Хочу привести целый абзац из интервью Мераба Мамардашвили опубликованного в журнале "Философия и социологическая мысль" в 1989 году.
"Принцип культуры, в отличии от нигилизма, есть принцип "я могу". Мир устроен так. что моей индивидуальной точке находится МОГУ, - отсюда определенная онтология! - в том числе: могу иметь нравственность, могу иметь то, что называется непосредственно аналитическим чувством. Кант не случайно называл это единственной теодицеей, оправданием Бога, разумного устройства мира. Мир разумно устроен в том смысле, что в какой-то его точке, на знающей все, не хватающей все, есть очевидность. Это картезианская очевидность: я мыслю - я существую - я могу. А противоположное - очень просто "не-я могу". Значит, может всегда кто-то другой, чаще всего - только Бог, хотя, как мы знаем, возможны и другие варианты: например, в тоталитарном государстве".
И дальше Мамардашвили размышляет о том, что "не-я могу" - это есть нигилизм. "... не-я могу, может Бог (или вообще кто-то другой, или что-то другое). Но здесь неминуема критика Бога, поскольку все это потом не осуществляется, и выходит, что "никто не может", а тот, кто делает вид, что может, только притворяться. И тогда все возвышенное представляется как корыстное, как "переодевание" низменного. Отсюда - критика, но не в кантовском смысле, а как разоблачение. Все дрянь: я - дрянь, все вы - дрянь, никто ничего не может".
Для меня в этих двух абзацах Мамардашвили почувствовал нынешнюю эпоху. Мы как будто зацепились за углы этого размышления, зацепились и висим, ни как не можем не сорваться в низ, ни подняться вверх. Нигилизм, "НЕ-Я МОГУ" оказался некоторым нашим смыслом, внутри которого мы как-то заперлись и боимся выйти, потому что снаружи нас ждет разочарование в во всех смыслах, отказ в том, что вообще кто-то что-то может. Мы держимся за это, наши правители держатся за это. Мы, похоже, с нашими правителями боимся одного и того же. Нам страшно оказаться в области "один-на-один" с пустой, с безысходностью, с немощью как своей, так и немощью окружающего мира. Единственная наша зацепка - это "не-я могу", а может кто-то другой и только он может, он наше все, он и патриот, и учитель, и вождь, и защита, и все, потому что МОЧЬ - это его прерогатива, а не моя.
Но там за спиной у этого всемогущего "отца" маячит разочарование, оно выглядывает всеми своими ушами, хвостами, рогами и его-то, этого момента разочарования, мы боимся еще больше. Опыт наш уже показал, что когда рухнет наше могущее божество - наступит кошмар разочарования, ведь в себя-то мы разучились верить совсем, ведь все силы мы бросили на веру в того кто может, а разочарование раздавит не только веру, оно раздавит весь наш мир, который держится на полном безверии в себя, в собственные силы, в собственную мощь, и держится полной, всеохватной вере в НЕГО, в идола, а потому что только идол и может.
И что бы не замечать хвостов, ушей и рогов, торчащих у идола за спиной, мы начинаем придумывать что-то хорошее, райское, радостное: "тысячелетний рейх", "сорок лет процветания". В старорусской традиции фраза "сорок сороков" обозначала вечность, как и фраза "тьма" - "тысяча".
Мы живем в эпоху безверия в себя, мы живем в эпоху нигилизма, отказа от себя самого. Все эти фундаментализм - это всего навсего отказ от себя и поиск "истинных" начал. Мы не верим в способности себя что-то изменить. Мы шикаем на тех, кто еще верит и что-то делает. Мы усмехаемся. Мы стали мудры и перестали верить в себя. Мы думаем, что мы ушли от себя к Богу, а на самом деле мы ушли от себя к идолу, потому что поход себя к Богу требует веры в себя, в собственные силы, еще большей.
Мы-то думали, что все эти диктаторы находят в людях какое-то зло и потом этим злом развращают людей, а, оказывается, ничего подобного. Вам теперь понятно почему сегодня так легко люди подчиняются диктаторам, так легко разменивают демократию на авторитарные и полуавторитарные режимы. Дело в том, что это даже нужно не диктаторам, а, прежде всего самим людям. А диктаторы лишь пользуются удобным моментом, моментом разочарования человека в собственных силах и во всем что вокруг. Мы не хотим постигать себя здесь и сейчас, нам легче махнуть на себя и уехать туда, где наше разочарование в себя не принесет нам и нашим близким вреда, как нам кажется. Ностальгия - это не про потерю Родины, это про пропасть разочарования в себе и полную потерю себя без здесь и сейчас. Уехать или забиться в угол и говорить о бессмысленности происходящего и рассказывать как весь народ сошел с ума. Но они такие же нигилисты, как и мы и так же не верят в себя, собственную возможность.
Республика Коми
Мы зацепились за нигилизм
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Комментарии (9)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Никто не свят, а только Господь. Человеку должно жить в постоянном внутреннем диалоге с Богом, не признавая никаких авторитетов кроме Бога, чтобы быть действительно свободным. Никаких других вариантов для себя я не нашёл.
Ну, раз уж Игорь все равно не читает комментарии, обращаться к нему не стоит.
Игорь почему то все перевернул с ног на голову. Человечество через все ужасы кровопролитных войн, рабства, уничтожения целых цивилизаций вырабатывало какие то общественные правила, договоренности, условия совместного сосуществования. Первая мировая заставила человечество выработать международное право и международные правовые институты, вторая мировая показала все ужасы ницщеанства и попыток захвата гегемонии в мировой политике. Коммунизм, в том административно-командной попытке насильственной социализации, показал все ущербность этого. Страны северной Европы когда то показывали все плюсы социализации капитализма. Казалось бы, сегодняшняя Европа показывает всю ущербность постмодернизма, но нет, Игорь нам опять вытаскивает нигилизм и называет это антинигилизмом, опять начинает заманивать на летающие острова: "человек есть нечто, что должно превзойти".
Ничего из того, что я сказал, не говорит о том, что я призываю ничего не изменять. К сожалению, изменять в лучшую сторону нужно очень много, а поддержание человечества в состоянии мирного сосуществования и развития требует еще больших усилий.
Игорь, если это вообще мысли Игоря, постами последних месяцев, и это мое искреннее убеждение, транслирует идеи именно нигилизма, постмодернизма - кривого вырожденца внучка нигилизма, отказа от устоев, сформированных столетиями, кровью и болью людей.
Устои устоялись в совсем другое время, при свечах и конной тяге. Не могут сегодня сохраняться прежние взгляды на жизнь, когда можно бесплатно болтать с другим континентом, легко переводить деньги, перевозить товары и людей. А посему думать надо, а не тупо устои блюсти :)
Для вас - второй абзац
Себе его засунь куда-нибудь :)
Ма ла дец, что с приказчика взять
Мы, Игорь Сажин, зацепились за нигилизм.
Мы, Серёня Тереньтев, зацепились теперь за Сажина :)
Люди живут между двумя началами: добрым и злым, созидательным и разрушительным, жизнеутверждающим и мертвящим. И имеют право выбора: следовать ли за идеями созидания жизни, или за ее разрушителями? Обретение точки опоры для каждого из нас определяется нашим мышлением. И именно сегодня, во время сумерек цивилизации, необходимо определить свою точку опоры.