Одна из тем, будоражащая российское общество не первый год. В самом начале нулевых тогдашний столичный градоначальник Лужков хотел её продвинуть (видимо, решил преподнести любимой супруге Елене ещё один государственный подряд на очередное тезоименитство), но получил такой гражданский отлуп, что сразу притих. Видимо, в те годы наш народ ещё не успел достаточно проникнуться чекистской романтикой, которую он проклял в разгар перестройки. Помните ту смешную скороговорку про руки, голову и горячие сердца? Короче...
На минувшей неделе депутаты Госдумы от фракции КПРФ направили письмо на имя генерального прокурора РФ Юрия Чайки с просьбой дать правовую оценку сносу памятника создателю российских спецслужб Феликсу Дзержинскому на Лубянской площади Москвы в 1991 году. Обращение подписали Валерий Рашкин, Владимир Бортко, Николай Арефьев, Иван Никитчук, Василий Иконников и другие. Как бы в контексте готовящегося референдума по восстановлению памятника на старом месте в порядке «исторической справедливости».
«Просим Вас дать правовую оценку сносу памятника Дзержинскому, поскольку на момент сноса Советский Союз существовал и все его правовые нормы подлежали исполнению, более того, их никто в отношение памятника не отменял», - бьют челом прокурору коммунисты, заодно интересуясь, можно ли провернуть его возвращение без какого бы то ни было народного обсуждения. Простым постановлением – вернуть незаконно снесённое взад - и точка! Крючкотворство в чистом виде. Эх, вот так бы большевиков обязать вернуть всё снесённое и разрушенное ими с октября 17-го...
Депутат (пусть и большевик) нынче культурно грамотный пошёл. Они напоминают, что памятник работы известного советского скульптора Евгения Вучетича был установлен в 1958 году на площади Дзержинского («Лубянка») перед главным зданием КГБ (ныне ФСБ) по постановлению правительства «в ознаменование выдающихся заслуг Ф. Э. Дзержинского перед Советским государством в нескольких областях его деятельности (борьба с бандитизмом, детской беспризорностью, восстановление железнодорожного транспорта и др.)». Ну и художественная ценность, конечно. А ещё - символ Москвы. Вот тут я готов поспорить. Помню, как в первую свою армейскую зиму в далёкой эстонской учебке с дрожью в сердце рассматривал газетную фотографию этого района родного мне города и думал – эх, пятнадцать минут полюбоваться на ёлочку у «Детского мира», а потом можно и на гауптвахту. На ёлочку, а не на памятник. Хотя Дзержинский мне, скажем так, не чужой. Но об этом ниже.
В письме сказано, что злосчастный памятник, был свергнут с пьедестала во время путча в августе 1991 года «хулиганствующей уличной толпой варваров», не понимавших, что имеют дело с «шедевром мирового монументального искусства». Вот тут позвольте не согласиться. Памятник убрали отнюдь не маргиналы из ближайшего винного отдела, а вполне интеллигентные люди с, как минимум, одним высшим образованием. Лично этого не видел, но меня утром привёз на Лубянку соавтор совместного документального фильма о туризме, который заснял весь процесс на любительскую камеру. Он рассказывал, как обитатели грозной Лубянки в ужасе выглядывали из-за погашенных (на всякий случай) окон кабинетов, вслушивались в лозунги «Позор КГБ», «Долой КГБ» «Чистых рук у чекистов не бывает» и пр.
Да, насчёт испуганных лиц – это, скорее всего, метафора. Однако факт – никто в ту ночь из дома напротив не вышел с оружием в руках защищать своего кумира. И никто утром не застрелился в общественных туалетах «Детского мира», как сделали многие действительно порядочные чекисты после ареста Берии или после прочтения документов ХХ съезда. Мало того, я знаю, что новый (и последний) председатель КГБ Бакатин сразу же после вступления в должность бросился организовывать лекции для своих сотрудников на тему демократии и рыночной экономики. Думаете, кто-то их бойкотировал? В СССР давно наступило время лицемерия и конформизма, и его спецслужбы не исключение. Оттого и рухнул колосс.
Тем не менее, идея возвращения Железного Феликса периодически будоражит горячечные умы. Про 2002-й я уже сказал. В 2007 году, в преддверии 130-летия со дня рождения Дзержинского, с подачи коммунистов снова начали обсуждение идеи вернуть памятник на старое место. Её тогда поддержал бывший замгенпрокурора Владимир Колесников, членствующий в «Единой России». В прошлом году о том же самом высказывался лидер современных российских эсеров Сергей Миронов.
