26 ноября 1743года у деревни Лапшиха Нижегородской губернии развернулось настоящее сражение: регулярные войска, драгуны и гренадеры, присланные под командованием премьер-майора Юнгера и генерал-майора Стрешнева на подавление восстания, ружейным залпом атаковали плохо вооруженных селян-повстанцев.
Вооруженные дубьем, луками, дедовскими мечами («болшия остроконечныя ножи») и весьма малым количеством мушкетов восставшие были разбиты.
Среди них убито 74 человека, ранено 30, взято в плен 130 человек, в том числе руководители восстания Несмеян Кривой, Пумрас Семенов, Шатрес Плакидин, Котрян Андрюшкин, Дружина Цинаев.
Несмеян Кривой был приговорён к сожжению, а его сподвижник бурмистр деревни Клеихи Пумрас Семёнов — к смертной казни.
Причем повод был явно религиозный и связанный с верой (см.источники),
а затем уже конфликт перерос в «социально-классовый», как бы его определили в учебниках истории советского периода, и длился в общей сложности на протяжении 2-х лет.
…Итак, он был сожжен на костре.
Если бы дело касалось государственных преступлений и измены государю(не),
то такая казнь через сожжение была весьма нехарактерна для России в просвещённом XVIII столетии, в царствование Анны Иоанновны. Головы рубили, четвертовали, на крюк подвешивали – да, но чтобы сжигать…
В то же время первыми задокументированными жертвами, попавшими на костер в 1227году, были четыре языческих волхва, схваченных в Новгороде.
И как бы попы и вновь «воцерковленные» граждане, еще вчера стоявшие на(у) мавзолее, этого не отрицали…на Руси пылали костры собственной доморощенной инквизиции.
А вы, конечно, слышали, что «христолюбивая православная церковь» никого не сжигала? мол-де так только католики с протестантами Европу «цивилизовывали», а у нас все было исключительно «по-любви»?..
При желании более-менее "изящное" описание тех событий Вы сегодня найдете у разных авторов-беллетристов.
Здесь ограничусь 2-мя свидетельствами, проливающими свет на указанные события и описывающие причину конфликта - осквернение могил наших Предков христианскими иереями и собственно гражданскую баталию с представителем церкви.
«Июня 28-го дня сего года святейшему правительствующему Синоду преосвященный Дмитрий, епископ нижегородский доношением представил:
по должности-де пастырской отъезжал его преосвященство из Нижняго посетить епархию свою (с небольшими дому своего служителями) майя от 16-го дня сего года и, бывши в монастыре Оранском, путешествовал в Зеленогорской монастырь надлежащим трактом через волость Терюшевскую, в которой обретается болшая половина руских старых некрещеных народов (которые, укрывая свое древнее идолопоклонство и волшебство и нехотя прийтить ко свету евангелской проповеди, называются мордвою ложно, понеже они мордвою никогда не бывали и мордовского языка не знали и не знают, а говорят так, как суздалския и ярославския мужики), и проехал мимо трех деревень того же мая 18-го дня, в которых деревнях принимали ево честно и давали проводников до руского села Сарлей, в котором остановился и для ставленников хотел совершить божественную службу и, усмотря близ святаго олтаря кладбище оных некрещеных, акы на поругание святыя церкви в христианском селе в близости церкви поставленное, на котором кладутся их, некрещеных идолаторов, мертвые тела, и приезжая из всех ближних и далных мест, таковые некрещены приносят скверные жертвы кличем и плясками, что весьма богопротивно и как правилами святых отец, так и указами запрещено, которое кладбище давно бы надлежало перенесть в их некрещеные жилища, токмо за нерадением неученых христиан (которыя вкупе со оными некрещеными людми при таковых бесовских игралищах приходя обществуют и скверным их жертвам приобщаются, пьют и ядят с ними заодно), а паче за крайнее послабление оного села Тергошева управителей грузинцов, которые ради скверного своего прибытка в той мерзости им позволяют знатно, не зная или не разсуждая разности между христианами и идолаторами.
