Недавно заезжал я на легковушке в свой переулок и повредил выхлопную трубу. В том месте давно уже образовались глубокие ямы, объехать которые весьма проблематично. Чуть зазеваешься - и какая-нибудь поломка обеспечена.
Подобных "ловушек" в поселке Тегро-Озеро Архангельской области, в котором я живу, немало. Автовладельцы не раз просили главу муниципалитета Евгения Жукова отремонтировать дороги. Но тот постоянно ссылается на отсутствие в местном бюджете средств. Основательных ремонтов дорожного полотна не проводилось уже лет десять. Грейдирование тоже осуществляется очень редко, да и то лишь на центральных улицах.
Еще в худшем состоянии десятикилометровый участок грунтовой дороги от поселка до близлежащего шоссе. Здесь выбоина на выбоине, все внутренности отобьешь, пока преодолеешь, казалось бы, небольшое расстояние. И это летом, при сухой погоде. А весной и осенью и вовсе хоть "Караул!" кричи. Талая и дождевая вода собирается в огромные лужи, прямо по дороге бегут ручьи. Не добавляет комфорта и непролазная вязкая грязь. Машину носит из стороны в сторону, того и гляди, что окажешься в кювете либо основательно сядешь на днище и без посторонней помощи не выберешься. Что и случается не так уж и редко.
Если кто-то думает, что хоть дальше - на шоссе - тегринские водители попадают в зону полной безопасности, то глубоко ошибается. Вплоть до села Долматово, а это около ста километров, нужно держать ухо востро. Здесь тоже дорога вся в выбоинах. Каждый год, когда сходит снег, на этом участке выборочно заделывают образовавшиеся ямы. Но вскоре они появляются вновь. Необходимость в капитальном ремонте названного участка возникла еще лет двадцать назад. Однако до него дело так и не дошло.
Общеизвестно, что такая же неприглядная картина - во всей провинциальной России. Власти объясняют это недостатком средств. А мне кажется, что причина не только в нехватке денег.
Двадцатого августа Виктор Шацких опубликовал в интернет-издании "Свободная Пресса" материал "Белоруссия: бельмо на глазу или свет в окошке?", в котором сравнивает состояние дорог у нас и в вышеназванной братской республике. И сравнение это далеко не в нашу пользу. За комментариями автор обратился к директору Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, профессору Михаилу Блинкину. Авторитетный эксперт отметил, в частности, следующее: "Примерна две трети совокупного дорожного бюджета (нашей) страны, условно говоря, мы тратим в 50-километровых окрестностях Кремля, то есть это Москва и ближнее Подмосковье". Из дальнейшей беседы журналиста и ученого выяснилось, что дорожные фонды российских регионов, аккумулирующие средства от акцизных сборов на топливо и транспортных налогов, сами по себе небогатые. И каждый регион по мере возможностей датирует собственный дорожный бюджет из своего общего бюджета. У Москвы деньги есть, и она дополнительно выделяет на дороги огромные суммы. Большинство других субъектов РФ ограничены в средствах, если не сказать большего. Потому и получается столь разительная диспропорция в финансировании строительства и ремонта дорог.
Московский бюджет в значительной степени складывается из доходов сырьевых компаний, которые зарегистрированы в столице, а нефть и газ добывают в отдаленных регионах. Это несправедливо. Общенациональные богатства должны приносить ощутимую пользу всем территориям. А потому нужно срочно менять Бюджетный Кодекс и перестраивать межбюджетные отношения. Иначе провинции просто не выжить.