Во-первых, как можно раньше прочитать этот пост. Не в мае. В нашей традиции начинать действовать, когда уже жареный петух клюнет, и исправить ситуацию порою невозможно.
Конечно, можно было бы рассмотреть ситуацию шире – как не остаться на второй год в любом классе, но в настоящее время она не так актуальна ввиду изменений в законодательстве. Не спохватиться, что ребёнок может быть оставлен на повторное обучение, нормальному родителю просто нельзя. Ныне ведь прописана норма, что учащиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному или нескольким учебным предметам, переводятся в следующий класс условно. На практике понятие «несколько» может быть распространено даже на все предметы. То есть наличие двух-трёх-пяти «двоек» по итогам года не помешает ребёнку прийти 1 сентября в следующий класс.
В соответствии с требованиями родители (законные представители) условно переведенного учащегося будут письменно уведомлены об этом решении, им назовут сроки ликвидации задолженности, объём необходимого для освоения учебного материала. И вот здесь уже невнимание к дальнейшему развитию ситуации со стороны родителей, и ранее являвшееся непростительным, станет вовсе преступным. По правилам условного перевода задолженность должна быть ликвидирована в течение следующего учебного года, и ответственность за это законом возлагается на родителей. Каждая школа сама устанавливает конкретные сроки предназначенных для этого устных или письменных работ. Например, мы это делали по окончании первого триместра. Тянуть до конца года – опасно, потому что в случае неуспеха ученик будет всё равно возвращён в тот класс, из которого был условно переведён. То есть спустя год он снова окажется, к примеру, в 6 классе, когда его товарищи станут восьмиклассниками.
Тут важно понимать, что является причиной неудовлетворительной учёбы ребёнка. Если лень, отсутствие прилежания, недисциплинированность – усилить контроль; если определённые пробелы в знаниях – организовать дополнительные занятия. Если же ребёнок не может осваивать общеобразовательную программу в силу недостаточных умственных способностей, то нужно посетить специалистов (в системе образования обязательно существуют центры диагностики и консультирования, принимающие бесплатно по предварительной записи) и принять их рекомендации, как правило, по его переводу на обучение по адаптированным учебным программам. Для многих это представляет сложность. Но рано или поздно любящий родитель сделает такой выбор, потому что во главу угла необходимо ставить не свои амбиции, а интересы ребёнка, которого всегда нужно принимать таким, какой он есть.
Однако, слава богу, ваше чадо дотянуло до девятого или (реже) до одиннадцатого класса, а сердце в тревоге щемит. Подростки своевольны, капризны, критичны к опыту взрослых, а ещё вступают в пору любовных страданий – кажется, ему эти экзамены нужны меньше, чем вам. Помните, подростки не терпят угроз и приказного тона, но всегда отзывчивы на доверительную дружескую беседу. Стремитесь сохранять душевный контакт в эти непростые для ваших отношений времена – через годы терпение окупится сторицей.
Вы должны знать, что у вас есть несколько очень серьёзных союзников на пути к окончанию школы. В первую очередь, это учителя. Учителя заинтересованы в оценках своих учеников, и не в последнюю очередь потому, что по ним судят об их профессионализме. Кстати, введение государством независимой экспертизы экзаменационных работ, все эти сумасшедшие строгости на ЕГЭ призваны, в том числе, устранить данный конфликт интересов. Лишние «двойки» ни одному учителю не нужны. Внимательно слушайте всё, что говорит учитель – он нередко перегибает палку, но лишь из-за того, что положительный результат вашего недоросля ему крайне необходим. Чем чаще вы с учителем общаетесь (даже по телефону), чем чаще вам удаётся убедить своего отпрыска подойти к учителю с тетрадкой до или после уроков, тем благоприятнее ситуация, несмотря на всю кажущуюся безысходность. Кроме того, прислушайтесь к типичному мнению педагога: «Два» по итогам года - случай, конечно, уникальный. В нашей бы школе не позволили поставить. Учитель сначала должен был бы под роспись выдать родителям задание для ученика с графиком его сдачи, чтобы не допустить неудовлетворительной отметки. И даже если бы он задание опять не выполнил, завуч бы сказала «Всё равно ставь «три».
По подходу к выставлению отметок проблемным ученикам всех педагогов можно разделить на следующие основные категории:
1) «три» поставят в любом случае
Почему поставят? Причины могут быть разными: философское отношение к жизни, непротивление злу насилием, нежелание иметь лишние разговоры с администрацией учебного заведения, всеобъемлющая и безграничная любовь к детям, нежелание тратить личное время и дополнительные усилия ради лоботряса, предстоящая в скором времени аттестация и др.
Они найдут возможность, за что поставить положительную отметку: за работу в группе, в паре, за поиск информации в интернете, за увлекательное и несложное задание перед компьютером, за простенький тест…
2) вымотают всю душу, но «три» поставят
Представители данной категории будут в красках расписывать невыносимость морального падения как общества в целом, так и отдельных нерадивых родителей и их ещё более нерадивых детей: «Думаете, что мы – обслуга! Уверены: пропускай уроки, хами, а «тройки» мы вам нарисуем! А если что, и суицидом припугнёте!». В мимике и позе такого педагога будет читаться: «Иногда и рабы восстают!». После лавы небезосновательных претензий (хорошо, если у вас или у ребёнка проступит слеза от осознания неправоты и глубины раскаяния, впрочем, это не обязательно) и кое-каких телодвижений подростка по исправлению ситуации (в его же восприятии это кое-что – настоящий подвиг) «тройка» будет выставлена в журнал.