Против идеи о возвращении памятника на Лубянку всегда выступают правозащитники. В частности, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, председатель президентского Совета по правам человека Михаил Федотов и бывший уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Алексеева заявляет, что Дзержинский несёт ответственность за большевистские репрессии и возвращение памятника ему в центр Москвы будет «настоящим позором».
Кстати, в этом наших либералов полностью поддерживает Православная церковь (редкий случай). Вот лишь один комментарий от церковнослужител я, но показательный:«Убеждён, что восстанавливать его не надо. Вообще, нам надо повсеместно изживать последствия коммунистической идеологии. Столько бед она принесла! Нужны еще десятилетия, чтобы опомниться! Ахматова жестко шутила: оправдывать подобных людей, вспоминая их «заслуги» - это всё равно, что сказать: «да, такой-то людоед, но зато как изумительно он играет на скрипке!».
А теперь о личном.
Стоит дом на Дзержинской площади,
Все окошки в нём зарешёчены,
А подвалы в нём, ох, глубокие,
Кругом камеры одиночные…
Эти строки написал диссидентствующи й семиклассник Лёня Черток, уже знавший, сколько его родственников пострадало от рук большевиков в известные года. Однако от меня скрыли до поры до времени, что в этом страшном доме трудился не покладая рук ещё один Леонид Черток, мой двоюродный дед. И покончил с собой он не от стыда, а во время ареста. Ибо знал методы дознания, практикуемые его же коллегами. Обычная, кстати, история для того времени, тома про это написаны.
А ещё позже я узнал, что в семье моего отца Феликс Эдмундович был кумиром (в него были влюблены сразу две сестры Черток). Одна даже… впрочем, пусть стоит этот скелет в семейном шкафу, не то возомню о себе чёрти что.
Одна из первых первоапрельских шуток, появившихся в советской прессе, касалась именно памятника Дзержинскому. Мол, изготовлен он целиком из драгметалла - так КПСС спрятала своё пресловутое золото в самом центре Москвы. Я даже заволновался – как доказать, что имею кой-какое отношение? Странно, но мужиков с отбойниками в центре столицы в тот день замечено не было. А ведь примерно в то же время советский народ чуть не поверил в известное телевизионное стебалово про Ленина-гриба. Или действительно охраняли хорошо?
Так кем же на самом деле был Железный Феликс? Как и все в те романтические и кровавые годы – очень неоднозначным человеком (про моего упыря-дедушку в семье вспоминали тоже с большой теплотой). Да, Дзержинский действительно боролся с уличной преступностью и бандитизмом… а заодно со всеми, кто, на его взгляд, мешал строительству коммунизма. «Взгляд» - ключевое слово. Долгие годы Дзержинский добивался безусловного права расстрелять любого по своему усмотрению. Он боролся с беспризорностью… и сам же плодил на Руси сиротство. Был образованным дворянином (тут, правда, очередные скелеты уже в его шкафу)… и методично уничтожал светочей отечественной науки и культуры. Да всё вы без меня знаете, просто кому-то это ещё и нравится.
Но захотят ли те, кому нравится, попасть на машине времени в ту кроваво-романтич ную эпоху, где сначала стреляли и лишь потом интересовались фамилией убиенного? В общем, тот же разговор, что и про реабилитацию Сталина - http://rusnord.r u/index.php?do=s earch.
Да и захотят ли сегодняшние сотрудники ФСБ такого восстановления памяти создателю своей организации? Не так давно общался по работе с их представителем. В обычной для себя ироничной манере – «иголки под ногти в этот раз загонять не будете?». И получил в ответ укоризненный взгляд – «вы что, во времени совсем не ориентируетесь?». А ведь действительно, практически все релизы, рассылаемые пресс-службой ФСБ, касаются экономических преступлений… ни одного диссидента не припомню. И нужна им для имиджа кровавая тень прошлого? Сильно сомневаюсь…
Вот кому нужна, так это коммунистам. Для них разговоры о памятнике Дзержинскому лишь обычная форма троллинга. Чтобы страсти кипели, чтобы слюной брызгались, чтобы обзывались. Ситуация, настрой нации, самые располагающие – Дзержинский в представлении новых поколений не слишком эрудированных россиян предстаёт, прежде всего, борцом с коррупцией. Хотя, как следует из переглядов и недомолвок моих родственников, тот ещё «аскет» был.
Ну, а необольшевики за шумом-пылью надеются протащить на выборах своего. Хоть куда-нибудь...
Леонид, при Дзержинском КОММУНИЗМ вроде бы ещё не начали строить. Да и само это слово не часто употреблялось,- в отличие от некой КРАСНОЙ КОММУНЫ, в которой - остановка...