"Да ты знаешь, кто я?". Я не знаю, кто ты. Скорее всего, никого особенного. Если бы был, я бы понял. Даже без часов и костюма. По невербалике. Те, кто общаются с людьми, многого добившимися сами, поймут, о чем речь.
Есть еще более изысканный вариант высказывания: "ты знаешь, кто мой муж/отец?" , - сам по себе я ничего не значу, даже прямо сейчас перед тобой, а вот он значит. А я, как придаток к нему, значу вместе с ним. Так что...
В России нет и никогда не было элиты. В России есть верхушка. Путь наверх лежит где-то в сочетании трех плоскостей: происхождения, холуйства и определенного профессионализма. В лучшие годы первого или второго компонента можно было избежать. Или почти избежать.
Социального лифта в России нет, есть только VIP-проход для избранных или витьеватый путь через чужие кабинеты из кожи. Как результат, среднастатистическому россиянину достижение верхушки кажется невозможным, и к оказавшимся наверху он начинает относиться как к превосходящим не просто по статусу, но и по самой сути. Те, в свою очередь, без такого к себе отношения просто не могут: униженные верхними, они ищут утешения в том, что извлекают унижения нижних. Как итог, формируется глобальных комплекс неполноценности - не общества в целом, но у каждого в частности. Пирамида упорядоченного унижения в России сегодня - это та самая вертикаль социальной власти. Пользуются ей все: от опаздывающих на четыре часа губернаторов до жены старшего лейтенанта.
Классовое общество - это не просто нечестно и некрасиво. Это вредно. Как для высшего класса, так и для низшего. На Западе, где путь наверх лежит снизу априори, показателем статуса является не то, на чем ты приехал, а, например, реальный профессиональный уровень человека, его навыки общаться, кругозор, знание хороших манер и вообще вся совокупность того, что привело этих людей наверх. Может ли верхушка на равных конкурировать с элитой?
Низший класс общества как результат всего этого попросту фрустрируется и теряет какой-либо интерес к самому себе. В постсоветской Латвии работать большинство начинает еще в старших классах школы, а в университет многие и вовсе не идут, чтобы не прерывать карьеру. Да, здесь отсутствие работы - это гораздо больший удар по статусу, чем отсутствие образование. Само по себе образование, кстати, как и в России, никаких дверей здесь не открывает. Просто люди живут с глубоким осознанием того, что все зависит от них самих, ничего не достанется даром, и что никто не лучше них просто потому, что он родился в правильной семье. Как результат, страна размером со среднюю российскую область создала предприятия масштаба ask.fm и infogr.am, в то время как российская верхушка выдавила из страны Павла Дурова - представителя российской элиты. Выдавила за то, что тот не встроился в пирамиду унижения.