ПЯТАЯ КОЛОННА по уничтожению исторической памяти продолжает действовать
Взяться за эту статью меня побудили события последнего времени, происходящие в культурной жизни нашего города. На прошлой неделе в интервью одному из кировских телеканалов Глава департамента культуры Кировской области П.Н. Сырцев рассказал о грядущих объединениях, слияниях ряда музеев города, о сокращении штатов работников учреждений культуры, что неизбежно приведёт к их увольнению.
Особо Глава департамента культуры подчеркнул, что в учреждениях культуры города и области работает очень много сотрудников пенсионного возраста, людей несоответствующей квалификации, что за счёт сокращения и оптимизации штата людям молодого возраста с высокой квалификацией будет повышена заработная плата, отсюда повысится мотивация к работе в учреждениях культуры. Вроде бы правильный шаг в период кризисной ситуации и острой нехватки средств в бюджете области. Но, как говорится, гладко было на бумаге…
В связи с этим предлагаю подробно рассмотреть ситуацию, сложившуюся в Вятском художественном музее имени братьев Васнецовых. Коснёмся трёх аспектов деятельности администрации этого музея: сохранность вверенных государством культурных ценностей, финансовых махинаций и нынешнего сокращения штатов.
Итак, сохранность культурных материальных ценностей. Как написано в Уставе Вятского художественного музея, музей обязан хранить, систематизировать, обеспечивать сохранность, учёт и паспортизацию коллекций, вверенных ему государством, а также обеспечивать открытость и доступность документов, касающихся деятельности музея. Я уже писал о бесхозяйственности (это еще мягко сказано!) в сфере хранения государственных ценностей. Мне задавали вопросы: «Где факты?». Что ж, давайте их рассмотрим, но лучше в форме вопросов, потому что открытость не в почёте у администрации музея. Я намеренно не погружаюсь в детали. Это – прерогатива правоохранительных органов.
Ирина Анатольевна, ответьте на вопросы по коллекции негативов С.А. Лобовикова:
- Правда ли, что музейная коллекция негативов вывозилась в Санкт- Петербург без разрешения областного департамента культуры?
- С какой целью вывозилась?
- По какому договору (число, месяц)? Была ли музейная комиссия, разрешающая вывоз? Вёлся ли протокол?
- Какова примерная стоимость одного негатива?
- Сколько негативов вывозилось?
- Каким образом осуществлялась перевозка? Кем? Страховалась ли коллекция?
- Правда ли, что часть коллекции осталась в Санкт-Петербурге и в течение 9 месяцев находилась у частного лица?
- С какой целью она находилась у частного лица?
- Что происходило с негативами за это время?
- Все ли негативы имеют инвентарные номера?
- По возвращении негативов была ли приёмная комиссия? Когда? Состав комиссии? Протокол?
Можно считать эти вопросы обращением начальнику Управления Министерства внутренних дел РФ по Кировской области генерал-лейтенанту полиции С.А. Солодовникову. Негативы С.А. Лобовикова – не единичный случай. Рамки статьи не позволяют написать больше. Я готов в следующей статье задать вопросы Ирине Анатольевне по другим эпизодам, но сначала хотелось бы получить исчерпывающие ответы на поставленные вопросы.
А сейчас перейдём ко второму вопросу. Я уже неоднократно писал о всевозможных финансовых художествах в Вятском художественном музее (извините за тавтологию) или, как сейчас модно говорить, о неэффективном расходовании государственных средств директором музея и её заместителем по инновационной деятельности. Рябово уже набило оскомину не только мне, но и депутатам Госдумы и Законодательного собрания Кировской области. Какие финансы, и в каком объёме были затрачены? Если не ошибаюсь, стоимость одного квадратного метра бани в Рябово составляет 40 тысяч рублей. Это что? Как называется? Невнятное бормотание директора музея И.А. Любимовой и всё? Все ответы?
А с посещаемостью музея-заповедника всё в порядке? Помнится бравое выступление губернатора – даёшь 15 000 посетителей. Наскребли лишь половину. Как мне рассказывали жители Рябово и сотрудники музея-заповедника, даже эти цифры – дутые. Заказать автобусы, договориться с директорами сельских школ, привезти школьников, сосчитать их по головам, купить копеечные билеты, отчитаться о количестве посетителей, – и вот вам открыто бюджетное финансирование.
Я уже писал об афиллированности бизнеса зам. директора Н.А. Коровиной и музея. И что же? Да, ничего. Кстати за работу в Рябово отвечает именно зам. директора по инновационной деятельности Н.А. Коровина, которую так усиленно продвигали в последнее время в заслуженные деятели культуры РФ. С чего бы это? Не за такую ли инновацию?
Выступая в прессе, губернатор сетовал на то, что такой замечательный проект по доходности в будущем, как Рябово, обойдён вниманием кировских бизнесменов. Но бизнесмены в Кирове – не дураки, да и гостиница Hilton Garden ИНН построена не на родине художников Васнецовых, даже не в Зуевке, а в центре Кирова.
Еще один вопрос к директору музея. Ирина Анатольевна, сколько у музея спонсорских фондов? Два? Три? Как используются средства этих фондов? Например, от ЛУКОЙЛ? Говорят, что на развитие культуры выделяется мало средств. Я не согласен. Может быть, их просто бездарно используют?