И когда его преосвященство, п ришед в церковь, приказал у оного кладбища сварить пищу, а дрова насварение брать с того кладбища поставленные на могилах кольи, с которых и созжено десятка с три, а осталные на тех же могилах кольи и струбы для истребления таковых богопротивных и душевредных суевериев велел было зжечь, ибо не точию таковыя, близ святых церквей учиненыя некрещеных кладбища, но и настоящия мечети и капища по указом повсюду разломать поведено. И по выходе его преосвященства из церкви объявили ему тамошние церковники: опасно-де вашему преосвященству здесь стоять, понеже-де мордва советуют вам учинить зло, что услышав, того же часа послал в село Терюшево к управителю оных вотчин грузинцу князь Мелхиседеку Баратаеву с требованием, чтоб таковых злодеев до намерения их не допустить и в том бы охранил.
И как его преосвященство отправился из того села, проехал с служителями токмо с полверсты, то из некрещеной деревни Сескина во множественном собрании некрещеных идолаторов со оружием и з дубьем, закричав своими воровскими ясаками, учинили на обоз его преосвященства разбойничье нападение, что увидевши, служители со успехом оборотя от них, едва во оное ж село Сарлей убежать могли, где в овраге коляски переломали и людей многих повредили. Ис котораго обозу, отхватя оныя воры одного церковника, сарлейского дьячка Петра Борисова, били смертными побои, которой и остался у них замертво.
А потом оныя же злодеи, прибегши в село Сарлей до врага, штурмовали их через три часа с немалым умножением с той воровской стороны народа, которых было с пять сот человек мужеск полу с ружьи и с рогатины и с стрелами и з дубьем, а женск пол и дети их — все с палочьем, между которыми злодеи многие такие наглецы были, что, скинув платье донага, отважились (на штурм), имея в руках болшия остроконечныя ножи и рогатины и протчия оружии.
И, хотя оные служители и того села жители от них, злодеев, сколко можно и оборонялись, но, видя такое их многолюдственное собрание и варварское нападение, его преосвященство схоронился было в церкве, но услышав от них злое намерение, что кричат и хвалятся тое церковь зажечь, а его преосвященство и служителей всех побить до смерти, убоявся, ушел из той церкви тайно в дом священнический и, сидя в погребе, готовился к нечаянной смерти…
А когда оные некрещеные прослышали приезд его преосвященства (хотя подлинно и не к ним ехал и о жилищах их, что они на тракте обретаются, не знал), то оные некрещеных волшебники, которые у них, некрещенов, за попов почитаются, собравши со всех деревень на кладбища, возмутили, что архиерей-де едет крестить насильно с солдаты и, ежели-де подлинно с солдаты, то-де сами сожжемся на овинах, а ежели без салдат — то убьем его досмерти. Того ради в первых деревнях пропущали его честно, дожидались высматривая, чтоб внутрь жилищ их въехал, и когда усмотрели, что салдат при его преосвященстве нет, таковое воровское нападение для убивства учинили…
Того ради просил его преосвященство: дабы указом Ея Императорскаго величества поведено было оной Терюшевской волости некрещенов за нанесенную ему обиду и за намерение их ко учинению впредь злодейств всех, кои похотят от злобы и упрямства своего добровольно крестятся, а не похотят — таковых вневолю крестить… богомерзкия же их идолопоклоннические в том селе Сарлей и где инде при церквах святых кладбища есть, по силе правительствующаго Сената определения, святейшему Синоду ноября 30-го дня прошлого 1742-го года объявленного…
разорить и з землею сравнять и имеющияся на тех кладбищах колья и струбы и протчее, собрав, зжечь, дабы никакова знака кто где зарыт не осталось…»
Из "Указа Синода в Нижегородскую губернскую канцелярию" от 7июля 1743года,
Источник - Государственный Архив Нижегородской Области Ф.1. Оп.1. Д.28, л.79-79об.
