Рождество Иоанна Предтечи — событие евангельской истории, рождение сына, будущего Иоанна Предтечи, или Иоанна Крестителя, от престарелых родителей — праведных Захарии и Елисаветы, а также установленный в честь этого события праздник.
Евангельский рассказ
Рождество Иоанна Предтечи описано лишь одним евангелистом. Рассказ об этом событии мы находим в 1-й главе Евангелия от Луки. Согласно этому рассказу, отец и мать Иоанна Предтечи носили имена Захария и Елисавета, жили во времена Ирода, царя Иудейского, причем Захария был священником (Лк. 1:5). Оба они были праведны, достигли преклонного возраста, но не имели детей (Лк. 1:5-7). «Бездетность у евреев считалась большим несчастьем, даже позором», поэтому, как повествует евангелист, отсутствие детей у супругов повлекло за собой «поношение между людьми» (Лк. 1:25) и молитву супругов о даровании чада, которая была услышана (Лк. 1:13).
Захария в тот момент, когда он совершал каждение в храме (Лк. 1:8-9), увидел ангела (Лк. 1:11) и получил от него предсказания: о рождении сына; о том имени, которым сына нарекут; о радости, которую принесет его рождение как Захарии, так и многим представителям израильского народа; о том, что сын будет велик пред Господом; о предстоящей его сыну миссии--«представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:13-17).
Захария, будучи стар, усомнился в услышанном и в результате, в подтверждение верности услышанных слов, был лишен Архангелом Гавриилом дара речи (Лк. 1:18-20, 22). По окончании дней службы Захарии в храме его жена зачала (Лк. 1:23-24) и в свое время родила сына (Лк. 1:57). Однако дар речи к Захарии вернулся не в сам день рождения сына, а лишь в то время, когда зашла речь о наречении имени младенцу, на восьмой день (Лк. 1:59-64).
В Русской Православной Церкви Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников (не будучи двунадесятым праздником) и празднуется за шесть месяцев до Рождества Христова, 24 июня (7 июля). День этот всегда приходится на Петров пост.
Рождество Иоанна Предтечи — один из тех весьма немногочисленных праздников православного церковного календаря, когда празднуется рождение прославляемого лица. Действительно, в названиях праздников Православной Церкви мы встречаем слово «рождество» (рождение) лишь трижды: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Сам этот факт подчёркивает исключительное положение Иоанна Предтечи среди святых, почитаемых Православной Церковью.
В Католической церкви имеет статус торжества, высшая степень в иерархии католических праздников.
Славянская обрядность
Славянские народные названия праздника: Иванов день, Иоанн Креститель, Иван Купала, Иван Травник, Иван Колдовщик, Иван Цветной, Купала, Травник, Игритель.
К празднику приурочены многочисленные ритуалы — купание в реках, разведение костров, прыгание через них, пляски и игрища, плетение венков, сбор трав, легенды о цветении папоротника. Традиция гаданий, костров и сбора целебных трав на Иванов день имеет общехристианское распространение. В частности, костры («огни святого Иоанна») фиксируются источниками в Западной Европе с VII века, в Византии — с XI века.
Начиная с учёных «мифологической школы», народную обрядность праздника обычно возводят к «языческому празднику славян Купало, знаменующему летний солнцеворот»[3]. Название праздника раньше связывали с именем языческого божества Купала или Купало, хотя само существование такого божества оспаривается (на том основании, в частности, что первое упоминание об этом «божестве» содержится в летописи XVII века). По этой причине намного более правдоподобным представляется объяснение, согласно которому название Иван Купала является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής)[4], поскольку эпитет Иоанна — греч. βαπτιστής — переводится как «купатель, погружатель».
Ночь накануне превосходит сам день Ивана Купалы по своему ритуальному наполнению. Кроме восточнославянских стран, Иванов день, как Праздник летнего солнцестояния, имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе, во многих странах является общенациональным и церковным праздником.
Отношение к неканонической обрядности
Со времён Средневековья обряды и игрища этого дня считались бесовскими и запрещались церковными властями.
