Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Брехта и Шекспира проверят на соответствие духовным скрепам

Брехта и Шекспира проверят на соответствие духовным скрепам

Игорь Олин
Игорь Олин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Отечественная культурная жизнь всегда была богата художественным противостоянием различных течений. Передвижники отвергали академизм, футуристы недолюбливали Пушкина, исполнители рока не слишком уважительно отзывались о «звёздах» эстрады. Каждое новое веяние стремилось привлечь на свою сторону зрителей-читателей-почитателей, и многие из таких веяний не стеснялись в средствах дискредитации творческих оппонентов. Однако привлечение к художественному спору прокуратуры, определённый, так сказать, культурный донос – явление, быть может, в нашей истории не исключительно новое, но в нынешние времена пока ещё редкое.
Некий фонд развития культуры «Искусство без границ» обратился в прокуратуру г.Москвы с жалобой на использование в театральных постановках нецензурной брани, пропаганды аморального поведения, порнографии. Прокуратура, в свою очередь, сделала запрос по столичным театрам на предмет наличия в репертуаре крамольных спектаклей. В перечне подозрительных обнаружились постановки как по произведениям современных авторов, так и по пьесам Брехта, Уайльда, Шекспира. Но об этом чуть ниже.
Фонд «Искусство без границ» позиционирует себя в качестве молодой команды творческих и искренне любящих искусство людей, которая «уделяет особое внимание новым неординарным форматам проявления творческой активности» и ожидает «повышение лояльности к российским продуктам культурного наследия». Изучая их сайт, я также отметил чрезвычайную скромность членов этой команды – свои имена ими ни разу не упомянуты, а из контактных данных организации есть лишь адрес электронной почты. Да и креативность их, похоже, простирается намного шире указанных флешмобов, перфомансов, выставок с элементами театрализации. Или жалоба в прокуратуру – это перфоманс? Информации о собственных мероприятиях фонда на данный момент не очень много: написание картин в день святых благоверных Петра и Февронии, выставка живых картин «Крым вдохновенный», исполнение «Реквиема» Моцарта под окнами посольства Великобритании, демонстрация ужасов гражданской войны на Украине.
Когда я знакомился с деятельностью фонда, отчего-то вспомнился фильм «Шапка» по сценарию В.Войновича и Г.Горина. Там изображена трагедия советского писателя Фимы Рахлина, автора приключенческих книжек о «хороших людях». Союз писателей раздавал своим членам дефицитные в ту пору меховые шапки по ранжиру. Самым маститым, «литературным генералам», полагались пыжиковые шапки, другим по мере убывания известности - из меха ондатры, сурка, кролика. Рахлину же достался головной убор из «кота домашнего, средней пушистости», и он, потрясённый, положил всю оставшуюся жизнь на то, чтобы добиться от официальных органов шапки из более престижного меха, а, значит, и признания своей «известности», до случившегося на почве этой борьбы инсульта. Так вот Рахлин, узнав о том, какие шапки получали его знакомые по писательскому цеху, вскрикивал, мол, за что тому кроличья, за что тому из сурка?! В действиях участников фонда «Искусство без границ» подобный мотив, на мой взгляд, тоже прослеживается. Среди постановок, по которым они решили нанести прокурорский удар, спектакли крайне неоднозначные, вызывавшие острые дискуссии и прямо противоположные эмоции в зале, заставлявшие одних искренно восхищаться, а других так же искренно возмущаться. Резонанс и внимание публики были большими, на уровне если не пыжиковой, то ондатровой шапки. А почему фонд, обращающий наши взоры к светлым образам Петра и Февронии, должен довольствоваться «котом средней пушистости»?
Теперь о том перечне пьес, которые подозреваются в пропаганде аморальности.
Спектакль театра «Сатирикон» (режиссер К.Райкин) по пьесе Владимира Зайцева «Все оттенки голубого», занявшей первое место на фестивале современной драматургии «Драма Новый Код», имеет возрастное ограничение аж «+21». Она не столько о подростке, обнаружившем, страшно сказать, что его ориентация не такая, как у всех, сколько об обычной семье, восприятии самыми близкими, родными людьми этого обстоятельства. Они желают спасти мальчика — сделать его таким, как окружающие — и фактически убивают его. Критик пишет: «Это история об отчаянии и беспомощности людей перед тем, что чуждо, что невозможно принять, что непонятно и не нравится. И о том, что легче отказаться от чего-то  – даже самого дорогого,  чем принять его таким, каким оно может быть».
