Иногда по воскресным дням слушаю телепередачу "Слово пастыря", в которой выступает с проповедью патриарх Кирилл. Восхищаюсь ораторским искусством, глубиной ума, весомой аргументацией в озвучивании собственной позиции главы Русской православной церкви. Нередко проблема рассматривается им настолько с неожиданной стороны, оригинально, тонко, что выводы становятся частью твоих взглядов. Однако будучи не набожным человеком, конечно, воспринимаю отдельные речи со свойственным светскому гражданину скептицизмом и иронией. Вот и в этот раз один пассаж пасторской проповеди показался, так скажем, странным.
Патриарх рассуждал о самой трудной заповеди Христа: "Любите врагов ваших". Я с удовольствием следил за искромётностью его мысли, пока не прозвучала оговорка, что Иисус не относил сие высказывание к двум категориям врагов:
1) к врагам Отечества, иначе в истории просто бы не появились святые воины, оборонявшие родную землю
Мне трудно с этим не согласиться. Когда события угрожают существованию родных и близких, друзей, народа, Родины, человек совершенно справедливо выступает в качестве защитника.
2) к "врагам народа", которые подтачивают единство страны изнутри (фраза не дословная, передаю смысл).
А вот здесь мне сложно представить, что какие-то люди специально будут направлять свои силы во вред земле, на которой родились, и людям, рядом с которыми живут. Общественное единство - миф, всегда существуют большие социальные группы со своими интересами, из-за чего происходят конфликты, идёт острая политическая борьба, но именно это условие обеспечивает гуманитарный прогресс. Я могу поверить в подобную трактовку ("враги народа") современной церкви, но Иисус, который сам с учениками и сподвижниками опирался, в первую очередь, на изгоев Римской державы (рабы, бедняки и т.п.) и выступал с тезисами, покушавшимися на устои государства, скорее, сам мог быть отнесён к таким "врагам".
Кроме того, словосочетание "враги народа" не понравилось и потому, что оно в нашей истории имееет вполне определённый смысл, а день памяти жертв политических репрессий был как раз накануне выступления патриарха Кирилла. Духовенство - сословие, едва ли не больше других пострадавшее от ненависти и репрессий, а потому от него ждёшь защиты тех, кто может страдать от государственного произвола и насилия.
Кто эти люди, что ставят минусы? Минусуют за что: им не нравится стиль изложения? не согласны с позицией? не нравится физиономия на аватарке? сам вопрос кажется бессмысленным?
Думайте своим разумом, а не слушаете посредников.
Учение Исуса Христа искажалось с того момента, как византийские РИМские императоры сделали его во службу их античеловеческой власти.
Все правильно, Игорь! Особенно насчет врагов народа. Народ ведь никогда не спрашивали кого он относит к свои врагам...
"Народ ведь никогда не спрашивали кого он относит к свои врагам..."
Отличная мысль, очень верная.
Наш народ никогда не только об отношении к врагам не спрашивали, - не спрашивали ни о чём. Начиная с повышения цен на продукты, на квартплату, продолжая - желает ли народ войны с очередной страной.
Игорь, да мне кажется классическое "раздвоение личности" ! К сожалению, у нас нельзя иметь все вышеперечисленные (в первых строках вашей статьи) достоинства, без существенного "довеска" - умения преданно служить существующей в данный момент власти. Вот и выкручиваются кто как сможет: масса умнейших, талантливейших людей подвержена этому "раздвоению" - пропуску во власть, в органы управления, в эфир, наконец! А режиму они нужны: дурачков-то реально никто и слушать не будет, а такие как патриарх Кирилл - втюхают любые идеи, навяжут любое мировоззрение. (мы с вами это тоже умеем, согласитесь, только масштаб не тот!)