Шалом, дорогие друзья!
Я рад представить Вашему вниманию краткий обзор истории Костромской еврейской общины!.
Первые сведения о пребывании евреев в Костроме относятся еще к самому началу XIX века, в середине века начала складываться община, которая смогла к 1907 году завершить строительство синагоги. Но всего через 10 лет произошла революция и жизнь изменилась, а еще через 10 лет жить традиционной еврейской жизнью стало уже преступлением, раввинов убивали, отправляли в тюрьмы и лагеря. Главный еврейский религиозный лидер – шестой Любавичский ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон был приговорен к расстрелу, который чудом был замен на ссылку в Костроме. Так наш город навсегда вошел в еврейскую историю как место ссылки и спасения праведника, хотя в итоге Ребе пробыл у нас только полторы недели. Еще через 3 года синагога была закрыта постановлением властей.
Конечно, еврейская жизнь в Костроме продолжалась, люди собирались по домам для проведения молитв, праздников, изучения Торы, но к 1960-м гг. она почти затихла. Но прошло еще несколько десятилетий, и обстановка изменилась. Люди вновь получили свободу жить еврейской жизнью. Община начала восстанавливаться: в начале 90-х годов костромские евреи снова стали собираться по домам, а в праздник Шавуот в 1994 году было проведено учредительное собрание Костромской еврейской религиозной общины. От этого дня мы и считаем годы нашего возрождения, не забывая, однако, что работа велась и ранее. Уже в 1994 году власти передали в пользование общины пару комнат в здании бывшей синагоги, которое было в удручающем состоянии. Так начался постепенный процесс возвращения синагоги костромским евреям. Сегодня наша синагога радует глаз - стоит заметить, что она является уникальным памятников архитектуры – почти нигде в мире не осталось действующих деревянных синагог.
За последние два десятилетия был проведен огромный объем работы. Было возвращено соседнее здание - бывший дом раввина, открыты учебные заведения, восстановлена миква, внесен Свиток Торы. Сейчас под крышей Костромской синагоги работает несколько еврейских организаций, в общине действует множество программ – образовательные, религиозные, культурные, благотворительные. Мы помогаем еврейским общинам в соседних областях.
Но мы понимаем, что нам нельзя останавливаться на достигнутом, впереди нам предстоит гораздо больше работы, чем уже сделано. Нам надо, образно выражаясь, повернуть вспять колесо еврейской истории на век или два назад…
Наши последующие публикации позволят Вам более глубоко ознакомиться с историей Костромского еврейства, религией, традициями, культурой еврейского народа. Сохраняйте адрес нашей страницы в закладках - здесь Вы всегда найдете много интересного!
С благословением,
Главный раввин Костромы и Костромской области
Нисон-Мендл Руппо
Уважаемый Нисон-Мендл Руппо, честное слово, я не знаю, как к вам правильно обращаться. Задал вопрос о том, как к вам обращаться, совладельцу этого сайта Л.Зильбергу, который по сведениям, полученным на 7х7, является и раввином сыктывкарской еврейской общины, но ответа не получил. Дело в том, что на сайте принято обращаться друг к другу по имени, а у вас такое серьёзное для "семёрки" резюме, что , как вы скажите, как к вам обращаться в общении, так и постараюсь обращаться и я и другие комментаторы.
Просьба моя заключается в следующем: очень мало мы знаем о том, как появилась синагога на Сенном переулке. Кто архитектор? История строительства здания синагоги и, если есть фотографии синагоги прежних лет, разместите их, пожалуйста.
Второй вопрос. Почему перед зданием синагоги в прямом смысле, бардак? У любого действующего православного храма всё убрано, цветочки в летнее время благоухают, а прохожу по Сенному переулку и недоумеваю, территория у синагоги находится в неприглядном виде.
И болезненный вопрос для города. Шаговский пруд.
Синагога находится в пошаговой доступности от пруда. Ваше отношение к тому, что городские властелины решили изничтожить историческое место и построить вместо пруда питейное заведение?
Я боюсь, что Ваш вопрос надо разделить на несколько частей.
"Решили изничтожить" - я краем уха слышал, что окончательное решение не принято и вопрос обсуждается. Я не знаю насколько это верная информация, но если она верная, значит еще не решили.
"решили изничтожить историческое место" -я не думаю, что кто-то прямо хотел уничтожить историческое месте. К сожалению, уже несколько лет пруда там фактически нет, и я думаю, что не это не потому, что кто-то хотел его специально уничтожить.
"Построить вместо пруда" - почему вместо?
Мне очень не нравится, что там вырубили ивы.
По поводу того, что там в принципе что-то собираются строить, я не могу высказать определенное мнение. Я не архитектор не ландшафтный дизайнер. С одной стороны всегда хочется сохранять природу, с другой стороны если ничего не строить, то как вообще развиваться городу, людям? Необходимо найти какой-то баланс, золотую середину.
Я не специалист, и не могу сказать, какое именно решение должно быть по данному конкрентому случаю.
Шалом! Можно обращаться по имени.
Леонид Александрович предеседатель общины, а не раввин.
Проект синагоги создал сам раввин Цви-Гирш Шнейдерман.
Материалы по истории строительства здания постараемся опубликовать.
По поводу двора передам завхозу.
http://jewish-info.ru/site.php?id=1958&sid=692
И приходите на экскурсию по синагоге!