Пока они не воюют
11 СЕНТЯБРЯ 2015, АНДРЕЙ КОЖИНОВ
Из «Ежедневного журнала».
Господин Лавров наконец-то подтвердил — с оговорками, правда — российское оружие идет в Сирию потоком. Причем, видимо, на тех же бортах, что доставляют и гуманитарные грузы... По более уточненной версии авторства официального представителя МИДа Марии Захаровой, Россия оказывает военную помощь сирийской армии только для борьбы с терроризмом, а гарантии неиспользования вооружений в иных целях прописаны в контрактах. Госпожа Захарова еще добавила, что международный шум по поводу российских войск в Сирии — политическая конъюнктура. И вообще, российские военные в Сирии были давно.
Да, были. Но не в пример в меньших количествах. И оружие шло. И тоже не в таких количествах. Раньше боеприпасы и оружие доставлялись в основном по воздуху — и не более раза в месяц... Есть, однако, и хорошие новости: российские морпехи и десантники пока напрямую не будут воевать в рядах армии Асада. Так, по крайней мере, заявил сегодня очень высокопоставленный источник в израильском Минобороны.
Вообще, как ни странно, именно в Израиле военное присутствие России в Сирии особого напряжения не вызывает. По крайней мере, тот самый источник говорил о россиянах очень спокойно. Расклад сил пока таков: в Сирию перебрасывают подразделения обеспечения, охраны, разведки. Есть и техспецы. В их задачу входит восстановление и подготовка военного аэропорта Хамимим, где в будущем, возможно, будут дислоцированы российские истребители и ударные вертолеты. Кремль готов участвовать в воздушных ударах против Исламского государства и вооруженной анти-асадовской оппозиции, и, скорее всего, это в какой-то момент произойдет. При этом Россия пока не сосредоточила достаточных сил для ведения лобовых боевых действий. Того контингента, что сейчас фотографируется на фоне сирийских флагов, просто недостаточно, чтобы попытаться отвоевать назад хотя бы часть территории.
Мало того, насколько можно судить, военная дипломатия в этом случае сработала четко. В Израиле — в отличие от Штатов — российскому военному присутствию в Сирии не удивились. Как объяснил все тот же источник, у нас же не «холодная война» — каналы коммуникации действуют. То есть, скорее всего, Иерусалим был предупрежден заранее. В пользу этого факта говорит и то, что российский контингент не планирует разворачивать средства ПВО вокруг своих мест дислокации. О поставках С-300 в Сирию на данный момент речи вообще не идет.
В западной и арабской прессе периодически появляется информация о якобы израильских ударах по территории Сирии. Иерусалим традиционно на эти публикации не реагирует, заявляя лишь, что принцип действия остается неизменным: Израиль не позволит осуществлять поставки современного вооружения «Хизбалле», переброску из Сирии в Ливан химического оружия и не потерпит угрозу своей территории на Голанских высотах. На вопрос, каким образом российское присутствие изменит расстановку сил, источник, пожав плечами, заявил: совсем не факт, что будем летать по-другому... Вообще в Израиле выражают уверенность, что российский контингент в Сирии и действия Москвы угрозы для Иерусалима не представляют. Понятно, что, несмотря на это, израильская разведка будет плотно присматривать за происходящим во избежание.
Однако все вышесказанное всего лишь фактура. То, что видно почти невооруженным разведкой глазом. Закулисная же игра на самом деле гораздо интереснее. Факт остается фактом: Россия приняла стратегическое решение Асада не сдавать. Иран, кстати, в последние дни выслал в Сирию несколько сот солдат из Корпусов стражей исламской революции, от чего ранее воздерживался. Окончательная договоренность по поводу военных контингентов между Москвой и Тегераном состоялась на той самой встрече, которой якобы не было, между Путиным и Касемом Сулеймани, командиром подразделения «Аль-Кудс» Корпусов, человеком, ответственным за все военные и террористические сети Ирана за границей... Надо отдать Москве должное — она стала своего рода посредником между шиитами и суннитами региона: Тегеран теряет позиции в Йемене из-за саудовского военного давления, а саудиты, поддерживая вооруженную оппозицию, никак не могут скинуть Асада из-за иранской помощи. Россия вдруг стала нужна всем: Эр-Риаду нужны ядерные реакторы и оружие, Тегеран также заинтересован в оружии и политической поддержке. Так что и те, и те теперь ходят на поклон в Москву, хотя саудиты еще по привычке и оглядываются на Запад.
Досадно лишь, что по сути Россия замажется ливанской террористической шиитской «Хизбаллой» — одной из основных проасадовских сил. Координация действий и подготовка должна будет включать в себя и боевиков этой организации — поскольку они периодически подменяют регулярные сирийские части на поле боя... Принцип «это сукин сын, но это наш сукин сын» в сирийском разрезе, к сожалению, не предполагает излишнюю разборчивость в союзниках. Посыл понятен: союзники Москвы всегда смогут рассчитывать на поддержку России, вне зависимости от ситуации. Америка, с российской точки зрения, так себя не ведет — и в этом идеализме ее минус.
Единственное, что можно спрогнозировать с определенной долей вероятности: российское присутствие в Сирии лишь усилит и продлит кровопролитие. И то, что россияне в какой-то момент окажутся под ударом исламистов — тоже вопрос времени. Вот только тяжело взять в толк, какой реальный стратегический интерес на Ближнем Востоке кроме защиты «нашего сукиного сына» заставляет Москву потенциально подставлять своих военных под удар?