Крайними сделают владельцев и руководителей «Когалымавиа»
3 НОЯБРЯ 2015, АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Из «Ежедневного журнала».
На сегодняшний день есть две обсуждаемые версии гибели российского А-321 в небе над Синайским полуостровом: техническая неисправность лайнера и террористический акт. (Ошибка пилотов никем всерьез не рассматривается.) На пресс-конференции руководство «Когалымавиа» первую версию отмело полностью, дескать, самолет прошел все надлежащие проверки и техобслуживание проводилось вовремя. Авиаторов понять можно: если выяснится, что люди погибли из-за технических проблем с самолетом, их ждут тюремные сроки. Однако доводы представителей авиакомпании выглядят весьма убедительными. Что не помешало Росавиации одернуть потенциальных обвиняемых. Мол, любые выводы делать преждевременно.
Самолет развалился в воздухе. По мнению большого числа экспертов, современные самолеты сами по себе в воздухе не разваливаются. Никогда. Не было прецедентов. Запущенный в медийный оборот термин «взрывная разгерметизация», как выяснилось, тоже, судя по всему, был изобретен в эти дни. Разгерметизация наступает в результате механического воздействия на самолет (внешнего или внутреннего). Понятно, что она способствует разрушению воздушного судна, однако специалисты считают, что основной причиной (тем более — единственной) гибели самолета разгерметизация быть не может. По крайней мере, раньше такого не случалось. Кроме того, траектория падения, отсутствие сигналов о бедствии свидетельствуют о том, что катастрофа произошла фактически одномоментно и совершенно неожиданно для экипажа.
В ночь на вторник одна из телекомпаний сообщила, что американский спутник зафиксировал мощную тепловую вспышку в момент крушения российского лайнера. Впрочем, американские военные осторожны в своих оценках. Представитель Пентагона заявил, что причиной вспышки могло стать и столкновение самолета с землей.
Хочется надеяться, что некоторый свет на трагическое происшествие прольет расшифровка самописцев (особую ценность в данном случае представляют переговоры экипажа в момент катастрофы), однако пока никакие результаты изучения «черных ящиков» не обнародованы.
Понятно, что версия теракта неудобна как российской, так и египетской стороне. Поскольку версия уничтожения самолета с помощью ракеты «земля-воздух» была стразу отметена, вывод о том, что он погиб все же в результате взрыва, будет означать одно — бомбу на борт пронесли (или погрузили) в аэропорту Шарм-эль-Шейха. Понятно, что такой вывод наносит тяжелый удар по престижу Египта и впрямую бьет по его основной отрасли — туризму.
Однако для российского руководства факт гибели граждан страны от рук исламских террористов может иметь гораздо более серьезные последствия, поскольку многими людьми в России он будет расценен как прямое следствие политики нашей страны в отношении арабского мира. Причинно-следственную связь между бомбежками в Сирии и нападением на российский самолет отрицать не получится.
Другими словами, интересы российских и египетских властей совпадают. Что делает весьма призрачной надежду на честное и беспристрастное расследование.
Что же будет происходить дальше? (Предположим, расшифровка бортовых самописцев ясности не добавит.) Наши эмчеэсники отыщут и упакуют в мешки все детали авиалайнера, привезут их в Москву и через некоторое время выставят на обзор в собранном виде. После чего самым убедительным образом, с предъявлением десятков экспертиз, с демонстрацией разорванных швов будет доказано, что именно технические неполадки привели к трагическим последствиям.
Сразу оговорюсь, возможно, это будет правдой — все когда-нибудь случается в первый раз — и самолет в небе над Египтом действительно развалился сам по себе. Но дополнительный трагизм ситуации в том, что у нас в руках нет никаких инструментов, чтобы убедиться в достоверности доказательств. Фактор доверия отсутствует полностью. Ну, мы же с вами не идиоты, чтобы им доверять. Особенно после случая с малазийским «Боингом».