С 4 по 11 октября 2014 г. группа российских представителей гражданского общества - 14 человек, преимущественно члены Общественных наблюдательных комиссий из девяти регионов России, в рамках проекта «Тренерский чемоданчик», поддержанного Европейской Комиссией по программе малых грантов, посетили Норвегию.
В поездке принимали участие: заместитель председателя ОНК Архангельской области Светлана Попкова, члены ОНК Республики Марий Эл и РОО «Человек и Закон» Анастасия Подузова, Евгений Захаров, Ирина Протасова и Ольга Васильева, председатель ОНК Ростовской области Леонид Петрашис, заместитель председателя ОНК Нижегородской области Андрей Буланов, заместитель председателя ОНК Томской области Александр Булатов, председатель ОНК Красноярского края Александр Косов, члены ОНК Калининградской области Наталия Лютая и Виктория Осипенко, член общественного Совета при МВД Томской области Александр Савченко, председатель ОНК Челябинской области Александр Юрин. Программа поездки была разработана Архангельской региональной общественной благотворительной организацией «РАССВЕТ», Норвежским Хельсинкским Комитетом и Директоратом Норвежской службы исполнения наказаний в лице Торунн Хаслер, старшего советника Директората. Поскольку проект направлен на подготовку в Российской Федерации тренеров по правам человека для обучения сотрудников власти, то основной целью визита была передача опыта преподавания прав человека от сотрудников Норвежского Хельсинкского комитета, ознакомление с системой подготовки в области прав человека сотрудников тюрем и полиции, ознакомление с философией работы тюремного ведомства для дальнейшего применения этой практики в работе ОНК в России.
В первый день семинара в Норвежском Хельсинкском комитете перед нами выступил заместитель генерального секретаря комитета Gunnar M. Ekeløve-Slydal, который рассказал о направлениях деятельности. Норвежский Хельсинкский комитет основан в 1977 году, после принятия Хельсинкских соглашений. В своей работе Норвежский Хельсинкский комитет в первую очередь ссылается на документы ООН.
В России Норвежский Хельсинкский комитет сотрудничает со многими правозащитными организациями, в том числе с МХГ, «Агорой», Фондом «Общественный вердикт», МРОО «Комитет против пыток», АРОБО «Рассвет» и другими организациями. Перед нами также выступила координатор проектов по России Инна Сангаджиева.
Ole B. Lilleås, главный советник, Csilla Czimbalmos, менеджер представили информацию об участии Норвежского Хельсинкского комитета в инспектировании мест принудительного содержания в Норвегии. В Норвегии тюремное заключение существует с XIII века. Заключение под стражу рассматривается, прежде всего, как способ обеспечения безопасности общества. Основополагающие принципы: «Плохая тюрьма не исправляет преступника», «Чтобы исправить человека, нужно его уважать». В Норвегии количество заключенных ограниченно. Цели заключения: возмездие,- предотвращение преступлений, реабилитация, защита общества от опасных индивидов.
В Норвегии в 50 тюрьмах содержится 3500 заключенных на 5 млн. населения. Цель работы норвежской пенитенциарной системы – снижение преступности и повышение уровня безопасности. В Норвегии существует очередь в тюрьму, иногда ожидать приходится несколько месяцев.
Проблемой является рост преступности среди иммигрантов, работу с ними затрудняют языковые барьеры, различие культур.
Считается, что тюремное заключение очень плохо сказывается на молодежи, особенно до 18 лет.
Структурно пенитенциарная система Норвегии состоит из центрального аппарата, региональных управлений и собственно подразделений – тюрем. При этом низовым подразделениям передан максимум полномочий.
Статистические данные по заключенным:
30% лица без определенного места жительства
70% безработные
60% страдают наркотической или алкогольной зависимостью
40% имеют образование не выше среднего.
Половина заключенных имеет детей.
10% осуждаются на срок более 1 года.
В 2007 году 3000 человек отбывали наказание в виде общественных работ. В 2007 году 500 человек были приговорены к программе детоксикации за вождение автомобиля в нетрезвом виде.
