Борьба за конвертируемость
21 АВГУСТА 2014, МАКСИМ БЛАНТ
Из «Ежедневного журнала».
Вице-спикер Европарламента, лидер польской консервативной партии «Право и справедливость» Рышард Чарнецкий направил письмо польскому премьеру Дональду Туску, в котором предложил применить к России новые «превентивные» санкции. Речь, в частности, идет об исключении рубля из международного финансового оборота и ограничении его конвертируемости. Кроме того, Чарнецкий предлагает снизить закупки российских энергоносителей, для чего провести переговоры с арабскими странами и другими экспортерами нефти и газа, а также ввести ограничения на транспортировку российского газа по территории ЕС. «Европейцы должны проявить мудрость до того, как наступили вредные последствия, а не постфактум, и именно поэтому мы предлагаем профилактические санкции, а не только те, которые являются ответом на действия России», — заявил вице-спикер Европарламента. «Президент Владимир Путин должен знать, чего бояться, что его ждет», — добавил он. По словам Чарнецкого, эффективность финансовых санкций доказывает опыт прекращения обслуживания международными платежными системами карт Банка Москвы.
Вместе с тем, не совсем ясно, каким именно образом Чарнецкий собирается выводить рубль из международного финансового оборота и ограничивать его конвертируемось. Как правило, те или иные ограничения на хождение валюты накладываются тем Центробанком, который ее эмитирует. Власти ЕС, конечно, могут запретить своим банкам открывать и обслуживать рублевые счета, но западные банки и без того, мягко говоря, не слишком часто это делают. Что касается использования российской валюты в международной торговле, то рублевые сделки, как правило, заключаются с контрагентами из Китая или странами СНГ. А они ни в европейскую, ни в американскую юрисдикцию не входят, и к санкциям против России не присоединялись. Единственной пока «антирублевой» мерой мог бы стать запрет западных регуляторов на инвестирование средств в номинированные в рублях ценные бумаги – акции и облигации российских эмитентов, государственные долговые бумаги, а также на открытие рублевых депозитов в российских банках.
Впрочем, Чарнецкий неслучайно назвал новые санкции превентивными. Российский рубль является свободной конвертируемой валютой пока только формально. Последние ограничения на использование рубля Банк России снял в 2006 году. Однако «мировой» валютой рубль так и не стал. Для этого необходимо было, чтобы заинтересованность в использовании рубля проявили экономические агенты – торговые и финансовые партнеры России. Способом продвижения рубля в качестве мировой валюты мог бы стать экспорт за рубли российских энергоносителей. Такая мера неоднократно предлагалась правительственными экспертами в прошлом, однако даже госкомпании до начала этого года к идее относились, мягко говоря, прохладно. Присоединение Крыма и последовавшие за этим международные санкции в отношении России вновь сделали тему актуальной. Перевод экспорта Газпрома и «Роснефти» на рублевые расчеты – дело едва ли не решенное. И в случае, если такое решение в России будет окончательно принято, предлагаемые польским политиком санкции могли бы стать по настоящему действенными.