Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Рок-лоботомия. Часть 1: как мы гробили свою идентичность.

Рок-лоботомия. Часть 1: как мы гробили свою идентичность.

Радик Хабибрахманов
Радик Хабибрахманов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Наткнулся на очень интересный и любопытный материал, который перекликается с одним из наших обсуждений. http://7x7-journal.ru/post/41151. Не удивительно, что видео подчистили на Ютьюбе, так как там жесткая цензура.
У Константина Сёмина более глубоко рассматривается вопрос влияния рок-культуры на процессы разложения советского общества. Все вполне содержательно. Несмотря на то, что я сам из поколения 80-х, несмотря на то что сам предпочитаю слушать рок, данная серия статей для меня стала откровением, и нашла душевный отклик.
Общаясь с чуть более молодым поколением, которые уже слушают рэп, я задавался вопросами: Почему сейчас нет видных рок-групп, новых рок-икон, какие были в 70-е,80-е и 90-е? Куда подевались старые, почему не пишут ничего актуального и интересного? Все как-то сошли на нет или обмельчали, что  «чешут» по стране со старым багажом. Получается что сегодняшний андеграунд он весь в рэпе. Хотя по мне лидеры рэп движения мало чем отличаются от рок-лидеров прошедших десятилетий. Те же тексты про наркотики, бандитизм, ****ство, про противопоставления с системой, такие же тексты про свалить, про то что все плохо…. 
Хотя статья не о рэпе, статья о русском роке.
Сегодня публикую первую часть. Намеренно оставляю возможность для комментирования онанимам. Каменты не по существу будут удаляться.



Глядя на могилы на солдатских кладбищах или на «аллеях бандитской славы», или даже вглядываясь во вполне благополучные, но полные какой-то животной, скотской тоски лица моих бывших коллег по русскому року, я понимаю теперь, зачем мы им понадобились.

И. Кормильцев

Рок-музыка пришла в дом каждого советского человека не через пластинки фирмы «Мелодия», не через распространявшиеся спекулянтами кассеты и бобины, не через ксерокопии журнала Rolling Stone, не через джинсы и кожаные куртки, не через фильмы антисистемных режиссёров с фигой в кармане, не через макаревичей-гребенщиковых. Нет. Рок-музыка пришла в дом каждого советского человека через Центральное Телевидение. До тех пор подавляющему большинству советских людей было абсолютно параллельно, что там творилось в клубе одиноких сердец сержанта Пеппера. Рано утром граждане самой большой в мире страны собирались на работу, отправляли детей в садики и школы, днём работали на работе, а вечером, возвращаясь с работы, посвящали себя домашним делам, просмотру программы «Время», чтению книг, в общем, чему угодно, только не прослушиванию последнего альбома Black Sabbath. Были, конечно, и те, кто жил иной жизнью. Но, как и сегодня, такие — «продвинутые» — чаще встречались в столицах, чем, скажем, в Новокузнецке или Красноярске. В общем, массовым интерес к рок/поп-музыке до середины, если не до конца, 80-х не был.

Всё изменилось, когда рухнули переборки цензуры и цветастый, горластый, пенистый поток до краёв наполнил советский телевизионный аквариум. В утренних передачах — между местными, международными, спортивными новостями, между аэробикой и прогнозом погоды от Поля Мориа начали крутить музыкальные клипы. Только это были не просто клипы. Это были деревянные клинья в черепную коробку советского человека.

Ранее клиповый монтаж вообще отсутствовал в нашей массовой культуре. У нас работали с большими формами и большими смыслами. Продолжительность телевизионного кадра — от 5 секунд. Некоторые выступления звёзд советской эстрады сняты одним кадром/одним планом, без монтажных склеек. Всё это отражало умиротворённость, равновесность, неторопливость советского образа мысли. Ещё момент. Цветной телевизор хотя и не считался редкостью, доступен был всё же не каждой семье — многие обходились чёрно-белыми. Причём по растровым характеристикам и по гамме какой-нибудь цветной Рекорд ВЦ-311 не сильно отличался от монохромной Юности. А следовательно, и спектрограмма мира у большинства зрителей была всё-таки довольно ровная — без перепадов и скачков.

