Запах фашизма
http://www.novayagazeta.ru/columns/64231.html?print=1
Свидетельские показания о том, что произошло в минувшее воскресенье на Конгрессе интеллигенции
Свидетельские показания о том, что произошло в минувшее воскресенье на Конгрессе интеллигенции
До начала «газовой атаки» в Доме журналистов прошло не меньше часа, в течение которого успели выступить: сам Лев Пономарёв, созвавший со свойственным ему простодушием Конгресс интеллигенции (кавычки не ставлю сознательно); политолог Марк Урнов; Людмила Михайловна Алексеева, Алексей Симонов, философ Игорь Чубайс; писатель Денис Гуцко, специально приехавший из Ростова; режиссер Владимир Мирзоев.
Говорившие вовсе не были категоричны или единодушны в оценках: ни событий в Украине, ни реакции на них в России, в том числе в кругах самой интеллигенции. И если бы те, кто пришел «с дерьмом», слушали, они, может быть, со многим тут и согласились бы. Но они пришли не слушать, и часом, отпущенным интеллигенции на разговоры, мы обязаны, скорее всего, НТВ, которое все это смонтирует и покажет очень скоро.
Камеру НТВ попросили из зала, но в принципе пройти на конгресс мог любой. Юноша в модных очках, оборачиваясь с первого ряда, все время снимал любительской камерой — не сцену, а лица в зале. Двумя неделями раньше я видел его в другом месте, где обсуждалось, в чем разница между журналистикой и пропагандой. Там он с этой же камерой представился «журналистом, хотя вы меня, наверное, таким не считаете».
При среднем возрасте интеллигенции лет 65, молодым сложно было раствориться среди нас, да они и не очень старались — всего в зале на сотню собравшихся было человек пять или шесть таких, кто пришел нас терроризировать. Ведь это, если юридически, еще не терроризм, но это начало террора, причем государственного и совершенно открытого.
«Газовая атака» началась как раз тогда, когда Пономарёв позвал меня на сцену. Я успел сказать, что у интеллигенции пока не густо с новыми идеями: где же их взять, если этому спору с почвенниками в России уже лет 200? Первые 100 он велся совсем по-другому, ну так и публика была другая. У оппонентов со смыслами сейчас еще хуже, зато они вооружены тем, от чего нам по определению тошно: политтехнологиями. Как раз на этом месте они одну из таких и применили.
Я видел со сцены, как пожилая публика вдруг засеменила в единственную открытую в зале дверь. Я подумал, что, может, сказал что-то обидное для интеллигенции, но кто-то в зале закричал: «Газ, газ!»… Паники не было, была, пожалуй, обреченность. Мы свели под руки со сцены Людмилу Михайловну. Она сказала что-то вроде: «Ну, что они распылили, то и распылили, что ж теперь»… А ведь правда, в другой раз это может быть и зарин. Или просто кулаком в рожу: ведь за это можно еще и продвинуться по службе.
Но для начала это оказалась просто какая-то разлитая по полу жидкость с запахом дерьма — ничего страшного. Вроде бы лужу сделал юноша в белой рубашке. А, может, это была, наоборот, девушка в черном. Никто же не следил за ними, все слушали. Судя по их переписке в «ВКонтакте», все-таки девушка, все ее горячо поздравляли. А парень, на кого сначала подумали, наоборот, работает в Госдуме, если он не врет на своей странице.
Пока зал проветривался, интеллигенция погуляла во дворике, подискутировали с теми, которые стояли с плакатами: «Здесь конгресс предателей», «Нравится Майдан — поедешь в Магадан», «Конгресс интеллигенции служит Конгрессу США». Похожий на актера малый в пилотке махал красным флагом, поучая интеллигенцию (забывшую свое племя), что под точно таким же Красная армия победила фашизм. Это правда, как и то, что Победа стоила миллионы жизней. А начинался фашизм с таких же вот именно шуток — если уж мы заговорили об истории. Я спросил у девушки с плакатом и с очень напряженными глазами (кажется, ею и восторгались «ВКонтакте»): «Дочка, у тебя какое образование?» Она ответила, что это ее личная жизнь, которая нас не касается. По-моему, она перепутала шпаргалку, в билете было про другое. Но ведь эти дети пришли не в институт.
Что они пришли нам сказать? Что раскол в обществе, который интеллигенция сделала темой своего конгресса, — это не раскол, подразумевающий пусть не равные, но хотя бы сопоставимые части, а отторжение. Так здоровый, растущий, цветущий и занимающийся фитнесом организм отторгает вскочивший на заднице чирей… Впрочем, что это я буду за них придумывать? Тем более что скоро все это нам расскажут по НТВ.
Увы, мы дали для этого хороший повод. Из людей, которые могли бы не прийти, но пришли, был Макаревич. А другие, кто мог бы не прийти, собственно, и не пришел. Лето, воскресенье, первый день солнышка после дождей… Вы уверены, что это еще июнь?
Организаторы конгресса вызывали милицию семь раз. Наконец приехал наряд, в зал зайти отказался, почему-то сообщив, что «этим занимается ФСБ». На юношей и девушек с плакатами они не обратили никакого внимания: у нас же демократия, разве нет?
«Новая газета» будет следить за судьбой заявления организаторов и участников конгресса с требованием возбудить уголовное дело по признакам группового хулиганства по мотивам возбуждения идеологической ненависти.
Автор: Леонид Никитинский