Об указанных событиях, отраженных в доносе Нижегородский епископа Дмитрия (Сеченова) в Синод пишет также известный историк Соловьев С.М.
(История России с древнейших времен, Книга пятая, Том 21-25, стр. 111,
см.: http://www.lomic.ru/_mainlibrary/soloviev-istoria/index0111.php ):
«…Кроме погони за разбойниками в той же Нижегородской губернии войско должно было выдержать бой с мордвою, восставшей по следующему случаю: нижегородский архиерей Дмитрий (Сеченов), объезжая епархию, в Терюшевской волости, в селе Сарлеях, велел разорить мордовское языческое кладбище, находившееся подле церкви; за это мордва собралась и напала на архиерея, который едва отсиделся в погребе у священника, пока подоспели христиане из окрестных деревень. Дмитрий, донося об этом происшествии, писал, что бунтовщики не мордва, а старые русские идолопоклонники, по-мордовски говорить не умеют, а говорят ярославским наречием, рознясь от русских нижегородцев. Как бы то ни было, в Терюшевскую волость отправился премьер-майор Унгер с командою, велено ему мордву склонять к покорности, и если не склонятся, то рапортовать, а без указу с ними военною рукою не поступать. Но Унгер не имел возможности исполнить указа, ибо рапортовать было нельзя, когда мордва встретила его с луками, рогатинами и огнестрельным оружием в числе 1000 человек и начала стрелять в его команду. Унгер должен был вступить в бой и поразил неприятеля: у мордвы побито 35 человек, живых взято 136, в том числе раненых 31, а в команде ранено 5 человек. После этого мордва стала просить прощения; Унгеру велено было заводчиков и пущего Несмеянку прислать в губернскую канцелярию, остальных простить и объявить им, что, если кто хочет принять христианскую веру, пусть подаст просьбу епископу Димитриу. В губернскую канцелярию прислано было 130 человек заводчиков. Главный из них, новокрещен Несмеянко-Кривой, за то что отступил от христианства, сняв с себя крест, расколол икону, приговорен к сожжению; но к архиерею Синод должен был послать указ, чтоб неволею никого не крестил и не озлоблял.
Обруселые, если не русские, язычники нападают на архиерея, вступают в битву с войском правительства, новокрещеный снимает с себя крест, рубит икону и становится главою восстания идолопоклонников!
Мы видели, что в царствование Анны лучшим средством для успокоения областей старого Казанского царства считали распространение и утверждение христианства между иноверными его жителями, и в 1740 году назначен был для этого дела в Казань Дмитрий Сеченов, тогда еще архимандрит.»
Маститый исследователь и автор вышеприведенных строк явно обескуражен,
но непреложный факт остается фактом – русьский язычник (этот термин не есть самоназвание)
Несмеян Кривой за веру Предков принял казнь через сожжение
от иудео-христианской церкви в середине просвещенного 18-го века!..
Это акт мужества, сохранившейся праведности и несгибаемой воли нашего народа.
Слава героям!
Это образ Несмеяна Васильева, старосты Терюшевской волости, в народе его прозывали Кривым, но справедливым.
Васильев Несмеян (Кривой) - предводитель народного восстания 1743- 1745 годы.
"Лишь только дымное черное варево распарывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со сверкающим чешуйчатым покрытием. Но он угасал во мгновение, и храм погружался в темную бездну. Несколько раз он выскакивал из нее и опять проваливался, и каждый раз этот провал сопровождался грохотом катастрофы."
Конечно, "тьма, пришедшая... "
МАБулгаков сильно, глубоко и провидчески это описывает.
Но и к нему, как невольному выразителю взглядов социал-дарвинизма есть вопросы и есть над чем подумать, см.:
http://www.odnako.org/blogs/sobache-serdce-i-ideologii-veka-ili-rossiya-kak-vizov-globalnomu-fashizmu/