Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Архангельская область
  2. Его звали Болек. Лех Валенса и «Солидарность» под крышей КГБ

Его звали Болек. Лех Валенса и «Солидарность» под крышей КГБ

Леонид Черток
Леонид Черток
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Громкий скандал последних дней – в Польше обнародованы документы, по которым первый президент этой страны (раньше ей управляли, как и Советским Союзом, партийные чины), лидер движения «Солидарность» и видный антисоветчик Лех Валенса с середины 70-х был агентом КГБ под оперативным псевдонимом «Болек» (известный мультяшный персонаж того периода). Сам Валенса такую порочащую его связь наотрез отрицает и даже знает, кто запустил эту «утку» - офицер польской госбезопасности, которому в своё поручили завербовать популярного в Гданьске гражданского активиста, а он задание позорно провалил.

Я тут же вспоминаю, как в конце 70-х по Кантемировской дивизии ходили разговоры – скоро поляков усмирять поедем. А что, и очень даже просто – в Венгрию 56-го на танках заезжали, в Чехословакию 68-го тоже, почему бы и не в Польшу? Для меня такая спецоперация стала бы большой личной проблемой…

…Нас выпустили в Польшу в гости к родственниками летом 72-го, и то только потому, что мама подала заявление об уходе из Центрального Театра Советской Армии (по строгостям почти режимное предприятие). Контакты с ними были установлены в середине 60-х. До этого считалось небезопасным, все три уехавших брата моего деда вели активную эмигрантскую деятельность, такое родство, мягко говоря, не поощрялось.

Уходили мои двоюродные деды, как было модным в 20-е годы, с боями через Крым. Только один выбрал убежищем от большевизма почти исторически родную Польшу (генетическое древо этой семьи имело итальянские корни), и то, как скоро стало понятно, не угадал. Там дед Сергей служил офицером в польской армии и вовремя скончался от мирной болезни незадолго до начала Второй мировой войны. Нас нашёл его сын Анджей, убеждённый коммунист, участник польского сопротивления, потерявший в подполье ногу, директор школы во Вроцлаве. Он же поведал, что двое других дедовых брата устроили жизнь в Лондоне и Париже. Но с ними лучше не общаться, уж очень они злобствуют на СССР.

Итак, Польша 1972 года. По виду мало отличающая от Советского Союза, та же бедноватая уравниловка. Правда, побольше машин на улицах, но каких?! В основном «малюхи» - малолитражки, похожие на наших «горбатых» «Запорожцев». С едой примерно одинаково, с ширпотребом чуть-чуть получше. Мама, до этого объехавшая с театром все наши группы войск (не пустили только в Польшу, прямо обозначив, что из-за родни), всю поездку с ностальгией вспоминала венгерские вещевые рынки.

И всё же… польский социализм в более облегчённом варианте, чем наш. Есть «приватны склепы» (частные магазины, цены заоблачные), частные кафе (тоже каждый день не походишь), частные такси и сельские «господарьства» (из названия понятно). В кинотеатрах превалирует голливудская продукция, её даже по телевизору крутят. А ещё, и это главное, поляки могут выезжать на запад. Как в турпоездки, так и по частным приглашениям. Многие остаются. Почему разрешают? Потому что понимают – без этого режим не удержать, у поляков очень сильны родственные связи. Также и религия, как составная часть социалистического государства: вечером - на партсобрание, с утра – в костёл. Завтра запретишь – страна взорвётся вплоть до атеистов.

То есть, поляки собственными глазами видят, как можно жить при капитализме (а не глазами «Клуба кинопутешественников»). Но среди них много патриотов, верящих, что «Польска несгинела». И, если что-то менять в жизни, то у себя в стране.

Нас там не любят (и сейчас, и тогда). Активно. Я слышу на улицах, как злобно шипят в спину советским офицерам, вижу, как плюют вслед. Родственники заставляют выучить набор обиходных фраз – «пока сообразят, кто ты, успеешь убежать». Маму везде принимает за свою и умиляются акценту. Почти виновато нам объясняют всю запутанность русско-польских отношений, начиная с царя-батюшки. Но главная претензия – почему не пришли на помощь во время Варшавского восстания? Я тоже не понимал. Пока не вырос. И не попал в армию. И не узнал, как сами поляки вели себя во время подавления восстания в варшавском гетто.

Ощущение, что Польша недолго будет под социализмом, присутствовало уже тогда – зыбок и временен был этот строй на их почве. Особенно, когда молодые родственники, приезжавшие потом в Москву, с воодушевлением рассказывали о поляке-папе (Римском), надеялись на его авторитет в мире и защиту.

Вы думаете, в КГБ этого не понимали? Всё-таким там зашоренных дурней было поменьше, чем в других идеологических организациях. И, если нельзя остановить процесс отторжения от соцлагеря, не доведя ситуацию до Третьей мировой, нужно было хотя бы попробовать его контролировать. Это я к тому, что готов поверить в Валенсу-агента.

Только что из того? Лидер профсоюзной организации не стал попом Гапоном, не повёл своих товарищей на танки, на пулемёты, хотя этого ждал весь мир (отдельный вопрос, за кого где болели). Мне кажется, что именно персона Валенсы во главе сопротивления не допустила начала серьёзных репрессий и ввода советских войск – на заседаниях ЦК КПСС глава КГБ Андропов всегда мог козырнуть, что у его «конторы» всё под контролем.

Ну, а дальше началась борьба нервов и выживаемости двух систем. Нас в те годы в Польшу уже не выпускали, зато пускали их к нам (правда, в основном через Литву, но страна-то была ещё общая). Как вы помните, мы тоже в 80-е не очень-то жировали. Но в Польше было гораздо хуже. Магазины стояли абсолютно пустыми, из-за гиперинфляции зарплату могли выдавать два раза в день и отпускать людей с работы на пару часов, чтобы хоть что-то успеть купить. Те, у кого было масло, шли в гости к тем, у кого были макароны, и кутили. Многие уехали, отпускать стали почти свободно (правда, не всех и не везде принимали), но большинство потом вернулось с деньгами, которые влились в национальную экономику. Я знаю тех, кто много лет жил между Польшей и Америкой – зарабатывал за океаном, а отдыхал дома. Ну, пусть так… хотя по мне это не жизнь. В итоге капитализм победил, в чём ему очень помогла шоковая терапия (вывод всех ведущих экономистов).

И в этом заслуга Леха Валенсы, пусть и трижды агента КГБ. А сколько его коллег-сексотов (секретных сотрудников) заседают сегодня в Кремле и на Охотном ряду, борются с режимом Путина в рядах непримиримой оппозиции, проклинают с экранов телевизоров коммунистическую идеологию, заправляют творческими союзами? И получают со всего барыши, когда Валенса давно на заслуженном отдыхе.

Вы хотите их знать поимённо? А зачем?

 

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
22 августа
Кирилл Суворов
Кирилл Суворов
Лебединая песня депутата МГД и члена хора «Единой России» Магомета Яндиева
Мнение
30 июля
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Открытие парижской Олимпиады стало нечаянным тестом на гуманизм, толерантность и современность
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме