Существует распространенное мнение, что 385 избирателей, проголосовавших на предварительном голосовании Демократической коалиции в Калужской области — это очень низкий результат. Действительно, если сравнивать с общей численностью избирателей, то процент будет достаточно скромным. Однако, не все так просто.
Вспомним, какая целевая функция была при проведении праймериз изначально? Главное — привлечь избирателей для выбора наиболее популярных кандидатов в демократической среде. Соответственно, такой задачи — привлечь 100% избирателей — не ставилось по определению. Более того, при голосовании 21 июня часть голосующих не допускалась в принципе, если кто-то не проходил простейшего собеседования. Могу сказать: около 10% моих избирателей тоже не прошли собеседования при регистрации, потому что просто пришли поддержать своего знакомого, но при этом принципы Демократической коалиции им были неведомы.
Кстати, один мой старинный друг (сейчас он фанат Новороссии, Стрелкова и Путина, из-за чего перестали говорить на политические темы, но все-таки остаемся друзьями) попытался по моей просьбе проголосовать за меня на праймериз, но был разоблачен при собеседовании как противник демократической коалиции. Так что процедура собеседования работает хорошо в качестве фильтра на праймериз.
Итак, если цель — голосование среди избирателей либерального фланга, то и сравнивать надо с общей численностью сторонников демократических партий.
Сколько демократов в Калужской области? Давайте возьмем за точку отсчета последние выборы, на которых калужане голосовали за партии либеральной направленности. На сегодня это выборы депутатов Государственной Думы РФ в 2011 году. Сайт ЦИК сообщает, что в Калужском регионе партии «Яблоко» и «Правое дело» набрали в сумме 21862 голоса. Таким образом, в демократических праймериз проголосовало почти 2% целевой аудитории. Что является уже достаточно серьезной выборкой (пожалуй, любой социолог вам подтвердит репрезентативность опроса двух процентов респондентов).
Что касается виртуальности голосования, о котором говорила Татьяна Котляр (к сожалению, покинувшая партию перед выборами), то статистика говорит: голосование в интернете и волеизъявление на оффлайновых участках показали почти идентичные результаты.
Кроме того, надо делать поправку на время голосования. Известно, что летом явка падает очень серьезно. Свежий пример: в Красногорском районе в начале июля выбирали депутата районного совета. На выборы пришло ровно столько же избирателей, как и на «виртуальные» праймериз Демкоалиции, то есть 385 человек. Задумайтесь: реальные выборы по избранию депутата одного из самых ключевых районов Подмосковья. Явка на выборах в Красногорске составила 5,62%, включая досрочное голосование.
Кстати, мое личное мнение — исходя из опыта этого года — праймериз Демократической коалиции по формированию списка кандидатов в депутаты Государственной Думы в 2016 году необходимо проводить намного раньше, в апреле-мае. Чтобы в предварительном голосовании смогло участвовать максимальное число желающих.
Кроме того, оценивая успешность праймериз с точки зрения цифр, необходимо также учитывать территорию, на которой проходило предварительное голосование. Поскольку избирательные участки были открыты только в трех городах региона (Калуга, Обнинск, Малоярославец), то они охватывали примерно половину потенциальных избирателей в Калужской области. То есть другая половина жителей региона была лишена возможности проголосовать на оффлайновом участке в своем населенном пункте.
Таким образом, праймериз Демократической коалиции показали значительный результат. Который даже сравним по явке с выборами, проводимыми некоторыми избирательными комиссиями на реальных выборах.
Детский сад:)) мой песочный пирожок, хоть и маленький, но больше других песочных... а есть его можно?.. если мама разрешит