Роль «Трёхгрошовой оперы» в признании драматурга Бертольта Брехта  сравнивали с «Чайкой» в судьбе Чехова. Действие происходит в викторианской Англии, в лондонском районе Сохо. «Нищие нищенствуют, воры воруют, гулящие гуляют». «Зрителю показывается „дно“ современного Лондона: воры, мошенники, проститутки, — писал 16 февраля 1930 года театральный рецензент „Известия ВЦИК“ С. Чемоданов. — Тут же представители власти и церкви, начальник полиции и пастор, поддерживающий контакт с этим дном. Картина, вообще говоря, отвратительная… Кому все это нужно?..». Невзирая на это мнение, постановку в МХТ осуществил Кирилл Серебренников. К режиссеру К.Серебренникову фонд «Искусство без границ» особенно не равнодушен. Признаки пропаганды безнравственности замечены не только в его постановках современных авторов вроде Василия Сигарева («Пластилин», национальная литературная премия «Антибукер»; британская премия «Evening Standard»), Михаила Кононова («Голая пионерка» с сюжетом, как «девочка Маша в мучительно-прекрасном исполнении Чулпан Хаматовой с красным галстуком на худенькой шее отправилась на фронт и стала там полковой шлюхой по имени Муха»), но и шекспировской трагедии «Антоний и Клеопатра», опере Римского-Корсакова «Золотой петушок».
«Саломея» — один из самых известных спектаклей театра Романа Виктюка. Также «Саломею» поставил Владимир Агеев в московском театре «Модернъ». Пьеса написана Уайльдом в 1891 году. В основе трагедии история персонажа Нового Завета, падчерицы тетрарха Ирода Антипы, обольстившей Ирода исполнением Танца Семи Покрывал. К ужасу отчима и к радости своей матери Иродиады она потребовала в награду голову пророка Иоканаана (в Библии Иоанна Крестителя) на серебряном блюде. Трактовка библейского сюжета вызвала скандал в Англии. Пьеса находилась под запретом лорда-камергера почти сорок лет.
Вероника Родионова в Центре имени Мейерхольда отважилась показать спектакль "Пробуждение весны" по пьесе немца Франка Ведекинда. "Пробуждение весны" ставил в начале ХХ века сам Всеволод Мейерхольд. Одиозная тема пьесы – проблемы полового созревания детей в обществе ханжеской морали – само собой привела её в список фонда «Искусство без границ».
На сцене Театра.doc основоположник движения "Новая драма" Михаил Угаров поставил пьесу белорусского драматурга Павла Пряжко "Жизнь удалась". Один из театральных критиков пишет: «…изящно-минималистская постановка, осуществленная Угаровым, - это подлинный гимн жизни одноклеточных. Ее, так сказать, апофеоз... Это прежде нам пытались доказать, что странные существа с тремя извилинами в голове и тридцатью словами, за которыми не надо лезть в карман, чувствовать, страдать, любить и думать о вечном умеют. В спектакле "Жизнь удалась" вдруг обнаруживается, что не умеют».
Как видим, ко всем перечисленным спектаклям есть большой вопрос, если их рассматривать под прицелом духовных скреп. Почему-то писатели и режиссеры не хотят довольствоваться умилительными рождественскими историями, добрыми сказками, производственной тематикой. Среди общественного разнообразия вдруг преступники, распутники, гомосексуалисты, циники, нищие, проститутки, моральные уроды, связанные с ними всякие страсти-мордасти увлекали художников разной величины и разных эпох. Видимо, не хватало всевидящего ока членов фонда развития культуры «Искусство без границ», а теперь шерстить им придётся бескрайнее поле: «Леди Макбет Мценского уезда», купринская «Яма», эротизм «Тёмных аллей», Соня Мармеладова, адюльтер Анны Карениной и т.д. и т.п.
… Всплеск жалоб и обращений удивительного характера можно объяснить ещё одним фактором. Мой знакомый как-то поделился историей, что на него и многих других добропорядочных людей некий односельчанин регулярно пишет жалобы в различные инстанции вплоть до администрации президента страны. На вопрос: «Ты мне мстишь за что-то?», односельчанин мило улыбнулся: «Зла на тебя не держу». Что не помешало ему вскоре настрочить новую кляузу. Объясняя причины такого поведения земляка, знакомый сформулировал вывод: «Он поступает так в период психических обострений осенью и весной. В это время он начинает рассуждать, мол, нечего соседям тут беззаботно жить, пусть их немного потаскают».
Что ж, пускай и деятелей театра потаскают. В этом году уже неоднократно после шумных скандалов по поводу «безнравственности» проверки прокуратуры не выявляли ничего незаконного. Если где Шекспира, Брехта, Уайльда запретят, то будет другая страна, а пока мы живём в развитой, цивилизованной, культурной России, несмотря на деятельность некоторых культурных фондов.  

