Один из самых экономических вопросов, давно принявший политическую окраску – повышение в России пенсионного возраста. Начали об этом говорить ещё в период гайдаровских реформ 90-х – мол, время социалистическог о безделья ушло безвозвратно, пришло время капиталистической пахоты. Это взгляд правых и либералов. Социалисты и левые им оппонировали – у нас так мало живут, что и так от станка сразу в гроб ложатся. Время за спорами шло, нация старела, но и умирать стала позже. Вопрос о повышении пенсионного возраста стал почти ругательным. Кое-кто из политиков презрительно называет его «кудриномикой». В честь бывшего министра финансов РФ Алексея Кудрина, который второй десяток лет пытается объяснить россиянам, что нужно жить не как хочется, а по средствам. И вот…
На минувшей неделе председатель Совфеда Валентина Матвиенко высказала мнение, что вопрос повышения возраста выхода на пенсию хоть и должен решаться после широкого общественного обсуждения, а также требует «детальной проработки», но неизбежен, как когда-то коммунизм. Главное, чтобы это не стало шоком для россиян… а там, глядишь, привыкнут. Как к очередному падению курса рубля.
«Нравится это кому-то или нет, но вопрос повышения возраста выхода на пенсию не надуманный, а реальный. Ни одна страна, столкнувшаяся с аналогичными демографическими проблемами, не избежала этого. Другое дело, что подавляющее большинство россиян к резкому введению такой меры не готово».
По мнению главной сенаторши, самым серьезным вызовом на сегодня является то, что в трудоспособный возраст начинает входить сравнительно малочисленное поколение 1990-х годов. Которому физически не прокормить армию пенсионеров, привыкших за время нефтяного изобилия жить на широкую ногу. Или это работающие мало получают? Я знаю семьи, где главными кормильцами являются пенсионеры.
Матвиенко резюмирует жёстко: «Возможности дальнейшего увеличения рождаемости близки к исчерпанию. Миграционные ресурсы тоже ограничены. Следовательно, необходимо минимизировать негативные последствия этих рисков, и сделать это можно только путём максимально рационального использования имеющегося человеческого капитала».
Уточню сказанное главой российского Сената. Идея с материнским капиталом в какой-то степени себя оправдала… но с обычными для России последствиями. Первыми кинулись рожать те, кому по идее надо было это запретить. Пьяницы, маргиналы, просто умственно отсталые, так и не понявшие, что обещанных тысяч они на руки не получат и в магазин не отнесут. Подъём рождаемости скорее связан с общим повышением уровня жизни, когда баррель нефти рос в цене и не думал падать. Я, кстати, не раз писал, что платить деньги за второго ребёнка – это несправедливый популизм (такая я неблагодарная скотина). Тогда уж с третьего и дальше… и больше. Что касается миграционных ресурсов, то они исчерпаны по совершенно объективным причинам – рубль упал в цене, соответственно, настолько же удешевился труд гастарбайтера. Вот, кстати, кто рожает вволю, наплевав на все материнские капиталы разом. Но здесь другая засада таится – при таком раскладе в России запросто вырастет популяция будущих бойцов «Исламского государства» (надеюсь, не нужно объяснять, почему). Оно нам надо?..
Интригующе, что премьер-министр Медведев, намекнув в интервью тележурналистам на грядущее повышение пенсионного возраста, объединил это с известием о том, что Украина не получит отсрочки по кредиту в 3 млрд долларов. Наверное, пожилые россияне должны возгордиться – как их труд влияет на большую политику.
Впрочем, экс-президент в своей речи затронул один из главных факторов «за» повышение пенсионного возраста. Дословно: «Если люди хотят работать и зарабатывать, значит, надо дать им такую возможность». Наконец-то я услышал эти слова от руководителя своего государства… в советской системе за желание много зарабатывать могли и посадить (как минимум, проработать на профсоюзном собрании за рвачество).
А что думают на этот счёт товарищи левые? Экономист из их лагеря по фамилии Крупнов считает, что так называемая «кудриномика» - гадская неолиберальная модель, которая 25 лет убивает Россию, а теперь от убийства в фигуральном смысле переходит к прямым действиям. «Напомню, что в России средняя продолжительност ь жизни мужчин не более 65 лет, по более оптимистическим расчетам - 66 лет. В старорусских регионах России реальная смертность около 60 лет. Таким образом, пенсионный возраст будет равен смертности. То есть, например, если в США разрыв между выходом на пенсию и смертностью составляет 10 лет, то у нас «кудриномика» ведёт к тому, чтобы это было один к одному. И это не только отказ от социального государства, это геноцид русского народа». Здесь только филиппики про жидомасонский заговор не хватает…
Более спокойная позиция по этому вопросу такова. Принятие данного, во многом спорного, решения возможно в долгосрочной перспективе, но не в краткосрочной. Повышение пенсионного возраста может быть с 2018 года (не раньше), а также оно будет поэтапным и медленным. В целом данный параметр сильно привязан к общему уровню жизни и сроку жизни в стране, а по этим показателям мы пока не достигли уровней развитых государств. Так что равняться на ЕС и США в этом вопросе не стоит. Также стоит отметить, что делать это изменение партии власти до выборов будет невыгодно. Короче, это долгосрочный вопрос, который будет детально обсуждаться только в конце десятилетия.
Можно, конечно, вопрос и отложить. До выборов. До президентских. До тех, в которых Путин участвовать не будет. Но жить-то хочется сейчас. И не при на глазах разрушающейся экономике.
Конечно, главное и самое жгучее желание правительства – это заткнуть дыры в Пенсионном фонде, образовавшиеся вследствие популистской социальной политики, проводимой в годы нефтеимпортного изобилия. И здесь поможет только одно решение - повышение пенсионного возраста. В 2015 году дефицит ПФР прогнозируется на уровне 8%, или 623 млрд. рублей. Доля населения в трудоспособном возрасте - то есть тех, чьи отчисления кормят нынешних пенсионеров - упадёт до 57% в 2050 году (с 70% в 2010-м).
Чтобы решить проблему дефицита ПФР, властям приходится выбирать из вариантов заведомо не слишком приятных. Один из них - прямое уменьшение пенсионных выплат или замораживание индексации. Но этот вариант крайне нежелателен. Он грозит социальным недовольством, поскольку средняя пенсия и так едва превышает прожиточный минимум. Хотя, если ничего не делать кардинального, пенсии всё равно будут уменьшаться. Их коэффициент замещения к 2050 году упадёт до 20 % от реально получаемой зарплаты (сейчас в районе 40 %).
Вот уж действительно… выйдешь ты на пенсию в 60 (а проживающие в северных районах, как я, в 55) и, вместо того, чтобы кататься по Кипрам-Тунисам, как это делают американские-гол ландские-француз ские пенсионеры, будешь сидеть дома у окна с калькулятором и решать непосильную задачу – как прожить на те копейки, которые государство платит от своих хилых щедрот тебе, здоровому и опытному мужику. Только очень ленивому.
И я знаю, о чём говорю. У самого матушка подала на пенсию на следующий день, как ей стукнуло 55. До такой степени не любила ходить на работу. Но у неё была возможность приработка литературным трудом на дому, что могло составить ещё одну пенсию. Много ли таких вы знаете? К тому же дело происходило ещё в советское время, когда жизнь и комфорт людей, получавших 150 советских рублей в месяц, мало чем отличался от тех, кто зарабатывал 250. На тот продуктовый минимум, что лежал на прилавках магазинов, и тем и другим хватало… а о новой дубленке или машине не мечтали ни те, ни другие.
Но есть целый клан людей, который принято называть трудоголиками. Те, для кого смысл жизни заключается в работе (сам к таким отношусь). Мой отец вышел на пенсию в 70 лет фактически не по своей воле, а по причине того, что в 92-м году отечественный кинематограф практически загнулся. И то ездил консультировать (при очень прилично зарабатывающей жене) то на прибалтийские студии, то на телевидение. Естественно, не бесплатно. А мог бы и бесплатно. Потому что в движении – жизнь.
Есть, конечно, несчастные люди, которые просто ненавидят свою работу, воспринимают её как каторгу, а поменять профессию так и не рискнули. Но это клинический случай. Мне таких искренне жаль.
Тех же мужиков (не инвалидов), что рвутся на пенсию и на диван уже в 60, я называю эгоистами и лентяями. Вот и весь сказ… можете начинать на меня ругаться.
гы-гы-гы)))
тупая рашкодебильная экономика ужо не тянет ни чо
а как воров обеспечивать?
не говоря уж о пенсионерах?
а безработных куды девать??? - на пенсию?
обьясните нам - умныЯ человечище - товарисЧ Черток
исписались вы ужо - ни ума ни фантазии
гы-гы-гы)))