Участники последней в этом году встречи клуба молодых журналистов узнали о том, как защитить себя от правовых рисков. Юридический ликбез на тему «Освещение преступлений в СМИ» прошел в библиотеке имени А.И.Герцена 23 декабря.
На мастер-класс пришли корреспонденты молодежной газеты «Новая строка», журналист «Комсомольской правды», «Первоисточника», блогеры и общественные активисты.
В первую очередь, каждый рассказал о том, какую новую информацию он хотел бы получить.. Как писать «критичные» статьи при отсутствии свободы слова, какую ответственность несет журналист за свои публикации, какие формулировки использовать в статьях, чтобы избежать исков о защите чести и достоинства – эти и другие вопросы волновали участников.
На них ответил координатор кировского раздела интернет-журнала «7х7», председатель ОНК Кировской области Артур Абашев. Он рассказал участникам о том, чем отличается «клевета» от «оскорбления», как не переступить грань и обезопасить себя от возможных рисков после публикации, какие трудности есть при освещении самоубийств и упоминании несовершеннолетних жертв преступлений в СМИ. Также спикер разобрал особенности права на ответ и опровержения информации, объяснил, как должны выглядеть источники подтверждения информации, которые имеют вес при судебном разбирательстве.
На практической части мастер-класса Артур Абашев предложил участникам прочитать текст, указать возможные правовые риски, а затем отредактировать его.
Алексей Павлов, корреспондент молодежной газеты «Новая строка»:
— Встреча прошла отлично, а я узнал много полезного для себя. О том, как юридически обезопасить себя, когда пишешь какую-либо критику в чей-то адрес: коррупционеров, взяточников, чиновников или политиков. Также разобрались в основополагающих понятиях: клевета, заведомо ложные показания, честь и достоинство. В конце была запоминающаяся практическая часть, где мы разобрали по полочкам уже готовую статью, автор которой не уберег себя от риска и возможных фактологических ошибок, и придумали, как это исправить.
Ангелина Свинина, корреспондент молодежной газеты «Новая строка»:
— Были подняты злободневные темы, связанные с рисками профессии журналиста. Участники беседы могли свободно высказываться, вести полемику. Мне кажется, такие встречи способствуют сплочению журналистского сообщества. Например, я узнала о том, что имена жертв преступлений нельзя публиковать. И способы, которыми люди заканчивают жизнь самоубийством тоже.
Анатолий Курбатов, координатор движения «Красивый Киров»:
— Я получил знания о волнующих меня вопросах. Главное, встреча прошла в формате обсуждения, причём среди специалистов, а это даёт очень много. Ведь как раз в споре рождается истина и лучше проходит усваивание нового материала.
фото: Екатерина Веремьёва
Замечательно акценты расставлены. Не "как грамотно написать статью, не скатываясь в допущения, клевету и оскорбления", а " какие формулировки использовать, чтоб избежать ответственности". "Иванов, наверное, получил взятку" это ведь не утверждение, правда? Но запашок то остался.
Потом на журна..люх обижаетесь.
надо было приходить на семинар, там как раз объяснялось, что ни знак вопроса, ни вводные слова, типа "возможно" не помогут избежать ответственности, так как еще в школе, классе пятом, учат, что если выкинуть из предложения вводные слова, то смысл их не меняется и ответить за клевету придется. Это же самое касается предложений со знаком вопроса. Знак вопроса не делает предложение автоматически вопросительным. у вопросительных предложений другая структура построения, поэтому утверждение о получении взятки останется.
С удовольствием, Артур, пришёл бы, но далековато.
Все что Вы говорите о построении предложений, конечно же, правда. Но, к сожалению, судебная практика складывается иначе. На практике при использовании явного оскорбления "быдло" люди выходили победителями в процессе.
Плохо когда человек глуп, плохо когда он циник, но нет ничего хуже умного меркантильного циника. В таких случаях заголовок "курица убила человека", при фактуре - человек подавился косточкой, кушая курицу, покажется цветочками.
по поводу быдла - тут нет однозначного толкования. Быдло не является нецензурным словом, а оскорбление - это унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. а под неприличной формой чаще всего понимают именно мат. Нет мата, нет и оскорбления (хотя если употребить в отношении представителей власти, то там другая практика применения). Хотя некоторые судьи могут посчитать и слово быдло неприличной формой. Все зависит от того, кто что и как обоснует (истец и ответчик).
иски о чести и достоинстве в СМИ приходят слишком часто, получается ни о ком писать нельзя, человеку может не понравиться все что угодно, и он сразу же бежит судиться. надо знать как себя защитить в этом случае
Старшая группа детсада.
Так-то сейчас за любое слово можно схлопотать и не только журналистам, а всем людям вообще) Тоталитаризм вместе со Сталиным не умер, не надейтесь. Сейчас разве что методы воздействия чуток поменялись))