Этнографический справочник доктора философских наук Лидии Тойдыбековой "Марийская мифология" (2007) - ценная книга для любительского ознакомления с марийской мифологией. В ней приводится (в систематизированном виде, в форме словаря, наподобие моего "Словаря марийской мифологии" (2006)) много интересных сведений из личных записей Тойдыбековой и фондов МарНИИ.
Однако, когда знакомые библиотекар(ш)и спросили моё мнение, я, как злобный буквоед, не мог не отметить грустные моменты, которые сильно портят впечатление от этой и других (в целом хороших) книг. Расплывчатость и ненаучность формулировок, водянистость изложения, плохое знание русского литературного языка (вкупе с отсутствием редактора) и проч., и проч.
Вот первая же статья (с моими вопросами-комментариями):
АВА (мать, женщина) - категория божеств в народных верованиях марийцев.
В заглавном слове отсутствует ударение, обязательное в словарной статье.
"...в народных верованиях марийцев" - лишнее. Ведь в КАЖДОЙ статье речь идёт о марийских, а не, скажем, чувашских, верованиях.
Ключевое место в марийском язычестве занимает культ Юмо. По мнению Золотницкого, название Юмо, первоначально означало «небо» и при дальнейшем переходит в значение «бог неба», «божество».
Только по мнению Золотницкого? Это общее место в финно-угорском языкознании. Вася Пупкин тоже считает, что юмо означало "небо", давайте и его мнение упомянем.
В марийском фольклоре первоначально Юмо также имел женский признак, все явления природы родились как живые существа, у всех должны быть матери.
Что означает "Юмо также имел женский признак"? Женский аналог, женскую ипостась? Или... боюсь подумать... неужели сиськи? (Или всё же имеется в виду, что у него была жена или мать?)
Согласно мифическим представлениям мари, Юмынудыр сидит на мировом столбе (Кава менте) наподобие прялки, ее веретено приводит в движение звезды мирозданья.
Наподобие прялки? Может, всё же пряхи?
Звёзды мироздания? Это как?
Сохранился до настоящего времени первоначальный женский образ Юмо: «Ава-кава» - «Мать-небо». В дальнейшем образ Юмо вытесняется другим женским образом Шочын ава (Подающая жизнь, Рождающая).
Откуда вытесняется? Вроде до сих пор Ош Кугу Юмо - главный бог марийского пантеона. Ничего не понимаю.
Марийские жрецы до настоящего времени в своих молитвах обращаются к женским божествам.
Ясно, что обращаются и к Шочын Ава, и Перкава, и т. д. Но при чём тут Юмо? Либо тут какая-то недоговорённость, либо полный сумбур в мыслях.
Два раза "до настоящего времени".
И так - все 300 страниц. Понятно, что после выхода моей книжки автор торопилась наверстать упущенное и выдала на-гора сырой текст. Но, как известно, спешка нужна только при ловле... Ну, вы сами знаете кого.
...А так книга хорошая, полезная.
Константин, конечно, буквоед. Но и сам, в свою очередь, наговорил всего столько, что теперь буквоед-комментатор нужен ему.
Не без этого. Так ведь волки не дают жиреть овцам. Go ahead!
А есть книга в электронном виде?
В марийском ЮМО- божество, в коми ЁМА (ЁМА БАБА)- ведьма, баба яга, колдунья.
В марийском АВА-мать или божество, коми - АЛАили АЛИ - божество, боженька.
Буква "В" коми часто переходит в Л, так например в одних районах говорят ЛОВ -душа, в других ЛОЛ.
Если посмотреть глубже в древне угорский на ЮМО, то возможно оно означает
Ю- питать, пить, впитывать
МА- земля.
Получается Ю_МА - ПИТАЮЩЕЕ ЗЕМЛЮ, возможно , как раз речь идёт о солнце, которому и поклонялись язычники угры.
Книга в электронном виде... Это было бы нарушение авторских прав. А вы всё любительской лингвистикой увлекаетесь?
Ну как могут языки народов могут быть любительской лингвистикой?
Это КЛЮЧ, и как источник знаний и как доступ к знаниям и мировозрению живших до нас предков.
Чистое и нацеленое на познание природы и вселеной мировозрение скажу я вам....)))
Ты вылей из чаши жижу,
и я налью чистой ключевой воды.
И жажды не почувствуешь никогда
Удачи в ваших изысканиях! Но это, простите, чистой воды поэзия, а не наука.
А что по вашему на_УКа? Какое либо Учение, правильно? не УКаз ведь?
Физика (природа по гречески), математика, химия, астрономия, астрология... - науки?
А философия Наука?
А это всё придумано и систематизировано язычниками через познавание законов природы (вселеной, что и является по мировозрению язычников богом.)
Лингвистика
наука?
Поэзия не Наука? А что? если это способ передачи информации.
По моему мнению ВСЁ, что дает определенные знания и познания о природе и человеке во вселеннгой На_УКа (УЧение).
Познание языка приоткрывает двери, к тому МИРОВОЗРЕНИЮ в котором жили человеки ( роды, орды) , без всякой мистики.
Вот с интересом читал ваши репортажи, с языческих праздников народа Мари.
Я конечно там небыл, но мне показалось , что осталась только некая внешняя обрядовость этих ритуалов, за которой нет внутренего пгонимания , для чего всё это делается. Предполангаю что всё это утеряно после насильственной христинизации угорских народов и промывания им мозгов.
Но раньше даже ГА_РА_ВОДЫ (хороводы - солнце воды) имели практическую цель.
Какую? И как она достигалась? Это и может отчасти открыть язык и понимание мировозрения предков.
То что они были практиками и прагмативками, даже не сомневайтесь. Небыло улесных народов мистики и иллюзий. Всё было в полном изобили вокруг (дерево, реки, камни, земля, ландшафты..... , только учить всё это познавать, как выгодно и практично использовать. Этим и занималось язычество-познанием природы(вселенной) и её законов.
Маленький пример из практического использования.
На землю зырян напали пришлые. Войска встали по разные стороны от поля.
Вдруг войско зырян начало вытанцовывать, кричать, бить в различные инструменты, выть громогласно.....так продолжалось неслько часов.
Враг наблюдал с недоумением.
И вдруг небо заволокло тучами, грянул гром и ливень. Поле превратилось в грязь, что не давало оптимизма для нападения. Враг впечатленный способностью зырян ДОГОВАРИВАТЬСЯ с богом -решило не нападать и ушел обратно.
Мистик скажет что это мистика какаято. Как зыряне это делали? )))
А я тебе скажу, что зыряне это охотники и рыбаки в основном, и погода для них один из приоритетов познания. Потому они и замечали ПРИМЕТЫ перед изменениями в погоде.( полет птицы, поведение насекомых.....неважно)
А потом , будучи миролюбивыми и не желающими кровопролития, просто использовали эти познания, для впечатления врагов. Добавив к этому смекалку и артистизм.
НаУКа это или нет? )))
Так что, попробуйте немного иначе посмотреть на ваше язычество, как на науку познания природы для ПРАКТИЧЕСКОГО и ПРАГМАТИЧЕСКОГО применения. Думаю вам намного шире раскроется и марийское язычество и вообще язычество других народов.
Не настаиваю и не пытась навязать. Просто делюсь с вами, как с человеком интересующимся.
Спасибо Лидии Семеновне за её труд и желаем успехов на её творческом пути!А вы Константин,пожалуйста,поубавьте обороты и выражайтесь научным языком раз взялись критиковать!
Да конечно, спасибо! Книга очень полезная, как и предыдущая - "Марийская языческая вера и этническое самосознание" (Joensuu, 1997). Не думайте, что я злой человек, это у меня имидж такой - злобный буквоед. Вот Напольских и Коршунков раздраконят так раздраконят - им лучше на зубок не попадаться. А упомянуть (как минимум) мой "Словарь марийской мифологии" (т. 1, 2007) автор в списке использованной литературы могла бы...
АВА "В заглавном слове отсутствует ударение, обязательное в словарной статье". - Это слово имеет разное ударение в разных говорах марийского языка. Вот и подводит вас незнание марийского!
"Только по мнению Золотницкого? " - Золотницкий об этом написал первый, так что правильно упомянут.
"Согласно мифическим представлениям мари, Юмынудыр сидит на мировом столбе (Кава менте) наподобие прялки, ее веретено приводит в движение звезды мирозданья.
Наподобие прялки? Может, всё же пряхи?
Звёзды мироздания? Это как?"
----
Здесь прялке уподобляется небесный столп, а не Юмын у:дыр: "на мировом столбе наподобие прялки".
И т.д. Изложение у Тойдыбковой нормальное. Странно, что вы хотите не понимать и придираетесь. Вы откровенно предвзяты, наверное, ревнуете :)
А где можно увидеть вашу книгу, чтобы сравнить? Вот труд Тойдыбековой мне попадался - есть во всех библиотеках и магазинах марийской книги. Это научное издание. А вашу книгу я не видела.
Мелочное критиканство, которое вы здесь продемонстрировали, выдает в вас тщеславного дилетанта. Лучше это на всеобщее обозрение не выставлять :)