И вот на этот неподготовленный, но отлично впитывающий холст в 1987–1991 выливаются кубометры безумных, незнакомых, провокационных красок и смыслов. Параллельно происходит ещё одна революция — технологическая. В СССР получают массовое распространение видеомагнитофоны VHS (S-VHS). До сих пор мало кто осознаёт, какую роль (наравне с рок-музыкой) видеомагнитофоны сыграли в дроблении и уничтожении советского массового сознания. По сути дела, была уничтожена монополия Центрального Телевидения на воспроизведение контента. Это раньше любимого фильма дожидались, вычитав в газете время показа и спланировав свои дела так, чтобы не отвлекаться ни на что. С приходом «видиков» каждый превращался в «сам себе Центральное Телевидение». Между прочим, ситуация 1 к 1 напоминает приход в Россию широкополосного интернета, соцсетей, ютуба и прочих прелестей цивилизации. Поставьте тут галочку, и вернёмся к клипам.

Все помнят, чем отличается VHS-картинка? Правильно — яркими, сюрреалистичными, контрастными цветами. Ярко-зелёный, ярко-розовый, ярко-красный. Точно такими же цветами наполнены старинные клипы западных исполнителей — будь то М. Джексон, Iron Maiden или Madonna. Заговоры заговорами (ни в коем разе не утверждаю, что Мадонна специально помадила губы так, чтоб развалить СССР), но эта цветастая картина мира входила в прямое эстетическое противоречие с в общем-то монохромной нашей повседневностью. Повседневностью, будем справедливы, не советской, а исконно русской — наша часть суши ни в «Медном Всаднике», ни в «Братьях Карамазовых», ни в «Тихом Доне» никогда не могла похвастаться попугайской палитрой. И тут, после регулярного утреннего просмотра клипов западных исполнителей, у советского человека подспудно вызревает новый эстетический запрос. Некоторым хочется солнца покраснее, травы позеленее, неба поголубее. Как у них. Как на Западе, то есть.

Может, там веселей и богаче,
Ярче краски и лето теплей,
Только также от боли там плачут,
Также в муках рожают детей.

Это группа «Воскресение», вероятно, предчувствуя ещё в 1981-м, какие настроения охватывают молодёжь, пыталась образумить поколение будущих борцов с системой. Но кто слушал «Воскресение»? Все слушали «Машину Времени».

Лица стёрты, краски тусклы,
То ли люди, то ли куклы…

И вот к концу 80-х по телевизору друг за другом идут клипы, клипы, клипы. В целом процесс соответствовал горбачёвскому курсу на слив СССР и вступлению в интимные отношения с «международными партнёрами». Однако в какой-то момент уже трудно было понять — это горбачёвщина перекраивает массовое сознание, или массовое сознание заставляет горбачёвщину сливать страну ещё быстрее? К примеру, когда в 1988 в утреннем эфире на всю страну раз за разом заряжают You're in the Army Now — это связано или не связано с предстоящей в 1989 эвакуацией СА из Афганистана?

Тебе говорят — стреляй по всему, что движется,
Палец на курке, но ты понимаешь — это всё неправильно.

Какая разница, что «Статус Кво» вроде бы обращаются к американскому солдату? Кто в Союзе (да и сегодня в России) разбирает слова иностранных песен? Шизгара! Главное, что тебя — уникальную, неповторимую личность — заставляют воевать, а ты-то хочешь жить, ты-то желаешь мира! Требуй мира! Вали из Афганистана! Вали из Германии! Семена этого статусквошного пацифизма оплодотворят сознание целого поколения русских рокеров. Один будет петь про «не стреляй», другой про «шар цвета хаки», третий про солдатскую грусть:

Так нет, найдём же, блин, куда ввести войска,
Вражьи кости нам — как снег под каблуком!

