Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Страна без культуры

Страна без культуры

Александр Рашковский
Александр Рашковский
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Страна без культуры

 

С сайта «Каспаров.ру».

Григорий Амнуэль: Все меньше успехов, хорошего кино и все чаще искусство подменяется пропагандой

update: 16-09-2014 (13:47)

О какой стране пойдет речь? Разумеется, о России, в которой правят бал и уничтожают культуру. Вы скажите, что такая постановка вопроса провокационна и чрезмерно завышена, возможно, но лучше заранее предвидеть последствия, чем потом констатировать гибель культуры. Одного из тех "китов", на котором покоится понятие государства.

Чрезмерность относительная, если смотреть главные телевизионные каналы страны и слушать главные ее государственные радиостанции, знакомиться с ее ведущими печатными изданиями, анализировать и смотреть, куда ведут ее направления. Показательно было пройтись по рядам Международной книжной ярмарки, происходившей как всегда на ВДНХ в Москве, заглянуть в глаза посетителей и читателей. Послушать разговоры, проанализировать показатели выборов и социальных опросов – все это неутешительно. Все свидетельствует об агрессивности, фальсификации очевидных процессов как исторических, так и современных и полной потере культурных ориентиров, свойственных уникальному порождению России, – российской интеллигенции. Которая и была тем плодотворным слоем, в котором рождалась и создавалась великая российская культура, принятая и известная во всем мире.

Начнем с того, что культура должна быть открыта миру, а мир должен быть открыт культуре. Недаром в Императорской России посылали студентов в пансион в Италию, Германию, Францию и другие края для учения и обогащения культурного слоя. Теперь, российское все "ВВП" заявляет – " Чем меньше чиновники, депутаты, (а следовательно и граждане, ведь именно среди самых простых граждан власть вербует своих будущих слуг) будут ездить за рубеж, тем будет лучше…" – правда, делает "ВВП" это заявление, находясь именно за рубежом! Хочется вспомнить старый совет известного русского баснописца – "Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?", но это о другом. Все, что о политике – заведомо не о культуре. Почему? Потому что культура – это естественная потребность, которая либо есть – либо ее нет. И если российское "все" посмотрело по официальной статистике за многие лета всего шесть фильмов, примерно столько же раз было в театре, пару раз в консерватории, и считанное количество раз в музеях, то о каком примере народу и о какой культуре можно говорить. Нет у нашей сегодняшней номенклатуры культурной потребности. Не воспитана она предыдущими поколениями. Она у них существует на уровне "Русского радио" и "Шансона" – на уровне "подворотни". Именно поэтому так буквально на глазах обесценивается, мельчает культурный слой. Я говорю не о вкусе, а о культуре. Вкус это личное, культура – это общественное и даже государственное. Доказательства? Пожалуйста.

Писать романы талантливым Шаргунову или Проханову некогда – нужно почти ежедневно, ежечасно нести человеконенавистническую идею с экранов ТВ и на радиостанциях, питая своим талантом великодержавную идею. Некогда думать о кино талантливому Шахназарову. Частота его появлений на телеэкранах в полит-пропагандистских ток-шоу давно затмила коллег по цеху: Михалкова, Бортко, Говорухина, Хотиненко. Может быть именно потому, что они "творят" историю и политику государства, их фильмы проваливаются и на международной фестивальной арене и даже в российском прокате. Конечно, они собирают определенные средства, ведь, по политической воле выходят максимальными тиражами и только в прайм-тайм. Но подняться до тех высот, до которых поднимались в "Обломове…", "Мусульманине", "Собачьем сердце", "Месте встречи..", "Мы из джаза" давно нет ни сил, ни возможности. Все уходит в эмоциональный верноподданнический порыв и призыв. Как следствие – все меньше успехов, хорошего кино и все чаще искусство подменяется пропагандой.

