежды, и саму традицию правозащитных форумов, несколько лет бывших трибуной всех российских демократических сил.
Немцов высился утёсом и среди ближайших попутчиков из СПС и "Парнаса", главной целью которых оказалось пребывание во власти. Будут ли сегодня на мемориальном (и небезопасном – по крайней мере, для карьеры) марше наши временщики Никита Белых и Маша Гайдар?
Борис везде и всегда ходил без охраны и оказался самой лёгкой мишенью для политических отморозков. Все они – заказчики, исполнители, укрыватели от возмездия – покрыли себя позором. А он всегда останется в нашей памяти настоящим Мужчиной. И Человеком, а не корыстной "тварью дрожащей".
украинских девушек по мостам гулял?
вы бы хоть текст прочли, а не только заголовок
Ну девушки его любили, он был красавец каких мало и с мозгами ученого. Вам завидно?
Политик Владимир Кара-Мурза-младший:
Для меня Борис Немцов был одним из самых чистых, смелых и порядочных людей, которых я знал в этой жизни. Очень редкое качество для политика — сохранить себя, свои принципы, не предавать друзей и убеждения. Таких людей практически нет, а он был таким. И таких больше не будет. Есть расхожая фраза, что политика всегда делается грязными руками. Нет, не всегда. Политика делается такими руками, какими ее делаешь. И он ее делал честно, потому что любил Россию и хотел, чтобы она стала нормальной, свободной, европейской страной.
Когда говорят, что политики не бывают честными, мы все знаем исключения: Андрей Сахаров, Владимир Буковский — люди почти святые в политическом смысле. Борис Немцов не был святым, он был нормальный, живой человек, но он никогда не предавал то, во что верил, не предавал своих друзей, свои убеждения. Он все делал для того, чтобы наша страна была процветающей и свободной.
Он был очень близким мне человеком, крестным отцом моей дочери. Мне сейчас трудно говорить о каких-то политических вещах — я и моя семья потеряли очень близкого мне человека. Он всегда был рядом, даже когда географически мы были в разных местах. Я несколько лет жил не в России, недавно вернулся, в прошлом году. Но моя младшая дочь всегда знала, что у нее есть крестный отец, на которого можно всегда рассчитывать и в трудные минуты, и в радостные.
Во время крещения, когда мы были в храме, к нему подошел один прихожанин, который направил ему обращение в 97-м году, когда он был членом правительства. Когда он начал напоминать о чем писал, Немцов сразу вспомнил и договорил за него. Оказалось, что он всё это помнит. Мне кажется, сейчас больше нет таких людей. Он был фактически третьим человеком в государстве и по прошествии 20 лет вспомнил этого простого прихожанина, на письмо которого отвечал. И было видно, что это не фальшь, что он на самом деле это помнит. Вот в этом — всё его отношение к людям.
Марш мертвеца. Колонка Романа Носикова
http://riafan.ru/506044-marsh-mertveca-kolonka-romana-nosikova
Сейчас я смешное скажу.
Даже спустя годы наблюдения за теми, кто в нашей стране именует себя «совестью нации», «людьми с хорошими лицами» и прочая, прочая, у меня все еще есть надежда на то, что рано или поздно у них хоть что-то получится. Пусть даже не так, как надо, не так, как делают люди с прямыми руками. Пусть это будет даже вредно лично для меня — я все равно буду рад за них. Это как впервые получить по морде от инвалида-паралитика, которого ты неизвестно зачем учил карате лет десять подряд, рыдая от ужаса и жалости.
Но нет. Не в этот раз. Не в этой жизни, наверное.
Я полагал, что такое элементарное дело — просто пройти по столице с печальными лицами, чтобы почтить память погибшего товарища, — можно было сделать даже при их степени умственного и морального развития.
Просто пройти. С печальными лицами.
Никому не мешая, никого не раздражая — скоро ведь выборы. А если раздражая и мешая, то хотя бы без плакатов с названиями своей партии: смотрите, мол, как нашему «Парнасу» плевать на граждан.
Господи, я оказался слишком требователен! У них опять получился карнавал.
Итоговым вердиктом к нему может послужить фраза автора стихов про Гитлера Алексея Широпаева: «Только что вернулся с московской демонстрации памяти Бориса Немцова. Сразу скажу: вернулся в хорошем настроении».
Ласковое касание украинского флага
«Мы с Ильей Лазаренко, редактором «Русской фабулы», шли в колонне «Свободу Надежде Савченко!». Во главе ее шагал адвокат Марк Фейгин, защищающий Надю Савченко. Скажу прямо, мы сразу ощутили себя в своей среде. Это было очень здорово: идти по Москве и чувствовать, что твоего лица ласково касается украинский флаг», — написал у себя в Facebook Широпаев.
Действительно, все было именно так, как они любят и как любил покойный: нацистские приветствия, гимн Украины, жовто-блакитные стяги. И как финал, как кода, как момент наивысшей точки — избиение старика, который посмел кричать, что бандеровцы — не герои.
Перефразируя начало известной книжки: «У нас был один мертвый Немцов, одна заключенная Савченко, 10 флагов Украины, текст гимна и бандеровские речевки. Рано или поздно мы должны были перейти на эту дрянь».