А по лесам бродят санитары,
Они нас будут подбирать.
Эгегей, сестра, лезь ко мне на нары,
И будем воевать, будем воевать.

Они не понимают, что иногда, если не стреляешь ты — стреляют в тебя. Убивают тебя. Твоих близких. Твой народ. Ластиком стирают твою культуру и историю. А ты — условный шевчук, чиграков, бутусов — подыгрываешь этому уничтожению. Не тем, что призываешь к миру. Мир — это здорово. Мы все помним «пусть всегда будет мама». Да только нельзя, как говорил Мао, добиться мира, не взяв в руки оружия. Ты же призываешь к непротивлению злу насилием. Не по-толстовски только, без «Севастопольских рассказов», не предлагая никакой оборонительной стратегии. Ты вводишь своего слушателя в состояние кроткой подопытной мыши. Любой, кто хотя бы отдалённо знаком с теорией психологической/пропагандистской войны, знает: первостепенная задача такого противоборства — феминизировать, обабить, деморализовать противника, заставить его мечтать о мире. Заставить любить своего врага. Здесь ничего не изменилось со времён Сунь Цзы. И поэтому США во время Вьетнамской войны абсолютно закономерно выжигали калёным железом своё домашнее непротивленчество. А разные джимы моррисоны и джимми хендриксы своевременно отдавали богу душу от злоупотребления пацифизмом и тяжёлыми наркотиками. В крайнем случае к ним приходил их собственный Марк Чепмен.

Впрочем, всплеск пацифизма и любви ко всему без исключения человечеству (вытеснившей советскую любовь к трудящемуся человечеству) — это лишь частный, но не единственный пример того, как в 80-е работала кофемолка массового сознания. ЦТ продолжало накачивать беззащитную обывательскую подкорку разрушительными мемами и смыслами. Помните харизматичного Бобби МакФеррина, который с 1988 года напевает «Не парься, будь счастлив!». Это Don't Worry Be Happy ведь точно такой же гимн 90-х, как и какой-нибудь «Бухгалтер» Алёны Апиной. Только кто из советских граждан хотя бы раз вдумался в смысл боббиного Don't worry? Кто в 1989 мог представить, что миллионам подражающих МакФеррину советских людей придётся почувствовать себя в шкуре его лирического героя?

Тебе негде переночевать?
Кто-то занял твою кровать?
Не парься, будь счастлив!
Лэнлорд сказал, ты просрочил платёж?
За неуплату в суд пойдёшь?
Не парься, будь счастлив!

Помню, что в 90-е по телевизору без конца крутили песню Б. Спрингстина «Улицы Филадельфии» (из фильма «Филадельфия»). Клип, очевидно, воспринимался аудиторией как слепок американской жизни, в которой разноцветные дети играют в салочки, а взрослые мило машут руками друг другу и проходящему мимо рокеру. Между тем, Брюс Спрингстин в этом клипе поёт буквально о следующем:

Я был избит до полусмерти
Я не мог узнать себя
И своё отражение в окнах
Брат, неужели ты оставишь меня умирать на улицах Филадельфии?

И куда же держит путь главный герой песни и один из самых популярных в Америке рокеров? Через трущобы Филадельфии Спрингстин идёт к мосту Бенджамина Франклина, мосту через реку Делавер, за которым находится город Кэмден — город нищих, гангстеров и наркоманов, заброшенная корпорациями промышленная столица Восточного Побережья. Самый опасный город в США. Мог ли простой постсоветский человек догадаться, что это не Спрингстин идёт к Кэмдену, это Кэмден через телевизор пробирается в его — обывателя — привычную жизнь? Что вскоре такими же кэмденами станут города и посёлки на огромной территории от Владивостока до Калининграда?

продолжение следует.

