25 октября 2015 года, Воронеж. По инициативе Воронежского отделения партии «Яблоко» и при поддержке «Мемориала» и «Парнаса», в Дубовке, под Воронежем, на месте захоронения жертв репрессий 1937-38 гг., прошел субботник. Мы убирали могилы, расположенные вдали от мемориального комплекса.
Опережая нас, сегодня, рано утром, на одну из этих дальних могил, приехал руководитель Воронежского «Мемориала», Вячеслав Ильич Битюцкий, чтобы восстановить поврежденное надгробие, по всей видимости, какой-то техникой, странным образом, оказавшейся здесь, в этом пустынном месте, возникшем после лесного пожара в 2010 году.
Здесь мы посадили двухметровую ель, специально выкопанную в своем приусадебном участке и привезенную известным общественным и политическим деятелем Борисом Супренком. На этот счет Вячеслав Битюцкий сказал: «Видите, этот огромный холм, который мы называем « холм Текутьва» – по имени человека, благодаря которому мы узнали о ста трех расстрельных ямах в этих местах, и вот рядом с одной из могил теперь будет расти красавица ель, которую мы назовем «ель Супренка».
Мы прошли к мемориальной аллее, нашли поодаль еще неубранные могилы, убрали их, и склонили свои головы перед всеми замученными и убитыми нашими земляками здесь, в песках Дубовки в годы чудовищного террора конца тридцатых годов. По данным «Мемориала», в найденных поисковиками, на нынешний момент, 67-ми расстрельных ямах обнаружено и захоронено, и перезахоронено более трех тысяч трехсот останков.
Здесь, когда-то, на самой первой могиле, на установленном кресте была прибита табличка с надписью: «Вечная память погибшим. Вечное проклятие убийцам». Мы не нашли этой могилы, но кажется, что ее надпись незримо живет и жжет каждое человеческое сердце, которое соприкасается с этими местами расстрела, где когда-то, в последние свои минуты, мученики трепетали, ненавидели, презирали и проклинали своих палачей.
Еще в 2006 году Митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием здесь был освещен камень в ознаменование основания храма в честь и память новомучеников. Но увы, наша церковь, как и наша власть нисколько не пытается достойно увековечить память о невинно погибших граждан нашего края.
Каким-то чудом, благодаря случайности, Дубовка стала единственным местом в стране, где были обнаружены и вскрыты следы чудовищного преступления власти перед человеком, и где был с великим трудом энтузиастов, создан, пусть скромный, но мемориальный комплекс в честь погибших.
«А ведь, в те годы, в каждом областном или краевом центре, творился подобный чудовищный террор», - говорит Вячеслав Ильич, - «И это, не беря во внимание уездных мелких городов. Можете себя представить, каков был масштаб насилия и издевательства над людьми?!».
Горько сознавать, что власть, которая должна была покаяться перед погибшими и ныне живущими их родственниками, сегодня продолжает замалчивать это преступление. Все документы тех лет скрыты в глубоких подвалах «серых» домов и, фактически, запрещены огласке.
У церкви есть деньги на то чтобы, чуть ли ни каждый год возводить новые храмы. Их уже в самом Воронеже насчитывается около 30 штук, строящихся – около 20. В «Южном» парке уже ни один месяц идет борьба жителей против строительства там очередного храма, но на многострадальную Дубовку денег у отцов нет. Денег нет и у губернатора Гордеева на это благое дело. Нет воли и настойчивости, и тем более сердца у руководителей департамента культуры, чтобы юридически оформить этот, фактически, бесхозный мемориал, расположенный на землях лесного фонда.
Такое бездушное отношение власти к памяти, к мертвым, к могилам своих сограждан, к тем, кто погиб, попав под беспощадное колесо террора, благословленное отцом всех народов и исполненное его «тройками», беспощадными и жестокими, напившимися кровью соотечественников по горло, это позор. Такая власть не достойна не только уважения, но и права ею быть.