Перейдем к третьему аспекту: о сокращении штата. Департамент культуры области обязал директора художественного музея сократить штат управленческого аппарата. Я искренне надеялся, что будет, наконец, ликвидирована единственная в России, но благополучно существующая в Вятском художественном музее должность заместителя директора по инновационным технологиям, а деятельностью Н.А. Коровиной заинтересуются правоохранительные органы. Но я ошибался. Человек шестидесяти лет, окончивший институт культуры по специальности библиотекарь, о грамотности которого ходят анекдоты, остаётся на своём месте. Да, да, уважаемый читатель, Вы не ослышались, остаётся на своём инновационном месте. В каталоге 2012 года по керамическому симпозиуму Н.А. Коровина написала, что «СНГ – это Союз Неприсоединившихся государств». Вот такой, неприсоединившийся к культуре, инноватор будет и в дальнейшем определять работу музея.
Я уже говорил, что инновационная деятельность Н.А. Коровиной заключается лишь в том, чтобы присосаться к бюджетному финансовому ручейку. Да и о каких инновационных технологиях идёт речь можно видеть на фасаде Мраморного здания и внутри. Тем не менее, в музее есть и другие люди со знанием иностранных языков, академическим образованием, достойными научными публикациями. Однако такие люди подлежат сокращению. Почему?
Я неоднократно обращался в прокуратуру, но прокуратура занялась бюрократической каруселью. Мои заявления перенаправлялись в департамент культуры области, а оттуда – директору музея И.А. Любимовой, и обратно с отпиской «у нас всё хорошо». Так круг и замкнулся. Получается – сама нарушаю, сама контролирую. Правоохранительные органы, по-видимому, придерживаются такого правила «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу». Копию этой статьи я направил начальнику Управления Министерства внутренних дел РФ по Кировской области генерал-лейтенанту полиции С.А. Солодовникову, Начальнику Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкину и президенту РФ В.В. Путину.
Страна должна знать не только своих героев.
Александр Рашковский, краевед, 3 февраля 2015 году.
Уничтожение культуры есть уничтожение разумного отношения к жизни. Давайте посмотрим ленту новостей Кирова в любой день. Арестовываются воры, погибают в автомобильных авариях люди, куда-то исчезают люди и объявляются в розыск - "ушла из дома и разыскивается, и так далее", и, самое жуткое, самое не человеческое - пьяные почти каждую неделю убивают родных людей. Ножами, топорами, душат, избивают до смерти. Муж жену, отец сына, сын мать, младенцев выбрасывают в мусорные баки - да мы среди кого живём?
Среди убийц и варваров.
И возможных убийц, находящихся среди нас варваров не вразумлять культурой - будет, дальше, ещё больше убийств. Будет ещё больше самоубийств автомобилем о столб или дерево, или в лоб в лоб, потому что, при полнейшем отсутствии культуры и возобладании хамства в поведении, как нормы, рулит автомобилем не человек, а зверь с "вы разве не видите, это я еду? Уступайте мне все".
Заканчивается для них кладбищем, а стране разве становится лучше, при варварстве, нашу область затопившем?
Стране, может быть, и до лампочки, а мы здесь вынуждены жить.
Среди описанных выше.
Когда бы выбирал страну для жительства и прочитал новости Кирова за три дня - да незачем сюда ехать, человеку разумному и культурному.
Культура для чиновников в Кирове место, где можно украсть. То издаётся электронная книга по цене, во много раз превышающей продажную цену. То делается попытка в Драмтеатре устроить запертый для народа зал для приёма чиновников, - была остановлена протестами актёров но и увольнением, без указанной причины, главного режиссёра. То придумывается никому неинтересный "объект" вроде Рябово с закачиванием в него денег из бюджета и исчезанием их всем понятно куда. То под видом облагораживания туристического "объекта" тратятся деньги на религиозные "мероприятия". То из столицы приглашаются пустышки, проводящие "мастер-классы", здесь не оставляющие следа для культуры кроме росписи за выдернутые из бюджета деньги. То на Новый год, на областную ёлку приглашаются артисты из Москвы, поющие арии из опер - на Новый год! - и ни одной новогодней песни по теме праздника. То устанавливается дичь, называемая скульптурой, в виде страшных детей.
И всегда чиновниками презираются художники, писатели, актёры, певцы, живущие в Кирове, всегда на кировских деятелей культуры не тратится ни рубля. Пятнадцать лет руковожу писательской организацией, пятнадцать лет из бюджета не получили ни рубля на издание книг, на помощь заболевшему писателю.
Причина - через нас, честных местных деятелей культуры, деньги из бюджета не украсть.
Не мы, кировские деятели культуры, занимаемся её уничтожением, а чиновники, по образованию не писатели, не музыканты, не художники, не актёры, не певцы, - сидят нелепые люди, в культуре ничего не понимающие, специального образования не имеющие, но каждый месяц получающие большие зарплаты за сидения в кабинетах и придумывания, как бы ещё найти лазейку для умыкания из бюджета хрустящих бумажек.
Вот такая ситуация, приводящая к предложению: если деньги, существующие в бюджете для развития культуры, тратятся мимо деятелей культуры, в основном на чиновников - надо убрать любые управления культуры, управляющие, на самом деле, самим собой.
Предложение, видимо, придётся скопировать и отправить в Москву, для принятия решения.