источник

Материалы по теме
Мнение
23 апреля 2014
2
Радик Хабибрахманов
Радик Хабибрахманов
Мнения активистов НОД о высказываниях Евгения Федорова по творчеству Виктора Цоя.
Мнение
8 июля
Алексей Востряков
Алексей Востряков
Нужно ли было регистрировать пишущие машинки в КГБ?
Комментарии (10)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Qwerty
14 янв 2016 18:42

Что то у автора за уши все притянуто. Автор видимо не помнит ни машин хеад, ни параноид, ни чёрный кофе с деревянными цервями руси. Какой центральный канал? Там только были редкие музыкальные ринги, которые смотрели только из-за песен. Не нравится пацифизм, слушай красное на чёрном Алисы или вообще на башне врага крест переверни коррозии металла. Глупо обвинять Цоя или Шевчука непонятно в чем. Не они нас за жвачку, колу и джинсы купили.
А новый рок жив. Гаражный, подвальный, с концертами в мизерных залах или вообще без концертов, но есть, искать только нужно в интернете. А то, что не вытаскивают их на центральные каналы - так и слава богу.

спасибо за мнение.
Для начала это первая часть. Более подробно о Цое в частности будет в 4-й части.
А что Варшаский не мрачен разве? Разве он не пел:
Там где ты рос, тяжкая доля,
Видеть погост возле берёз...

Так что вполне в контексте всей доктрины рока, но об этом чуть позже.

Qwerty
14 янв 2016 19:15

Радик, не загоняйтесь, не ищите кошки там где её нет. 'Вольному-воля" - она не о ГУЛАГе, не о кровавом режиме, она - о внутренних переживаниях взрослого человека. В октябре она у меня в наушниках была, когда я на кладбище был в родном городе.

Цой тоже пел не о гулаге между прочим.
Давайте более содержательно поговорим после всех частей публикации. Не хочу за раз все выкладывать.

А насчет подвального и гаражного рока... тут сложней. Кто их слушает? играют в стол.
Есть у меня например записи гаражной группы "Экипаж". Подражание на забугорные группы. Большинство подвально-гаражных групп не уникальны вообще. поверьте я слушаю много различного рока. Но впечатляет и еще меньше запоминается мало кто.
Скажем те кто мне запомнился из последнего что я слушал, их даже к року нельзя отнести: Растеряев, Марк Котляр и трио Трикотаж. Причем они ведь не новички. Первый наверное автор песенник, бард, второй тоже бард но он свое творчество относит к алко-року.
Вообще, считаю, что и гаражно-подвальный рок можно так же отнести к алко-року. В баре под алкоголь самое то, но не более.

Qwerty
14 янв 2016 19:24

Слушают, Радик. Как мы друг другу сотую копию с кассеты на кассету писали, так и сейчас делятся, только уже ссылками в соцсетях. Какие алкобары? Где вы слот или аматори в баре слышали? Подскажите мне его, моим любимым станет.
Конспирология вообще хреновая вещь, дорога в никуда.

Аматори? в каком нибудь Инсайде вполне представить можно. И я не понял мы говорим о гаражном роке или калибром покрупнее??? Ведь гаражный рок на то и гаражный(подвальный), что на большую площадку они выйти не могут.
Далее "Черно-белые дни" та еще песенка...
читаем текст:
...В антологии детства
Ничего изменить нельзя!..

...Забудь, Сотри Все свои мечты
Жизнь не значит ничего
Для меня одного…


Но о текстах в других частях будет написано более подробно.

Qwerty
14 янв 2016 21:38

Вы бы так за оскорблениями следили, модераторы.
"Черно-белым белые дни" они о любви. Аматори начинали в 2001 в Купчино, тогда это была дыра в 30 минутах автобусом до метро.
Ждём анализа аллюминевых огурцов, даже интересно.

там не про огурцы. огурцы были написаны до стингрей))

автор статьи
15 янв 2016 00:16

Константин Сёмин - тележурналист, автор и ведущий передачи "Агитация и пропаганда" (Агитпроп) на России-1)))

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме