В одной очень даже приличной колонии в одном очень даже хорошем управлении ФСИН России (хорошем не внешне, а по-настоящему, хотя и с ворохом своих проблем) в штрафном изоляторе, или, как говорим мы, сотрудники УИС и правозащитники, в ШИЗО, не оказалось тапочек. И не то, чтобы они там кончились, порвались или зэки утащили их на память домой, а новых приобрести не успели.
Их там не было вообще.
Почему? Есть в Правилах внутреннего распорядка ИУ такой вот пункт, касающийся людей, водворяемых в ШИЗО: «осужденным запрещается брать с собой в штрафные изоляторы имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением полотенца, мыла, зубной щетки, зубной пасты (зубного порошка), туалетной бумаги, средств личной гигиены (для женщин), выписанных ими журналов и газет, а также религиозной литературы, предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения». Итак, Генпрокуратура и Минюст перечисляют 9 позиций. Ни трусы, ни носки, ни ботинки, ни обувь, ни штаны в этот перечень не входят.
Значат ли подобные ограничения, что осужденные приходят в ШИЗО абсолютно голыми с крестом на груди, прикрываются выписанной ими газетой, в другой руке держат туалетную бумагу с полотенцем?
Как я понимаю, нет.
Оказывается, в соответствие с п. 153 тех же Правил того же внутреннего распорядка, «при приеме осужденных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, ЕПКТ, одиночные камеры они подвергаются полному обыску, после чего переодеваются в одежду, закрепленную за этими помещениями».
То есть собственная одежда сдается на склад, а выдается другая одежда, закрепленная за штрафным изолятором.
Но, как мы видим, авторам ПВР было неведомо, что обувь и одежда – отнюдь не одно и то же. И в чем должны ходить осужденные, водворенные в ШИЗО, они так и не написали.
И тут нам на помощь приходят нормы федерального закона, для реализации которого и были приняты Правила.
Согласно ст. 8 УИК РФ, одним из принципов уголовно-исполнительного законодательства является гуманизм, то есть представление о человеке, как о высшей ценности.
Часть 1 статьи 10 УИК РФ предусматривает, что Российская Федерация уважает и охраняет не только права, свободы, но и законные интересы осужденных.
Пункт 6 статьи 12 УИК РФ в качестве одного из основных прав осужденных признает право на охрану здоровья.
Но что же происходит с человеком, который в течение 16 часов в теплом помещении находится в одной же обуви. Оказывается, это провоцирует и гипергидроз подошв, и развитие грибка, и развитие отека ног и Бог знает что еще. Немаловажно и то, что 16 асов в одной и той же обуви провоцирует людей снимать обувь и ходить по холодному полу голыми ногами. С одной стороны, это провоцирует переохлаждение ног и простуду, с другой - такого осужденного при желании можно признать нарушающим форму одежды.
Таким образом ношение в ШИЗО тапочек – интерес обоснованный и законный. И в рамках действующего ПВР, как бы плохо они не были написаны, нет никаких оснований оставить тысячи осужденных, переводимых в ШИЗО за нарушения (а иногда, увы, и без нарушений) в кирзовых или юфтевых ботинках.
А.Бабушкин
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.