И живешь-то в противоречии между важным и важным.
Если мыслишь категориями сегодняшнего и образами оперируешь из сегодня, то и ценность для сегодняшнего дня безудержно важна. Глубоко ли ты копнул или там, слегка. Не важно. Сегодняшнее впитает, примет, улыбнется наивности, но примет, потому что не может не принять для сегодня все, что мы делаем, что мы мыслим, все сложное и простое, все глупое и мудреное, все сегодня переплавляет в сегодня, в этот день в истории.
А если мыслишь категориями вечного, если мыслишь для всегда, для того, что без начала и без конца. Чтобы смахнуть шелуху сиюминутного, что бы смахнуть то, что завтра не будет иметь значение или увидеть во всей этой сиюминутной шелухе что-то важное, что-то что потом, совсем потом, потом-потом вдруг поможет в сиюминутных терзаниях, поможет как принцип, как некоторая подпорка для сиюминутного вектора, для сиюминутного движения. И будет служить поколению за поколением. Придут следующие и будут черпать пока не забудут, пока пыль не падет на обдуманное, на найденное и вынутое из вечности для нужд сегодняшнего.
Жить и мыслить сегодняшним или вечным? В противоречии. Жить вечным и черпать из сегодня. Все равно получается как-то неуклюже. Знаете ли похоже на шизофрению. "Сегодня" ведь догонит, "сегодня" - это такая штука, которая имеет способность доставать тебя из любой вечности. Золотой век русской философии был весь в вечности, но "сегодня" взяло и всех догнало кого лагерем, кого "философским пароходом", а кого и тем и другим. Сегодняшний день во все времена очень убедителен и действенен, сегодняшний день достанет тебя из любой глубины.
Лосев, Флоренский, Карсавин, Райх, Розанов, Гуссерль, Хайдеггер, их всех из вечности выдернула действительность и жестоко расправилась с ними, не обязательно тюрьмой или расстрелом, как это было с Лосевым, Флоренским, Карсавиным или Райхом.
Лосев два года провел в лагере. Выжил.
Флоренский был расстрелян в 1937 году под Ленинградом.
Карсавин умер в 1952 году в лагерном лазарете под Интой.
Райх умер 1957 году в тюрьме в США, штат Пенсильвания.
Гуссерль умер в Франфункте, после того как его выгнали с преподавания в 1938 году.
Хайдеггер, ученик Гуссерля, служил нацистам и попал под нацификацию в 1945 году.
Розанов умер от голода в 1919 году.
Я думаю, чтобы мыслить категориями вечного, надо иметь философский склад ума. Подавляющее большинство живёт сегодняшним и завтрашним днём. Многие, особенно в старости, живут своим прошлым.
Прошлым живу все, кто выжил.
Нет прошлого, настоящего и будущего по отдельности. Одно из другого произрастает... или проистекает, если хотите... :)
Желаете знать будущее - сначала узнайте прошлое и то, как оно стало настоящим.
Соглашусь, оно все действительно находится в неком вневременном состоянии, оно все здесь и сейчас, но для нас часто прошлое - это желаемое будущее, очень хочется быть там где было хорошо и ничего страшного впереди, а до ближайших потерь еще очень и очень далеко. Это такое даже не прошлое, а положительные обрывки, сквозь которые мы очень хотим разглядеть будущее, и даже не разглядеть, а сконструировать. Т.е здесь разговор про погружение себя в безвременной желаемый миф. В прошлом осталась сказка, а все злое, унижение, насилие, потери исчезли, а в будущем та же сказка, такой же миф о возможности хорошо случиться без плохо.
Абстрагируйтесь от Эго. Вы же не участник пьесы, которую разыгрывают на сцене, но понимаете развитие сюжета :)
Но всё-таки, есть люди, которые живут преимущественно будущим, всё время что-то ждут, считают дни до какого-то события, а настоящего как бы не замечают. Есть те, для которых наибольшее значение имеет прошлое. Хочется туда вернуться. Такие люди часто ностальгируют, любят рассматривать свои фото. А есть те, кто живёт настоящим. Это счастливчики, но я лично к ним, увы, не отношусь.
Из прошлого делаются выводы, реализуются в настоящем, чтобы создать будущее. Простая формула, не правда ли?
Только вот прошлое мы видим по-разному... Потому и будущее тоже...
В том-то все и дело Игорь, что разглядывание и будущего и прошлого не имеют ни к будущему, ни к прошлому ни какого отношения. Люди разглядывают лишь фрагменты, обрывки, мозг в силу своего устройства отключает воспоминания неприятные, отключает то о чем было плохое переживание. Мало того мы разглядываем прошлое в состоянии реализованности. Наши страдания, что мы опоздали на поезд покрываются тем, что мы опоздав встретили очень хорошего друга и хорошо провели время, а если бы мы уехали, то друга бы никогда не встретили и не произошло бы положительной реализации. Опоздание исчезает, а остается лишь счастье от встречи с другом. Тоже самое в будущем. Мы ожидаем идеальный, плохие варианты мы воспринимаем, как условие улучшения идеального варианта. Так что это все не будущее и не прошло.
Ну, это неполнота восприятия и осмысления... Жаль, что это заболевание так распространено.
Это заболевание есть суть человека
Вот поэтому редких вменяемых людей часто признают психами :)
"Время есть мысль или мера, а не сущность." Антифон.
rusmi.su/news/08-2015/news3411.html
Ха! Для некоторых людей не существует того, что они не в состоянии описать средствами собственного понятийного аппарата. Но это ровно ничего не значит и не доказывает.