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
26 августа
Иван Звягин
Иван Звягин
Эффект большого брата: как преодолеть негативные последствия чувства постоянного наблюдения?
Мнение
22 сентября
Иван Звягин
Иван Звягин
Это война до конца
Комментарии (9)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Святослав Орлов
19 июн 2015 23:26

А кто учредитель Фонда? Не Милонов ли?

Игорь Олин
20 июн 2015 20:47

У нас уже какой-то коллективный Милонов вызревает.

И голубые и розовые были всегда. Это уже давно описали генетики. Литературы по этому вопросу в интернете можно скачать массу. Писали подробно об этом и в 19 веке. Просто наши работники образования и юристы, имеющие дипломы, но не имеющие образования, не знают, что каждый новый ребенок это совершенно новый продукт, даже если он имеет какие-то внешние сходства с родителями. А у нас, вместо того, чтобы максимально делать образование индивидуальным, пытаются ровнять всех по колесу, как это дедад Чингиз-хан. А правоохранительные органы, вместо того, чтобы бороться с опасными явления типа коррупции и наркоты занялись искусством, в котором мало что смыслят. Оставьте искусство в покое...

Рашковскому
20 июн 2015 11:02

Александр Львович, а если искусство порой начинает нести идеологическую нагрузку (или подоплеку)? Это уже не искусство, а средство наглядной агитации и пропаганды. Тогда как, кто-то же должен отслеживать идеологическую составляющую?

Анониму
20 июн 2015 12:59

Критически мыслящий читатель может сам отследить идеологическую составляющую.

А дальше уже История расставит всё по своим местам.

гость портала
20 июн 2015 13:15

"критически мыслящий", то есть подкованный - да. Но дети и подростки далеко не всегда рождаются вундеркиндами. И идеологический, аморальный или иной подвох могут запросто воспринять за чистую монету. Когда "История расставит", то будет уже поздно. Вспомните опусы иных диссидентствующих, которых советский народ в 80-ые годы начитался "взапой", а потом мучался всю оставшуюся жизнь коликами и иллюзиями...

Гостю
20 июн 2015 15:27

А Библия на что? Я сам атеист, но именно в этой книге очень хорошо рассказывается, что хорошо, а что плохо. Проблема только в том, что дети, переходя в мир взрослых, видят аморальное поведение и перенимают его, потому что так проще жить и выживать. Как там говорится? Оставайтесь детьми. Подразумевается - не предавайте идеалы, тогда и хорошее от плохого отличить сможете с легкостью, и чистое искусство от пропаганды.

Игорь Олин
20 июн 2015 20:48

Какие прекрасные слова. Спасибо.

Эпигон Эпигонычъ
20 июн 2015 21:31

Слова прекрасные, но это в теории. А на практике серая повседневность, как правило, вносит свои коррективы. Цензура была всегда - в том или ином виде. Пусть даже завуалированная...

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Культура