3) могут «три» не поставить, если отсутствует внешняя поддержка родительской позиции
Надо понимать, что люди от природы разные, и часть учителей принципиально не хотят ставить лодырям «тройки». Это самые опасные педагоги. Особенно много таких среди филологов и математиков – преподавателей дисциплин, по которым предстоят обязательные экзамены с независимой проверкой за пределами школы. Терять им особо нечего – что за год «два», что на экзамене, разницы большой нет. Второй вариант даже менее предпочтителен, так как результаты экзаменов со всякими сравнениями и сопоставлениями любят приводить на широкую аудиторию чиновники разных уровней. А огласка плохого результата для многих учителей хуже смерти.
Отсидеться в третьем случае не получится. Под лежачий камень вода не течёт. Придётся звать на помощь. И, как вы догадались из вышеизложенного, мощный ваш союзник – это завуч. Главное в разговоре с ним – усмирение собственной гордыни. Чем артистичнее вы изобразите трепет, который на вас производит неумолимая логика завуча, тем выше шансы, что она именно так и скажет учителю: «Всё равно ставь «три». Подчеркну, что требования учителя из третьей категории, одобренные завучем, игнорировать категорически не рекомендуется: если потребовали написать дома десять упражнений и решить десять задач, то, даже если сынуля от непосильного напряжения сил выдохнется и уснёт, сделать это нужно самим. Не знаете, как решать алгебраические задачи – позвоните папе, дедушка наверняка не забыл уроки советской школы. Ну, или, если по межгороду звонить дорого, найдите для этой цели знакомых либо знакомых знакомых.
Всё испробовали, как я написал, и не помогло? Тогда – к директору. Это самый главный ваш союзник. Никто на свете так не заинтересован в том, чтобы выпроводить вашего балбеса из школы, как её директор. Поверьте, он сделает всё, чтобы содействовать вашей мечте.
В конечном итоге, усилия будут вознаграждены. Какой бы ни был принципиальный учитель, но кроме собственных интересов он осознаёт интересы педагогического коллектива, школы, ребёнка и его семьи и готов на компромисс, если чувствует соответствующий настрой родителя и его дитяти. «Они всё равно поймут, кто прав, кто виноват, только это будет, когда жизнь начнет колотить. Но учитель должен всегда идти на поиск положительного решения! Это однозначно!», - так примерно рассуждает принципиальный учитель, ведь его профессия – его призвание, и он вовсе не желает губить молодому человеку жизнь.
Рассмотрим более сложный случай, когда принципиальность приобретает черты мстительности. Увы, тоже не редкость. В массовой педагогической профессии далеко не всякий обладает педагогическим талантом и способностью любить детей. Плюс нервная и напряжённая работа приводит отдельных педагогов к выгоранию, и они перестают адекватно оценивать происходящее.
Опишу тривиальную ситуацию. Старшеклассник обладает непростым характером, может надерзить, нагрубить, сделать едкое замечание – порою не в бровь, а в глаз. Разгорается конфликт с учителем, который воспринимает поведение юноши как покушение на собственный авторитет, как личное оскорбление. Отношения на занятиях не ладятся, парень пропускает уроки, получает «двойки», иногда надуманные. Педагог представляет ситуацию, как якобы выполнение своего человеческого и профессионального долга в отношении якобы самого худшего в истории школы ученика. Что делать? Ведь педагогические коллектив выглядит как монолит, и родителю кажется, что там все начнут поддерживать даже неправого коллегу. Это заблуждение.
В таких ситуациях нужно действовать по следующему алгоритму. Встретиться с учителем и откровенно поговорить. Поставить в известность классного руководителя, который, чаще всего, встаёт на сторону ребёнка и имеет влияние на коллегу. Написать жалобу директору. Если это не помогает, и учитель упорствует в своем предвзятом отношении к вашему ребёнку, требуйте от директора созыва комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, наличие которой в соответствии со статьёй 45 действующего закона «Об образовании» в школе обязательно. По закону эта комиссия должна состоять из равного числа родителей и работников школы, а её решение является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации.
Справедливость восторжествует. Корпоративная этика в школах отличается от организаций, где «рука руку моет». Большинству педагогов свойственна рефлексия собственных поступков, так или иначе воздействующих на детей. Честность, порядочность, действие в интересах ребенка они ставят выше поддержки коллеги. Однако большая часть с годами набирается мудрости. Вот пожилая учительница признаётся: «В пору моей молодости был у меня выпускник, деревенский парнишка. По алгебре учился между «3» и «4». Мне тогда казалось, ближе к «3», а он очень хотел «четвёрку», чтобы не портить аттестат – по остальным предметам занимался хорошо. Принципиальной себя считала, поставила «3». После школы мальчишку призвали в армию, погиб через несколько месяцев в Афганистане. Всю жизнь не могу простить себе этой «тройки». Разве может она смолчать, если увидит несправедливость? Да в любой школе в обязательном порядке найдутся современные, передовые учителя с девизом: «Нет старшеклассников, с которыми нельзя договориться», в которых вы увидите своих благожелательных помощников и друзей.
Не пускайте развитие ситуации с неудовлетворительной учёбой ребёнка в школе на самотек. Не отстраняйтесь от жизни подростка. Ваша заинтересованность и участие преодолеют все преграды. Успехов!