Тюрьмы различаются по уровню безопасности.
Закрытых тюрем 63%. 80% камер в них одиночные, остальные 20% на 2-4 человека. Соблюдается норма площади 6-8 кв.м. на человека. Эти тюрьмы огорожены забором, двери камер заперты.
«Открытые» тюрьмы огорожены забором. Заключенные могут пользоваться телефоном, но разговоры прослушиваются. Камеры днем не запираются, может быть предоставлен доступ в интернет. Сначала заключенный помещается в закрытую тюрьму. Затем, с учетом поведения, может быть переведен в менее строгие условия.
Существует программа «Переходное жилье» - забора нет, днем заключенные работают, сами себя обеспечивают. Помещения на ночь запираются, в любое время может быть взят анализ мочи на наркотики.
Принципы тюремного содержания:
-
Право на физическую и моральную неприкосновенность
-
Соблюдение стандартов жизни: еда, вода, одежда, сон
-
Право на охрану здоровья
-
Безопасность
-
Тюрьма как учреждение для реабилитации
-
Поддержание полезных связей с внешним миром
-
Право на подачу жалоб
-
Инспектирование учреждений
В Норвегии с 2013 года при омбудсмене создан Национальный превентивный механизм.
Второй день семинара
С докладом об особенностях защиты прав лиц с психическим проблемами, находящихся в закрытых учреждениях, выступила Нора Свеас – профессор университета г. Осло, член комитета ООН против пыток.
Далее день был направлен на просвещение правам человека сотрудников власти. Энвер Джуллиман, автор книги «Строим мосты, а не стены» сказал, один из главных принципов преподавания заключается в том, что преподносить информацию о правах и свободах человека нужно ориентируясь на личный опыт участников. Невозможно донести суть концепции прав человека, перечисляя лишь статьи конвенции, нужно обсуждать проблемы, близкие для определенной группы участников, нивелируя это в область прав человека. Суть преподавания Энвер отразил, используя слова Солженицына, которые он приводит в "Архипелаге" (глава "Голубые канты" о чекистах). Там писатель говорит:
"Пусть захлопнет здесь книгу тот читатель, кто ждет, что она будет политическим обличением. Если б это так просто! - что где-то есть черные люди, злокозненно творящие черные дела, и надо только отличить их от остальных и уничтожить. Но линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека". Эта линия разделяет людей на «плохих» и «хороших», что и является препятствием в преподавании, работе в области прав человека.
Энвер представил упражнения, которые можно использовать в работе в представителями органов власти: «Диалог» (1 и 2 этап), «Энерджайзер». Эти упражнение описаны в его книге на стр.272 и 2 этап на стр.274.
Упражнение «Энерджайзер» мы испробовали на себе и ощущения были очень своеобразные. Упражнение действительно сильное и многосмысловое. Оно направлено на то, чтобы у сотрудников полиции сложилось понимание о роли своего негативного воздействия на человека, в случае применения недозволенной силы.
Продолжение следует
Пока правозащитники ездят в Норвегию маркеловские прикормленные бизнессмены летают учится делу в США
http://www.kragrad.ru/clauses/uchene---svet/predprinimateli-iz-mariy-el-proshli-obuchenie-v-ss/
Будущий мэр Йошкар-Олы Буянов едет в Америку, грантовые юристы летают в Европу. Вы пердвигаетесь, народ в Марий Эл страдает и гибнет. как вы там все похожи.
Опыт, знания, проекты правозащитников Марий Эл важны для разных регионов России. "Диалог" и ряд других процедур уже готовим на Международный форум в Красноярске. По поводу "народа, который страдает и гибнет" - конкретнее - через письменные обращения в РОО "Человек и Закон" и другие организации города (республики, страны).
Очередь в тюрьму - это как?
Вместимость тюрем ограничена. Если осужденных больше, то тюремщики не ставят дополнительные нары, а ждут, пока кто-нибудь освободится и после этого помещается следующий.
А до этого преступник сидит дома?