В «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого собора 1551 года) также осуждается разгул купальских празднеств, который возводится к «эллинскому» язычеству
Современные представители Русской Православной Церкви по-прежнему выступают против некоторых обычаев праздника. При этом, отвечая на вопрос о «переплетении» христианского и языческого праздников, иеромонах Иов (Гумеров) выражает такое мнение:
Вековая живучесть в народе некоторых обычаев дня Купалы не свидетельствует о двоеверии, а скорее о неполноте веры. Ведь сколько людей, никогда не участвовавших в этих языческих развлечениях, склонно к суевериям и мифологическим представлениям. Почвой для этого является наше падшее, поврежденное грехом, естество.
http://u.wikipedia.org/wiki/Иван_Купала
Праздник Ивана Купала: мистика
Ночь на Ивана Купалу – самая короткая в году, наши предки верили, что спать в эту ночь ложиться нельзя, и не в последнюю очередь это было связано с повышенной активностью нечистой силы. Считалось, что как люди на праздники, в эту ночь на свои шабаши собираются ведьмы. Ведьма, сбрызнув себя водой, смешанной с золой из купальского костра, могла по воздуху преодолеть любые расстояния. По накалу мистической составляющей праздник Ивана Купала можно было сравнить разве, что со Святками. Согласно купальским преданиям и легендам в эту ночь оживают цветы и деревья, они могут передвигаться и разговаривать. Несмотря на то, что купание в водоемах на Ивана Купала всегда были очень популярны, многие также верили, что именно в этот период повышается риск быть увлеченным в омут водяным или русалкой.
Праздник Ивана Купала: ночь любви
Купальская ночь, наверное, была одной из самых необычных ночей в году, и не только потому, что все вокруг было наполнено магией и волшебством. Ночь на Ивана Купала была ночью снятия всех ограничений и запретов, что многие сейчас назвали бы банальным развратом. После танцев, купания и прыжков, наши предки уединялись в рощах и предавались любви, причем не обязательно нужно было заниматься этим со своей половинкой. Удивительно, но девушку, забеременевшую после купальской ночи, не презирали, более того, весьма охотно брали в жены. К замужним женщинам, которые в Ночь на Ивана Купалу «оступились», также было весьма лояльное отношение. Люди в эту ночь, раскрывались, так же как и окружающая природа, над всем царила стихия со своими законами, которым человек не хотел противиться, а с радостью и удовольствием повиновался.
http://www.chuchotezvous.ru/gallery/prazdnik-ivana-kupala-gallery/ivan-kupala10-2713.html
Легенда о папоротнике
Одним из главных символов праздника Иван Купала является папоротник, причем не обычный, а цветущий. Появился он не с проста. Есть очень древняя и красивая легенда. Согласно ей ровно в полночь на папоротники появляется большая почка, которая стремительно начинает расти. Ближе к середине ночи, почка с треском разрывается и из неё появляться цветок невиданной красоты. Если сорвать этот цветок и кинуть на землю, то почва раскроется, и вы увидите все спрятанные богатства.
Такие магические свойства папоротнику придавались не случайно. Люди всегда побаивались этого цветка. Дело в том, что растет он в тени, всегда скрывается от растений. Еще одна особенность папоротника, которая пугала древних людей – это то, что у него нет цветов. Тогда уже было известно, что все цветы размножаются посредством цветения. Поэтому люди и решили, что наверняка есть такой день, когда папоротник начинает цвести. Так День Иван Купала считался праздником, который наделяет растение особыми свойствами, то он и подходил для цветения папоротника.
Считалось, что папоротник не только приносит богатство, но и дает плодородие женщине, а так же, мужчине. Для этого надо было сорвать цветок и держа его в руках кататься по влажной от расы траве в обнаженном виде.
По поверью сорвать цветок папоротника очень сложно. Злые духи его хорошо охраняют, они могу навести на человека такой ужас, что тот даже побоится сдвинуться с места. Возможно различные видения, галлюцинации – все это должно остановить человека. Однако тот, кто не устрашиться станет богатым, многодетным и ему всегда будет вести в любовных делах.
Обычно за папоротником отправлялись в лес поодиночке.
http://ksv.su/go/legenda-o-paporotnike/
Марк, как бы не пытались иудео-христиане называть народные паздники, напр.: "неканонические", "бесовские", "ведьмацкие" и т.д., а также оспаривать природу Двоеверия и/или т.наз. "народного православия", когда по форме обряд приобретал черты и название вполне христианское и каноническое, а по сути оставался изначальным-приРодно-Родовым,
но... Правды и "белые нитки"
за байки о "Рождестве Иоанна Предтечи"
не спрячешь.
За пост, сп-бо, хотя припоздали...
Купалье отмечается в один их четырех Колоходов - ночь астрономического перехода от Тьмы к Свету.
Прочие даты тоже были в чести, т.к. кормить комаров в иных местах не хотели и смещали сроки...
Иногда это делалось намеренно, чтобы реальный день праздника внешними надзирателями оставался незамеченным и ... обряд сохранялся в целости и сохранности тайно.
Девушки на фото привлекательные... хотя на самом деле это был мужской праздник - парни/парубки входили в силу (восходили как пар к Солнцу и Небу)
и ярились, ...а прекрасная половина этим только пользовалась (вернее ее испльзовали)).