Спрос рождает предложение – закон рынка. Но культура и искусство должны подчиняться другим законам – вечным и мировым, ведь настоящая культура и искусство становятся таковыми только тогда, когда поднимаются до общечеловеческих проблем и ценностей, разумеется, не забывая о своих. Но в современной России – все по ранжиру и все в соответствии с "мудрой" линией власти. И вот в программке балетной премьеры Большого театра России среди различных исполнителей оказывается один народный России и целых шесть народных и заслуженных Северо-Осетинской Республики. Можно только радоваться такому великому расцвету культуры в отдельно взятом регионе, но соответствует ли он историческим реалиям, или просто соответствует месту, которое занял В.Гергиев в стране, особенно после событий 08.08.08? Возможно, именно поэтому главные дирижеры двух главных государственных театров – Большого и Мариинского – из Осетии? Еще раз подчеркну, ни на йоту не оспариваю таланта и ничего не имею против осетинского, или любого другого народа, но выглядит это в многонациональной стране с некогда великими культурными корнями как минимум странно. Примеры такой избранности не всегда вкусовой, чаще политической можно привести абсолютно в любом виде искусства, так, что позволю себе остановиться и перейти к обобщению и выводам.

Не могут, не отразится на творчестве многочисленные подметные письма, подписываемые по просьбе заботливых чиновников администрации и Минкультуры, облеченными властными полномочиями деятелями культуры. Власть намеренно сеет вражду в не столь многочисленных рядах. Так, ей власти и полезней и приятней. Ведь если дважды обласканный, с позволения сказать, докторством министр, уполномоченный отвечать за культуру, ставит рядом в одном ряду с собой фамилии Башмета, Спивакова, Мацуева, Табакова, Бутмана, Хазанова и многих других, вынужденных таким образом заботится о театрах, оркестрах, коллективах, то происходит унижение культуры. Ее загоняют под плинтус. Разделяя деятелей культуры на своих и чужих, позволяя клеймить, поносить с экрана и в прессе Арбенину и Макаревича, Сурганову и Быкова, Акунина и Улицкую, и многих других. (Список и подписантов угодных "ВВП" писем и "врагов России" легко найти в Интернете или увидеть на НТВ). Запрещая концерты и творческие встречи одним, и благосклонно награждая орденами и премиями не за заслуги, а за преданность других власть разрушает культуру. Молодые, чувствуя тренд, отказываются от сложных и запретных тем, стараются встать на проторенную дорогу покорности, быстро приводящую к успеху и гламурному достатку. В России возрождается не крепостной театр, а крепостное искусство и крепостной народ, что совсем не сложно при крепостной ментальности, но и это еще не предел.

Находясь по политической риторике и действиям где-то на уровне 1938 года и стоя на распутье между движением к 1939-му и/или к 1937-му, мы все ближе к известной ленинской формулировке: "интеллигенция это не соль нации, а ее говно". Именно поэтому столь злободневно и пророчески звучат слова одной из последних, или точнее крайних песен Андрея Макаревича:

Рождаясь, не выбирают страну,
И нам вовек не оборвать эту нить.
Моя страна ушла на войну,
И я не смог ее остановить.
Кому власть да сласть,
Кому сума да тюрьма,
А я не в силах эту боль превозмочь.
Моя страна сошла с ума,
И я ничем не могу помочь.
И что тут делать, и как тут быть,
Если все отныне верх дном.
Не надо нимбы и крылья растить
Надо просто не быть говном.
И я уверен только в одном
Пришла пора выбирать.
Но если решил, не быть говном
И жить легко и умирать.
И жить легко и умирать.
И жить, и не умирать.

Стране нужно задуматься – если она станет страной без культуры и без свободы, то она перестанет быть страной, а учитывая ее размер и мощь, она может утащить в след за собой в бездну весь мир, так что это не наша опасность, а опасность для всех, и это нужно понять и делать выводы. Уничтожение культуры нужно остановить.

Материалы по теме
Мнение
29 мая
Олег Пшеничный
Олег Пшеничный
Внезапная смерть Александра Мартыненко, украинского журналиста, прекрасного человека
Мнение
12 сентября
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Ушел Николай Карлович Сванидзе
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме