Кажется, никого не оставила равнодушной благодушная совместная фотография Михаила Ходорковского, Валерии, Пригожина и Венедиктова в лондонском ресторане.
Особенно поразил и огорчил (как в свое время огорчила беззубая позиция путинского сидельца относительно возвращения Крыма Украине) пространный комментарий самого Ходорковского к этой фотографии в ответ на претензии представителей оппозиции нынешнему преступному режиму.
«Понимаю причины Вашего дискомфорта — есть мы и они, они мочат нас, мы их. Любой мостик — потенциальное предательство. Недовольны и на другой стороне баррикады, но причина чуть другая — им удобна гражданская война, как альтернатива несменяемой власти. Не мирная революция, а война с болью и кровью. Это повышает барьер входа в революцию, делает его запредельным. Для решения задачи им важно, чтобы общество было фрагментировано, чтобы люди видели друг в друге врагов, чтобы накапливался потенциал недоверия. Мостик над пропастью — путь для компромисса помимо Кремля. Но у них проблема.
Мы не только «политические животные», мы люди, сограждане с тысячами связей и интересов помимо политики. Вот я, например, будучи человеком из простой семьи, технарем, наконец зеком, который 10 лет не мог выбирать, на какой концерт сходить, просто люблю Валерию. Я ее слушал почти каждый день, годы. Она мне напоминала о доме, и я ей могу простить все, если ей нужно мое прощение. Когда ко мне на прием придет пенсионер Данилкин, я не буду вспоминать ему приговор, а просто помогу разобраться с его проблемой, если это будет моим делом, поскольку для меня важнее, что он мой соотечественник, чем то, что мы были по разные стороны баррикад. Такое уже было в моей судьбе. Мы фактически стояли с оружием друг против друга, а потом мне довелось помочь человеку выжить в тяжелые годы. Люди должны ощутить, что между нами, согражданами, родство.
Родство помимо и вне Кремля, тогда у вождей не будет шанса. Тогда революция не обернется гражданской войной, поскольку никто не будет терять все. Но кому-то надо сделать первый шаг. Считаю, что это роль культурной элиты — построение мостиков внутри расколотого общества. А то, что мы все ошибались и еще будем ошибаться, будем в чем-то не сходиться — так это нормально. Зрелость общества меряется способностью к компромиссу. Мы, судя по этому критерию, дурные подростки. Пора вырастать!».
Мне трудно согласиться с этой якобы взрослой примиренческой позицией Михаила Ходорковского по отношению к путинистам на доверии (Валерии, Пригожину, да и Венедиктову тоже) в связи с публикацией их совместной фотографии.
При этом я совершенно не сторонник физической расправы или любых насильственных действий в отношении конкретных апологетов нынешнего преступного режима от шоу-бизнеса (доказательств их горячей приверженности губительному для страны курсу неадекватного вождя в публичном пространстве множество), и тем более даже в страшном сне не хочу гражданской войны в многострадальной стране.
Однако (вслед за Виктором Шендеровичем) считаю, что признаком нравственного здоровья любого человека является обязанность называть белое белым, а черное черным. И сторонится людей с дурно пахнущим моральным амбре – «не прихоть чистюли, а элементарная гигиена».