Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Троица Ветхозаветная

Троица Ветхозаветная

Владимир Ермилов
Владимир Ермилов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Андрей Рублев, "Троица", XV век

http://classconnection.s3.amazonaws.com/610/flashcards/883610/jpg/old_testament_trinity1354114600294.jpg

Стефан Пермский,  "Зырянская Троица", XIV век

Всем известна "Троица" Рублёва, признаваемая мировым шедевром. Но у этой иконы есть предтеча, написанная веком раньше Стефаном Пермским икона "Зырянская Троица", включающая древнейшую надпись на языке Коми, написанную древнепермским письмом.

Не стану подробно рассказывать обо всём множестве исторических и художественных аспектов. Интересующиеся могут прочесть соответствующие статьи в Википедии, а так же ознакомиться с любой другой литературой, в изобилии размещённой на просторах Инета.

Расскажу лишь о собственных впечатлениях от этих произведений. Знаменитую "Троицу" Рублёва я видел много раз и в репродукциях и в оригинале, в Третьяковской галерее. Признаюсь, на меня она производит сильное эстетическое впечатление. Удивительное ощущение красоты, покоя и таинства передал нам автор через века

С "Зырянской Троицей" я познакомился гораздо позднее, она не настолько прославлена. Оригинал иконы хранится в Вологде, а копию (список) можно видеть в Сыктывакаре, в церкви при Епархии.

Впечатляет сходство композиции обеих икон. Несомненно Рублёв видел "Зырянскую" и вспоминал её, когда писал свою знаменитую икону - точно так же расположен дуб в центре заднего плана, так же слева находится базилика (царский дом характерной архитектуры), так же в центре стола стоит жертвенная чаша. Фигуры трёх ангелов расположены вокруг накрытого стола сходным образом, а сам стол расположен на возвышении вроде достархана. Важнейшие элементы композиции будто списаны с иконы кисти преподобного Стефана.

Но есть и весьма существенные отличия, исключения из сюжета. Чтобы как-то оценить их, надо вспомнить сам библейский сюжет. Для этого лучше всего обратиться к первоисточнику. Далее прямая цитата из Библии, Книга Бытие, гл. 18 (синодальный перевод):

ГЛАВА 18

1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли,
3 и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
9 И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.
10 И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.
11 Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.
12 Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
13 И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась "?
14 Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын.
15 Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась.
16 И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их.
17 И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!
18 От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,
19 ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем.
20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?
24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем?
25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие.
27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
31Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

 

Бог является Аврааму в виде трёх ангелов, которым Авраам оказывает гостеприимство. В благодарность за это Бог помогает престарелой паре зачать наследника (гусары, молчать!). По окончании трапезы двое из трёх ангелов уходят крушить города Содом и Гоморру, погрязшие в грехах и разврате. Оставшийся с Авраамом ангел  ведёт с ним продолжительную беседу на темы греха и воздаяния за грех. Возможно, беседа длилась не один день. Возможно даже, что почтенный старец задавал по вопросу в сутки. Перевод Библии немного отличается от икон, в частности в тексте упоминается шатёр, тогда как на иконах мы видим трехэтажную базилику, где хозяйствует Сара, жена Авраама.

На иконе прп. Стефана мы видим фигуры хозяйствующей Сары, беседующего с ангелом Авраама, видим заколотого, но не обезглавленного  тельца близ достархана, наполненную чем-то чашу на столе. А на иконе кисти Рублёва эти фигуры отсутствуют, а в чаше можно разглядеть главу жертвенного тельца. Невозможно однозначно судить о замысле Рублёва, но можно предположить, что его "Троица" является центральной частью триптиха, а боковые доски с остальными фигурами были утрачены. Есть много профессиональных искусствоведческих толкований сюжета, но мне ближе собственная версия.

Ветхозаветная троица ангелов, олицетворяющая божественную сущность, стала прообразом новозаветной Святой Троицы. Учение о Троице неоднозначно и является предметом дискуссий между христианскими церквами. Но само представление о троичности божественной сущности пришло к нам из дренейших, ветхозаветных времён. Человеческая сущность дуальна, двоична, мы вечно между Добром и Злом. Божественное сложней и выше нас. И божественному дано милосердно судить человеческое.

