Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Иван-Лун

Иван-Лун

Игорь Сажин
Игорь Сажин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN
У коми есть очень своеобразный праздник — Иван-Лун. Мне рассказал о нем один из моих друзей, который сам коренной коми и который не строго всю жизнь следует обрядам данного праздника. Иван-Лун — то же, что у русских Иван-Купала. Всех обрядов Иван-Лун я рассказывать не буду, они где-то похожи на русские, где-то — нет, но есть один обряд, который меня поразил очень сильно.
 
Дело в том, что во время этого праздника, в день Иван-Лун, родственники одной фамилии съезжаются к фамильному кладбищу и идут к могилам своих предков. Сажины к Сажиным, Изъюровы к Изъюровым, Лыюровы к Лыюровым, Паршуковы к Паршуковым, Пыстины к Пыстиным. Сходятся на могиле и едят все вместе. Едят и общаются. Родственники глядят друг на друга. Узнаю о вновь родившихся в их роду, об умерших в их роду. Это единственный день в году, когда все родственники видят друг друга.
 
Весь обряд как бы заключается в том, чтобы большая семья, носящая одну фамилию, как бы объединялась. Объединялись и те, кто умер, и те, кто жив. Считается, что души умерших в этот день тоже приходят к могилам и вдыхают запах еды. Все едят вместе. Все, кто давно, давно, давно умер, и те, кто только-только родился, едят вместе один раз в год. Такой момент единения семьи. Где бы ты ни жил, где бы ты ни работал, ты должен бросить все и в Иван-Лун прийти на фамильное кладбище.
 
Пока семьи жили недалеко друг от друга, пока расстояние между родственниками измерялось протяженностью дороги одного села от другого, как в моей семье, где мой дед был из села Межадор, а бабка из села Иб, а расстояние между ними было не более 20 км, пока семьи были недалеко, то и семьи сходились на Иван-Лун, а потом на Коми землю пришла урбанизация, и все это стало разваливаться. Все меньше и меньше родственников сходилось на Иван-Лун. А потом большевики с их антирелигиозными установками довершили свое дело. Иван-Лун стал традиционным праздником, смысл которого утеряли. А ведь смысл этого праздника не просто в объединении одной семьи. Иван-Лун — это праздник единения коми кланов, составляющих коми нацию родов. Это праздник ощущения себя частью глубокого родства с далекими-далекими предками, основавшими твой коми род.
 
Уже даже коми стали забывать, что в коми семьях было принято в особенно важные моменты называть перед своим именем имена 12 колен твоих прямых предков по мужской линии. Если у русских ты сначала называешь свое имя, а потом имя своего отца, и это считается знаком особого уважения, то у коми особым знаком уважения считается назвать имя отца перед твоим именем. А лучше всего назвать не только перед твоим именем имя отца, но и имя деда, но и имя прадеда, и имя пра-прадеда, и имя пра-пра-прадеда и т. д.
 
Я помню, могу воспроизвести по коми традиции, только три колена, двенадцать колен я воспроизвести не смогу. Мое коми имя звучит так: Михаил-Семен-Валентин-Игорь (Миш-Семö-Валь-Игорь).
 
А вот интересно было бы, если бы все коми, которые сегодня разбросаны по стране, в один день вдруг съезжались со всех далеких окраин мира, чтобы провести этот день ну хотя бы не на могиле предков, а хотя бы на Коми земле. Ну вот хотя бы так возродить этот праздник во всем его истинном смысле. 
 
Материалы по теме
Мнение
5 июня
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Андрей Турчак лишился доверия Путина?
Мнение
2 мая
Мария Попова
Мария Попова
Начало официального сезона борьбы с борщевиком: жалобы от населения наконец начинают везде принимать
Комментарии (16)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
11 июл 2014 16:43

Хороший пост, Игорь, разумный.

Но позволь чуть-чуть расширить...
Изначальное название праздника =
Купала-да-Мавка.

И причина сбора всех живых представителей Рода проста – чтобы знали в лицо др.друга с целью не допустить инцест, если угодно – инбридинг, т.е. скрещивание близкородственных форм в пределах одной популяции вида.

