Термин «оптимизация» уже давно и прочно закрепился в головах граждан, «благодаря» проводимым реформам в последние десятилетие. По-моему, оптимизации уже подверглись все сферы государственного управления. Я уже не говорю о частном секторе, где оптимизация не останавливается практически с момента появления частного предпринимательства.
В канун принятия бюджета области и муниципальных бюджетов, об оптимизации говорят все, кто так или иначе связан с бюджетом. Губернатор, руководители департаментов, главы муниципальных образований... И у всех мысли об оптимизации вызывают не просто сожаление, а вполне справедливое негодование, так как понятие «оптимизация» уже давно вышла из традиционного восприятия, как «сокращение с целью повышения эффективности». Непонятно, куда дальше можно «оптимизировать» образование, медицину или культуру, если после последней «оптимизации», которая прошла 3-4 года назад в этих учреждениях, и так осталось меньше нужного.
Какую цель преследуют инициаторы подобных решений – остается только догадываться. Конечно, федеральная власть крайне заинтересована сократить бюджетные выплаты в регионы в условиях, когда весь мир ополчился на Россию и бьет своими санкциями по наиболее слабым местам: банковский сектор, газовая и нефтяная сферы.
Экономический кризис, усугубленный санкциями и блокирование экономики России дает свои результаты, и сегодня практически ни один уважающий себя политик или чиновник, уже не заявляет о том, что все это не имеет последствий для бюджета. Но нам, региональному и местным бюджетам, от такой «правды» легче не становится. Муниципальные руководители «соревнуются» друг с другом по тому, насколько хватит средств в их бюджете, если финансировать все обязательные платежи в полном объеме. Грустное «соревнование» проходит и на областном уровне. Сокращено, как минимум на 20% финансирование государственных программ, введен мораторий на повышение заработной платы в региональных органах власти, уменьшены по максимуму все возможные закупки и стройки для бюджетных учреждений. Но федеральная власть требует дальнейшего сокращения… точнее, оптимизации.
До чего мы дойдем с такой «оптимизацией» можно только догадываться. Но то, что «под нож» могут пойти ряд бюджетных учреждений в различных сферах, как областного, так и муниципального уровней – вполне очевидно. В каких объемах будут сокращения – покажет время, а точнее, ситуация с наполнением бюджетов и отношение федеральной власти к проблемам Кировской области. И очень хочется надеяться, что весенне-летние визиты министров в нашу область сделают свое дело при рассмотрении вопросов оказания федеральной помощи региональному бюджету.
Слово оптимизация сегодня означает только одно, уничтожение хорошего, необходимого для жизни людей.