Мы часто ошибаемся в своих мыслях и деяниях, но Господь нам многое прощает...

Errare humanum est, ignoscere divinum

 

 

In nomine Patris et Filii et Spiritus Sancti

Amen

 

Материалы по теме
Мнение
7 ноября
Наталия Шавшукова
Наталия Шавшукова
Нравы, настроения, обстоятельства меняются
Мнение
30 сентября
Александр Соколов
Александр Соколов
Про кино и не только
Комментарии (42)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
9 янв 2016 14:17

Сажин Игорь...Ермилов Вова....Кто следующий из блогеров? А вдруг это случится с Пыстиным? Мама моя ридна. Дурдом. :)))

Ну не всем же идолам поклоняться, Ваня. Сталиным всяким, Путиным... Есть сущности более высокого порядка :)

Б.З
9 янв 2016 16:33

вата не токмо кланяется идолам , на за них пьет по праздникам.

нда
10 янв 2016 15:35

за них пьет и им лайки ставит, Вова Ермилов сам позавчера лайк Путину поставил, не удержался

А что? Путин в лесу, Ленин в шалаше... Природа!

10 янв 2016 16:36

Вов, открой страницу ВК, я тебе картинку, " В.В. Путин верхом на буром медведе", скину. Будет тебе глаз радовать и не придётся тебе на моей странице лайки ему ставить.

фиг тебе :)

10 янв 2016 16:41

Ну и страдай! :)

9 янв 2016 17:12

Андре́й Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428, Москва)...Поэтому разница возраста икон меньше, чем полувековая... Здание позади, лишь "МОЖЕТ БЫТЬ - базилика... Почему это здание "читают" как базилику? Как начало рождения Церкви?

Базилика не церковное здание изначально, а дом царя. Авраам не был случайным человеком, которому Господь вдруг ни с того ни с сего решил подарить наследника.

Владимир Уляшев
10 янв 2016 07:32

" Но у этой иконы есть предтеча, написанная веком раньше Стефаном Пермским икона "Зырянская Троица", включающая древнейшую надпись на языке Коми, написанную древнеримским письмом."


- Древнеримским?

Древнепермским, сорри :)
Это глюк.

Анбур.

Зырянин-язычник
10 янв 2016 15:52

Ну какой же это ДУБ, это скорее пальма, коих зыряне не видовали. )))

Кто-нибудь, проводил экспертизу этой иконы? Нет. )))
Лживые попы её даже от лишних глаз скрывают.

Но вот что интересно, так её появление на свет, 1790 год. Это ровно тот же период, когда Карамзин являет миру , якобы найденную в архивах азбуку анбур и лже писание Епифания о стефане крапе и Сергии Радонежском.

Про то, что житие стефана крапа списано почти дословно с "Повести о святом Авраамии Ефрема Сирина" я уже писал.
можете убедится.
http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=ndq1uNYRBkQ=&tabid=2298

Да и Сергий Радонежский злонамеренно оболган карамзинским епифанием.

Возникает вопрос, ЗАЧЕМ РОМАновский изТОРик карамзин так упорно уводил по ложному пути зырянское прошлое и придумал для зырян лжеазбуку АНБУР?
Мог бы просто объявить дикарями, как русских и не париться....

Всё встает на свои места если понять, что ГЛАС_ГОЛица, названная ныне кириллицей, не придумка тупого греческого воина кирилла, а древняя письменность угров- словен. И зыряне были одним из народов создателей этой письменности. Потому и пасы зырян очень близки к знакам ГЛАсГОЛицы, удобной писать на дереве и бересте.
Обнаружение этой нити между пасами и знаками ГЛАс_ГОЛицы и хотел скрыть изТОРик карамзин.

Всё просто, логично и видно и сейчас. )))

Дохристианская письменность зырян была рунической, так же, как и у скандинавов. Анбур - попытка использования зырянских рун в алфавитном, буквенном значении. До Стефана руническое письмо строилось на других принципах, руна могла иметь не только фонетическое, но и смысловое значение, как иероглиф.

Зырянин-язычник Ермилову
10 янв 2016 16:26

Совершенно верно, зырянские пасы, руны - это письменность образами.
Китайцы сохранили её , а вот на севере европы народы перешли на письменность фонетическую, но тоже не сразу.
ГЛАсГОЛица когда-то имела около 400 знаков, а раньше может и того больше.

Руський язык так и появился, из коротких угорских корней, обединяя которые в письме и образовывались новые более длиные слова.

Отсюда и руськое слово ПиСать- от ПАСить, то-есть записывать ПАСы.)))

Многабукаф не есть хорошо. В латинском алфавите всего 26 букв и никто не жалуется.

Зырянин-язычник Ермилову
10 янв 2016 16:45

Многабукаф не есть хорошо. В латинском алфавите всего 26 букв и никто не жалуется.
_____________________________________________________________________________________________________
И потому они записывают некоторые ЗВУКИ как несколькими букавами. )))
Глупцы? )))

У всего есть свои приемущества. И у иеграфического письма, которое могут читать люди разных языков и у фонетического, которое более проще в использовании.

Зырянин-язычник Ермилову
10 янв 2016 16:38

Древние греческие философы не скрывали , что их научили письмености гипербореи.

Слово ПСАЛОМ - раньше писали псалъмъ, что на угорский язык легко переводиться
ПС- ПАСЫ
АЛЪ- АЛИ- боженька
МЪ- МА -рожденое
получается ПСАЛЪМЪ - ПАСЫ БОГОМ РОЖДЕНЫЕ. )))

Все люди коми, Зыря :)))

Зырянин-язычник
10 янв 2016 16:52

Все люди КОМИ от древнеугорского слова КО:МА: - означающее ЧЕЛО_ВЕК. в греческом уже как ХОМО.

ПРАЯЗЫК был общий на территории ЕВРАЗИИ, от которого и пошли языки народов евразии и помере расселения с востока на запад до британи менялись.
Зыряне лишь часть в этой цепочке развития человеков евразии.

Homo это латынь, Зыря. Греческий это άνθρωπος (антропос)

Зырянин-язычник Ермилову
10 янв 2016 17:13

Сильно отличается латынь от древне греческого? )))

άνθρωπος (антропос)
АН_ТР или АН_ДР
АН- на многих языках ОН, ЕН, ЁН, ЯН- означает -бог.
ТР- это сочитание- означает носить, вынашивать, хранить . В коми языке ТЫРЬ- беременность, или вынашивание в себе.
Есть ещё АЛА_ТЫРЬ, БОГА_ТЫРЬ ......

АН_ТР -получается НОСЯЩИЙ , ХРАНЯЩИЙ БОГА в себе- тоесть ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ, а не скотина.)))

Продолжайте Ваши изыскания. К чему-нибудь, да придёте :)

«Ищите, да обрящете, толцыте, да отверзется» (С)

Зырянин-язычник Ермилову
10 янв 2016 18:01

Да придем, мы к ОЧИЩЕНИЮ, от вылитой на руськие народы жижы, грязи, лжи ТЬМЫ ПРИШЕДШЕЙ СО СРЕДИЗЕМНОГО МОРЯ. ))))

К чему ещё можно придти кроме ИСТ_ИНы - или ЕСТЬ ОН... )))

проповедь сатанизма
10 янв 2016 16:50

http://www.youtube.com/watch?v=0EDIWE1ODFg

Бр-р-р... Но не надо путать сатанизм с холуизмом, однако...

Зырянин-язычник Ермилову
10 янв 2016 17:17

Это именно сатанизм, который ищет оправдание уничтожению человеков.
И призывающий убивать и умирать руських человеков за сладкую жизнь византийских попов с императорм.

Зырянин-язычник
10 янв 2016 17:56

Слово САТ_ АН- СОТ_АН
здесь
САТ-СОТ - гореть, огненный
в коми - СОТны- сгореть,
в марийском - СОТым- ярко,светло
В ведах - САТья - светлый, огненый

АН- бог.