Приводится и архетипическая легенда – вот ее вариант:
Купала в белорусской и русской мифологии, сын Симаргла, бога огня и Купальницы, богини ночи, брат Костромы. Купальница часто звала Симаргла, который сторожил мир на небесах, к Ра - реке на русалии - любовные игры. Но лишь раз в году, в ночь осеннего равноденствия, Симаргл откликнулся на зов Купальницы и ушёл со своего поста. В ту ночь, которая становилась длиннее дня, в мир проникло зло Чернобога. Через девять месяцев, в день летнего солнцестояния, у Купальницы родились дети - вначале Купала, затем Кострома.
В этот день начинались Купальские праздники. Однажды в этот день к Ра - реке, в которую некогда обернулся бог Солнца Ра, прилетела птица смерти Сирин, которая пела чудесные песни. Купальница предупредила маленьких Купалу и Кострому, чтобы они не слушали песен птицы Сирин; кто заслушается её песен, забудет обо всём на свете и последует за ней в царство Нави ( смерти ). Купала и Кострома не вняли предупреждениям матери и тайком побежали в поле послушать птицу Сирин. Птица Сирин унесла Купалу за тридевять земель. Через много лет гулявшая по берегу РА- реки Кострома сплела венок похвалилась, что ветру не сорвать с её головы венок, и что она никогда не выйдет замуж. Рассерженный её похвальбой сорвал венок с головы Костромы и бросил его в воду. Проплывавший в лодке Купала подобрал венок. Кострома не узнала родного брата. Обычай велел им жениться. После свадьбы жених и невеста узнали о том, что они брат и сестра. Тогда они решили покончить с собой и утопились в Ра -реке. Кострома превратилась в русалку ( Мавку ).
Бог неба Вышень,сжалившись,превратил Купалу и Кострому в цветок Купала-да-Мавка, позднее получивший название Иван-да-Марья.
Купала изображался с кудрявыми волосами и кучерявой бородой. Кострома в обрядовых песнях считалась воплощением плодородия. Имела облик молодой женщины, закутанной в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущей в сопровождении хоровода.
В народных обрядах день Купалы считался временем наивысшего развития творческих сил природы. В купальскую ночь обычай не спать, караулить встречу месяца с солнцем. Для этого уходили на ритуальные холмы ( Ярилина плешь - возле Переславля Залесского, Лысая гора - возле Саратова, в областях Воробьёвы или Девины горы ) или на поляну у реки, жгли костры и прыгали через них с целью очищения от немощей и болезней, исполняли ритуальные песни, водили хороводы. От костра скатывали к реке огромное колесо - символ поворота на зиму. По преданиям в купальскую ночь цвели волшебные разрыв - трава и папортник, открывались закопанные клады, а предавались разгулу ведьмы и колдуны, крали с неба месяц и звёзды.

11 июл 2014 17:54

Сергей, а можно на источник ссылку? Хотелось бы почитать.

11 июл 2014 21:21

Игорь, у меня есть книжка... оригинал... но тебе давать боюсь, т.к. снова выйдет "разжигание".
Есть др. способ - набери в поисковике "Купала-да-Мавка"...

Это архаические представления ругов-русов, там в т.ч. описан период перехода от "зверичей в людичи" и Закон Роты (крови).
Песню "Червона рута" помнишь?,
а "Наши руды правы!" ?..
И только потом, много позднее, некоторые "людичи" в челов превращаются...

У др.народов, возможно, этот переход еще не состоялся, поэтому наследники братьев Исмаила//Исаака и бутузят др.друга, надо полагать, по-родственному... и как звери.

13 июл 2014 23:28

Спасибо, обязательно буду читать.

11 июл 2014 19:23

Да уж))) Хорошо забытое старое. Всё правильно.

Зырянин-язычник
11 июл 2014 23:32

Хорошая традиция.
И что не ЛУН, то по вселенной сверена и дневной звездой - ЛУНой отмечено.
И что не праздник, то с РАдостью и умыслом на продолжение жизни.
И ИВАН- ЙОВ_АН (ЁН)- молодой бог
И КУПАЛА от КУПОЛа, вершина годового небесного свода.

Сколько знаний о природе было у предков?
Всё затиралось, очернялось и искажалось возомнившими себя богами иудо-ортодоксо-исламистами....но ПРИ_РОДу победить не возможно, её можно только познавать.

От поклонения трупам и тьме жизни радостной не будет, сколько не креститесь и не кланяйтесь...)

