Сегодня полнолуние. Стою, упираясь животом в бетонное ограждение и смотрю на море, шум перекатывающейся гальки смешивается со звуком волн. Спутник нашей планеты кажется совсем близко от воды, и он, довольно крупных размеров.
Шеей чувствую приближение человека. По запаху духов определяю, что данное существо противоположного пола. Существо берет меня под локоть: - Вы не против, если я составлю вам компанию? Оборачиваюсь. Сразу вспоминаю одного своего знакомого, у которого барышни фертильного возраста делились всего на две категории: гожих и негожих. Ну, эта совсем даже ничего, высокая блондинка и, как мне кажется, веселая. Её можно отнести в первую категорию не задумываясь: – Нет, не против, я человек вежливый, и, на некоторые вопросы не могу ответить нет.
- Вот как, а я могу.
- Но сегодня не тот день, простите, вечер?
- Сегодня не тот..., пожалуй.
Последнее слово произнесено с небольшой задержкой, которая говорила о некотором раздумье - сжигать мосты, или нет? Видимо решила, что в полнолуние можно. Всего два десятка слов и достигнуто полное взаимопонимание. Вот у кого нужно дипломатам учиться.
Набережная не слишком длинная, всего метров триста, не больше. Ресторанчики и кафе стоят вплотную друг за другом и открыты южной стороной к морю. Это удобно для гуляющих, все видно и можно выбрать место там, где тебе по душе. Музыка гремит везде, мне особенно нравится то, что это живая музыка, которая рождается от физического воздействия человека на инструменты. Для того, чтобы извлечь звук надо дудеть, бряцать рукой по струнам, бить палками в блестящие барабаны или нажимать на клавиши синтезатора. Одного понять не могу, как это удается музыкантам не сбиваться с ритма, если песни поют со всех сторон?
Медленно прогуливаемся и присматриваем место, где можно посидеть: - Ты бы что выбрал, где вкусно, или, где лучше играют?
- А разве не бывает так, чтобы вкусно готовили и хорошо играли?
- Нет, так не бывает. Всегда надо делать выбор.
- Принуждая человека делать выбор, мы всегда заставляем его от чего-то отказываться. Без выбора никак нельзя обойтись?
- Не знаю, наверное, нет.
Между Павлова и Калараш стоит мужик. Джинсы со стрелками, белая рубашка с длинным рукавом, все пуговицы застегнуты, на ногах туфли, а не кроссовки или шлепанцы. По виду похож на провизора, это впечатление усиливают круглые стекла очков, как у Джона Леннона. Рядом с ним низкая табуреточка, которая почти упирается в треногу телескопа. Атракцион стоит десять рублей. Телескоп большой и толстый, мне кажется, что он больше похож на гаубицу, чем на оптический прибор, верхний, широкий конец трубы направлен на Луну. Через него, сквозь зеркала и линзы, пучок фотонов попадает в смотровой окуляр и, свозь хрусталик, перевернувшись в очередной раз, на сетчатку глаза. Там перевернутое изображение воспринимается рецепторными клетками и отправляется дальше по нервным окончаниям прямо в мозг, для того, чтобы оставить отпечаток навечно, предварительно утрамбовав его в оперативную память. Это даже не фотография, а видеоролик. О, боже, сколько этих видеороликов набралось у меня в голове.
- Давай посмотрим, это интересно.
- Смотри.
Луна уже поднялась над горизонтом, стала меньше в диаметре, но значительно ярче, чем была всего час назад.
Вспомнился экзамен по физике, который я сдавал поступая в институт. Один из вопросов был по оптике. Вдруг, экзаменатор спросил:
- Скажите пожалуйста, а какой вывод можно сделать, глядя на разные фазы Луны?
Я сначала растерялся: какой вывод?, что Луна круглая, что-ли? Да нет, причем тут круглая.
- Да, вы не спешите, подумайте, вопрос скорее из философии, а не из оптики.
Издевается он надо мной, что-ли? Какая философия, тем более на вступительном экзамене? И, вдруг, осенило:
- А, такой вывод, что Луна светит отраженным светом!
- Молодец! Как догадался?
- Так это всем ясно.
- Не всем, не всем…, ну, ладно, заслужили пятерку.
Как четко видно наш спутник в телескоп. Кратеры, горы, огромные моря без воды, и всё одним серебристым цветом. Только тени черные. Вот интересно, а сколько сейчас, в этот самый момент, людей, которые смотрят на Луну, ведь, её должно видеть огромное количество, кроме тех, разумеется, которые живут на противоположной половине Земли?
- Ну что, есть там зеленые человечки?
- Не видно, попрятались, наверное.
Все люди, если смотрят в одном направлении, видят одинаковые предметы. И описать их могут понятными словами, кто-то скупо, а кто-то более красочно, но любой другой человек поймет о чем речь.
С предметами всё просто, сложно с явлениями. Чтобы описать явление, нужно понимать его природу, это касается не только физических явлений, но и тех, что происходят и в обществе. Говорят, что всё взаимосвязано, даже пятна на Солнце влияют на цикличность поведения социума. Знать бы только, какие пятна и как влияют.
Мы радуемся, когда находим человека, взгляды которого совпадают с нашими взглядами на некоторые общественные явления и моральные нормы. Если таких совпадений много, то возникает чувство душевной близости. Забываем мы только об одном, что, чем дольше мы будем общаться с таким человеком, тем вероятнее столкнемся с тем, что найдутся области, где наши взгляды могут не совпадать, а часто и самым радикальным образом.
Такие вещи вызывают крайнюю досаду. Хотя, если подумать, никто не виноват в этом кроме нас самих. Люди разные и думают тоже по-разному. Всё дело в ценностях и приоритетах. Не в тех ценностях, которые мы декларируем, а в наших настоящих, внутренних, которые с декларацией часто совсем не совпадают.