В преддверии нового учебного года Минобрнауки РФ еще раз напомнил школам, что по закону никакие денежные поборы с родителей учащихся недопустимы.
Раздавшийся в августе телефонный звонок меня, честно говоря, насмешил. Молодая женщина, мама будущего первоклассника, обескуражила вопросом: «Скажите, пожалуйста, не могла бы школа оказать родителям помощь в ремонте классного кабинета?». Она пояснила, что в процессе ремонта возникла проблема с состоянием пола, и на этот участок собранных средств и оставшихся сил не хватает. Когда я в кабинет заглянул, то был поражён увиденным – потолок и стены, панели были приведены в идеальное состояние, оказалась качественно смонтирована система освещения, появилась новая мебель… Тысяч в тридцать обошёлся ремонт данной классной комнаты.
И так во многих кабинетах за счёт и трудами родителей проводится декоративная отделка помещений, старые столы и стулья заменяются новыми, даже проекторы приобретаются. Это притом, что на каждом собрании с педагогами и родителями повторяю, как молитву, фразу из министерского обращения, что поборы в школе в любом виде запрещены, что вас, уважаемые родители, никто не может обязать принести в класс даже копейку. Однако несут. Сами проявляют инициативу, предлагают классным руководителям добровольное участие.
В чём же секрет подобной щедрости? Приоткрыть завесу тайны помогут слова одного из российских педагогов, опубликованные на сайте «Завуч.ру», под которыми могли бы подписаться многие и многие учителя по всей стране: «Я работаю в школе уже 23 года, и ни разу за счёт каких-либо средств образовательного учреждения или ещё каких-нибудь ремонт не проводился. Ни разу не была нанята бригада ремонтников, и проведена хотя бы побелка и покраска. Ежегодно всё это делается за счёт средств родителей и учителей. Естественно, всё только на добровольной основе».
А у школ какие финансовые ресурсы? Нам, например, этим летом на ремонт двух зданий, в два и три этажа соответственно, где около 40 кабинетов, муниципальный бюджет выделил 26 тысяч рублей. Нет, вообще-то нам грех жаловаться. Два года назад школа попала в областную целевую программу капитального ремонта, получив 7,5 миллионов - как манна небесная. Финансирование по другим программам тоже позволяет решать значимые вопросы, например, «Доступная среда» даёт возможность посещать учебные заведения детям-инвалидам, ремонт спортивных залов в сельских школах открывает новые перспективы для занятий спортом и т.д. Однако попасть в такие программы удаётся далеко не всем и не всегда. А вот текущий ремонт нужен регулярно. Но именно он – прерогатива местных бюджетов, в которых средств, как говорится, кот наплакал, а содержать необходимо десятки детских садов, школ, библиотек, домов культуры…
То есть, возвращаясь к вопросу родительских взносов, - вложений этих, конечно, может не быть. Но что тогда станет с учебными кабинетами? С каким настроением переступят порог «второго дома» первоклашки, увидев мрачные, обшарпанные помещения? Без существующего отношения родителей школьные учреждения если и выживут, то будут влачить самое жалкое существование. Потому свой добровольный родительский взнос люди вынуждены вносить по причине крайней скудости муниципальных бюджетов. Дети-то их учатся здесь и сейчас, а не в 2030 или 2050 году, к которому власти в России собираются построить множество прекрасных школ.
Аналогичная ситуация с обеспечением образовательного процесса бесплатными учебниками, наглядными пособиями и оборудованием за тем лишь исключением, что финансирует эти направления областной бюджет.
И здесь нельзя обойти вниманием колоссальную помощь родительской общественности. Приведу пример опять же по своей организации. В рамках акции «Подари учебник школе» за 2 года родители подарили школьной библиотеке более 700 экземпляров нужных нам книг. Если учесть, что новый учебник стоит в пределах от 300 до 800 (английский язык) рублей, можно оценить размеры этой помощи.
В решении проблемы пополнения библиотечных фондов учебниками в последние годы был осуществлён настоящий прорыв (в том числе за счёт централизованного приобретения учебников департаментом образования на десятки миллионов рублей, отнюдь не на одну учебную субвенцию школ).
Процитирую указанное выше письмо Минобрнауки РФ о недопустимости принудительных поборов: «Регион обязан выделять средства на все нужды для обеспечения качественного образовательного процесса, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий и других средств обучения».
Обязан-то обязан, но денег-то на всё не хватает. Ведь не от хорошей жизни, наверное, ставя задачу добиться определённых повышенных показателей средней учительской зарплаты, в июне текущего года правительством Кировской области были снижены нормативы подушевого финансирования. Установленный норматив не позволял ранее, а теперь тем более не позволяет покупать рабочие тетради, методическую литературу, своевременно обновлять парк компьютерной техники, иметь в достаточном количестве проекционное оборудование и т.п.
Несправедливо будет не отметить, что в деле развития системы образования на Вятке за последние годы сделано было немало – не случайно эта отрасль входит в число лидеров в России. Несмотря на хронический недостаток финансов, образование стало самой затратной частью муниципальных бюджетов (в нашем районе 55% всех расходов составляют расходы по данной статье), одной из самых затратных в области.
Возникает вопрос, куда же мы платим налоги, если при такой доле затрат денег в школе порою нет даже на самое необходимое? В то же время демонстрируемые по телевидению репортажи о федеральных проектах поражают поистине византийской роскошью. Не настало ли время, с учётом задач, решаемых местными и региональными бюджетами в период кризиса, перераспределить налоговые потоки в их пользу?
«Регион обязан выделять средства на все нужды для обеспечения качественного образовательного процесса, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий и других средств обучения»
- так просто никто с бюджета региона этого не требует. Если бы директора школ написали в прокуратуру по поводу невыделения должного финансирования для школ, то ситуация могла бы измениться. Но так как никто не требует,то никто в правительстве шевелиться и не будет.
Прокуратура требует исполнения закона, а у нас закон - о подушевом нормативном финансировании, который соблюдается. Законы же принимают депутаты, которых выбирают избиратели. Поменять же избирателей обращения вряд ли помогут.
а сколько у вас в школе учится человек? просто интересно, если разделить 26 000 на количество учащихся, то во сколько правительство "душу" оценивает. И еще вопрос: ставки по оценке "душ" региональные или федеральные?