САТ_АН получается - ОГНЕНЫЙ , СЖИГАЮЩИЙ БОГ- правящий ПЕКЛОМ или АДом. ))))

Так что, сгорят эти черти, время такое - очищения СВЕТОМ. )))

Зыряни-язычник
10 янв 2016 19:56

Похоже ещё один смысл нашел начального древнего "Ка:"
Слово КА:МА:- обозначающее на древенеугорском ЧЕЛОВЕК, состоит из двух корней
КА: - речь, слово.
МА:- рождающий.

КА или КЫ- как РЕЧЬ, ЗВУК, встречается:

ЯЗЪ_ЫК - ЙО:З_ЫК- народная речь. (в коми ЫК- ЫКсыны- реветь, ЫКӧстӧм- стон....
КЫВ - язык, речь. ( иногда в словах как КЫЛ )

Кele- кричать, звать на санскрите. ( а если дословно КА_ЛА- звук гармонии)

КОЛ - в КОЛоКОЛ- гармонизирующие ЗВУК за ЗВУКом.

КАЛякать, каля_да , ре_Ка_ть отсюда Речь, ....


Получается КА:МА: не просто человек, а человек РЕЧЬ, ЗВУК РОЖДАЮЩИЙ. )))

КАМАЗ тоже переводится? КА:МА: З-з-з-з-з :)))

Зырянин-язычник Ермилову
10 янв 2016 20:24

КАМ_А_З от реки КАМА - тоже угорское название ваабще-то. )))

Вообще надо рассматривать древние слова, а не новообразованные.
Словарный запас естественно был не такой обширный у древних , как сейчас.

Кстати, 400 слов-смыслов ГЛАсГОЛицы вполне могли быть достаточны для бытового общения при правильном сочетании их между собой. ))))

Зырянин-язычник
10 янв 2016 20:17

Интересно древнее сочетание КаЛа, КОЛО где Ка- звук, ЛА- гамония, равновесие - получается гармоничный звук.

КОЛоКОЛ
КОЛесо- когда оно крутиться, то дает ровные колебания.
КОЛьк- яйцо почти круглое
КАЛЕ - в санскрите звать или по смыслу - гармонично говорить.
КО:Лом- в коми желание, запрос, МОЛЬБА у высших сил.

КОЛебания- это ничто иное как ЗВУКОВАЯ ГАРМОНИЧНАЯ ВИБРАЦИЯ.


МДА, наши предки язычники понимали в законах природы и действиях различных энергий , в разы больше нас. )))
Везде у них ЭНЕРГИИ и их свойства , как и у Тесла.)))

КОЛ-БАСА?

Евгений
10 янв 2016 20:43

http://www.trud.ru/article/14-02-2014/1307626_andrej_rublev_troitsu_ne_pisal.html

Заметьте - " на научной конференции в Третьяковке после его доклада должны были выступить шестеро оппонентов, но ни один из них так и не вышел на трибуну."

Авторство иконы Рублёва спорно, авторство прп Стефана, кстати, тоже. Но тем очевидней, что "Зырянская" древней, сюжетно полней, и является явным прототипом прославленной и спорной "Троицы" Рублёва.

Текст
10 янв 2016 22:43

А что написано на анбуре ? Содержание текста где можно найти ?

А это вопрос... Найти в Инете мне не удалось. На сайте газеты "Эском" есть статься об иконе, а текста надписи и перевода нету... Спросите батюшку Григоряна, пусть переводит. А то занимается тут на сайте Бог знает чем...

ЗЫ: Нобелевку за этот перевод батюшке может и не дадут, но благорасположение Владыки ему будет обеспечено :)

?
11 янв 2016 19:51

Неужели Епархия Сыктывкарская тоже не знает , что написано на иконе С.Пермского ?

А спроси!
;-)

шаман100
11 янв 2016 04:28

Почему у дерева на иконе "Троицы"Ст.Пермского три сломанные ветки на стволе снизу ?
Странно.......

Это прп Стефана надо спросить, зачем...

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КультураРазмышленияРелигия