Один из организаторов подошел к деду и ударил его кулаком в лицо. После этого поминающие покойного схватили избитого старика и сдали полиции.
Позднее те, кто бил деда, в своих креативных бложиках еще и рассказали, что дело-то было совсем наоборот: это дед их бил, угрожал им, а они его и пальцем не тронули.
Требование смерти
Иными словами, снова сделано все, чтобы соотечественники не забывали, помнили, знали свою родимую оппозицию и держались за Владимира Владимировича Путина, за «Единую Россию», как за маму с папой. Боясь разжать ладошки хоть на секунду, чтобы не украла его вот эта злая тетка с пальцами, как когти, и с носом, как вороний клюв (антисемитизм запрещен в Российской Федерации). Чтобы не били его, старого, по морде и не посылали его, молодого, в АТО. Чтобы не заставляли его скакать в школе, не учили его ненавидеть себя и предков с детсадовского возраста. Чтобы не кричать потомку героических советских солдат «Героям слава!» и не чтить Власова, Каминского или Краснова.
Потрясающе то, что люди, опозорившись, гордятся этим позором как неким достижением, как победой. А ужас окружающих трактуют как доказательство своего превосходства.
На самом деле, их политические требования — разношерстные, эпатажные, разнонаправленные — от прекращения войны с Украиной и ухода Путина до введения национального государства русского народа и распада на удельные княжества — это не что иное, как требование смерти. Потому что только после смерти настоящего хозяина наследники и враги могут приступить к дележу имущества, а черви — к пиру.
Им даже в голову не приходит, что реакция общества — это не акт признания их субъектности, а удивление, с каким люди смотрят на невозможную диковину. Невозможную не по причине какой-то колоссальности или гениальности, а по причине исключающего жизнеспособность уродства.
Кто-то хоть раз видел говорящих могильных червей? А вот поди ж ты.
Вурдалаки поливают грязью достойного и смелого человека, тем самым поддержвая убийц и воров. Как говорил Немцов "Бог не в силе, он в правде" и все те, кто пишет клевету на умершего человека - будут отвечать перед Высши Судом.
Андрей Угланов:
Чиновником он оказался абсолютно честным. Я лично присутствовал при разговоре, когда «за содействие» ему предлагалась доля в нижегородской телефонной сотовой компании, второй в России после Москвы. В ответ он предупредил, что при повторной попытке его коррумпировать область для просителей будет закрыта.
Он и вправду мог стать политиком мирового уровня. Но проигнорировал хорошо известную истину, что Москва – это не солнечный город будущего. Как и тысячу лет назад, здесь всё та же Византия, где политика делается под ковром и не с открытым забралом. А он так и остался доморощенным Дон Кихотом, положившим жизнь на борьбу с ветряными мельницами.
Таким и останется в памяти – рыцарем печального образа, с почти гагаринской улыбкой на лице.
"Аргументы недели" (5.03.2015)
Герой России - Борис Немцов
Звание Героя Российской Федерации предоставляется за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига. Предоставляется оно в том числе и посмертно.
В последние годы звание героя доставалось и людям, далеким от подвигов - чиновникам, работникам сельского хозяйства, кабинетным функционерам силовых ведомств. На эту практику мы не будем ориентироваться, пусть она останется на совести тех, кто им раздает звания.
Но есть смысл спросить себя всерьез, можно ли в один ряд с космонавтами, военными, разведчиками, спасателями поставить тех, кто ведет журналистские расследования, кто защищает природу, кто в политике отстаивает конституционные свободы и противостоит влиятельным коррупционерам. На мой взгляд нет никаких сомнений в том, что иногда журналист, эколог, политик совершает подвиг в интересах народа, рискуя своей жизнью, отстаивая и защищая в том числе и жизни других людей.
Не хотелось бы, чтобы были основания для такого подвига, чтобы вообще были события из-за которых журналисту, экологу или политику пришлось бы рисковать жизнью. Но нет сомнений в том, что их дело защиты сотен и тысяч граждан тоже является подвигом. И в ряде ситуаций конечно такие люди достойны звания Героя России.
Борис Немцов несомненно спасал жизни, когда боролся против политического насилия в стране, когда защищал политзаключенных, когда отстаивал право на свободу собраний, право на жизнь для российских военных. Борис Немцов несомненно рисковал жизнью, когда выступал против влиятельных коррупционеров во власти и когда рассказывал, как в безымянные могилы выкидывают российских солдат.
Он один из тех, кто стоял за права и свободы тогда, когда стоявших на площади было мало, когда не было сотен тысяч на улицах Москвы. Он несомненно совершал подвиг последние годы и дни своей жизни и сама его жизнь до последнего дня была подвигом.
Не думаю, что нужно просить у кого-то этого звания и собирать подписи. Точно не те, кто его убивали, должны это звание давать.
Я считаю, что Борис Немцов - Герой России. И я уверен, что однажды у него будет это звание. Время мракобесия уйдет, а время здравого смысла оценит по достоинству все, что сделано Немцовым и все, что он хотел сделать и за что его убили.
Олег Козырев