12 июл 2014 20:52

Ни разу не слышала о подобном на Верхней Вычегде. Костер, банька, купальнича в венике...- вот истинное сопровождение праздника - культ чистого я бы сказала, и гадания на венике.

Зырянин-язычник
12 июл 2014 23:05

Культ Очищение, в самый длинный день года, когда солнце в самой верхней точке , на КУПОЛЕ (верхнем небе). Костры, веники БЕР_ЙОЗовые, это всё символы очищений. А купались в пывсян, реках и прорубях (ЙОРДАН) каждую неделю.
Так что, всё немного умнее, тоньше и ближе к природе.

А "Троя"? Или что там теперь пют?

12 июл 2014 23:54

По " Трое" у нас БЗдун спец. Ты у него поспрашай. Тута он, шакалит рядом. :)

Зырянин-язычник
13 июл 2014 00:24

А "Троя"? Или что там теперь пют?
________________________________________
Почему северные народы, в отличии от южан быстро пьянеют и спиваются?
Не потому ли что намного позже, чем южане познакомились с ПШЕНИЧНЫМ спиртом и крепкими алкогольными напитками и в отличии от южан хлешущих алкоголь ежедневно и уже не пьянеющих, не выробатали защиту в организме оот алкоголя?

А кто спаивал северян? Опять же царские наместники и попы.
Вот выдержка из заметок белоруса Сергея Сегеля посетившего зырян в 1910 году:

+
Сначала Сергель зашёл в волостное правление. «Официальные занятия уже закончились, а неофициальные продолжались. За письменным столом, покрытым зелёным сукном, сидел «цвет» помоздинского общества — волостной писарь, фельдшер, дьяк и ещё какой-то зырянин. В руках у всех были карты, часть их лежала на столе. На меня внимания не обратили и продолжали игру. Когда дьяк проиграл, все остальные по очереди дали ему в нос по сочному щелчку. Похоже, что дьяку не везло, так как нос его имел пунцовую окраску и был слишком велик. Рядом, на лавке, стояла четверть водки и ведро. После каждой игры партнёры выпивали по полчашки водки и запивали её водой из медного ковшика, ходившего по кругу от одного к другому».

«Хозяином был 70-летний старик Вась-Иван Уляшев. Это был крепкий, хорошо сбитый старик. В крепости ему не уступала и его старуха. Их сын Терентий сорока лет всегда работал, не работал только когда ел и спал. Водки совсем не пил, но после работы любил выпить чёрного и густого сусла. Терентий отбывал воинскую повинность и хорошо говорил по-русски. Бадьёльцы хлебом довольно богаты."

Такие вот дела с алкоголизацией... кому-то выгодной...кому-то убийственной, всё как на войне...(

Зырянин-язычник
12 июл 2014 23:19

Другие названия дня ивана купала: как свидетельство что до нашествия ортодоксов, он отмечался в день летнего солнцестояния.
Кресъ (ст.рус.), Ярилин день[5] (яросл., твер.), Ярило[6] (яросл., твер., нижегород.), «Сонцекрес» (укр.), «Купалле» (белор.), «Еньовдень»[4] (болг.), Праздник летнего солнцеворота, «Свята Сонца і кахання» (белор.), Лада[8] (русин.), Ладо[9] (белор.)«Saulės» (лит.) — День Солнца, Līgo (латыш.) — Лиго

7 июля только попы-ортодоксы заставляли отмечать и придумали очередного трупа "Ивана Крестителя" для поклонения паствы.

Всё таже изТОРия , что и с другими языческими праздниками связанными с природой, вселенной, а не греческими трупами.)

12 июл 2014 20:54

Единения у коми нет - даже диалектные особенности об этом свидетельствуют. Коми очень разобщенный народ.

Зырянин-язычник
12 июл 2014 23:07

Единения у коми нет - даже диалектные особенности об этом свидетельствуют. Коми очень разобщенный народ.
_______________________________________
Скорее более коми, и даже иногда слишком, индивидуализированы. Наверно последствия жизни охотой, где вся надежда только на себя.

13 июл 2014 16:47

С Ивановым Днём Вы, Игорь, припозднились. Он был седьмого июля. А вот 12 июля народ отмечал знаменательный День Петра и Павла. http://orthcalendar.ru/event/23
В Коми его называли Петыр лун.

13 июл 2014 23:29

Спасибо, Влада!

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КомиКультура