Изучая истории и семейные легенды из прошлого Орла, я часто сталкиваюсь с хранящимися в семьях отдельными снимками начала ХХ века. Хотя зачастую, их нынешние обладатели даже не могут точно сказать, кто именно на них изображен. А вот альбомы, с дореволюционными снимками сразу нескольких поколений одной семьи, или хотя бы фотографиями одних и тех же людей сделанными в разное время – очень редки. И каждый из таких альбомов – бесценный источник информации способный поведать не только о жизни конкретной семьи, но и давней истории города и страны, дающий почувствовать дух давно ушедших эпох и проследить их смену. Одним из таких «маленьких краеведческих сокровищ» стал для меня альбом купцов Сухановых.
Так выглядит одна из его страниц.
1.
История рода Сухановых, одного из богатых купеческих родов Орла XVIII- XIX веков, интересовала меня давно. Наверное, с тех самых пор как я еще совсем маленькой девочкой, впервые увидела их семейный участок на старом Крестительском кладбище. Это скопление красивых старинных памятников по правую сторону от кладбищенского храма, сразу привлекло мой взгляд и осталось в памяти на долгие годы. Много лет спустя, в 2012 году, я написала статью об этом участке, собрав воедино детские впечатления и скудные сведения, найденные мною в литературе. Однако удовлетворить свое затаившееся с детства любопытство и узнать то, чего нет в книгах, мне удалось уже после выхода статьи, когда как-то летом, гуляя по Крестительскому кладбищу, я познакомилась с внучкой последнего из купцов Сухановых, наводившей порядок на том самом семейном участке. Имени своего, она просила не называть.
Из дальнейших наших с ней бесед, выяснилось, что о давней истории семьи она знает не намного больше меня. В советское время о купеческом прошлом, дома старались не вспоминать, хотя оно само периодически напоминало о себе невозможностью поступить в престижный ВУЗ и проблемами при устройстве на работу. Больше всего ей известно о своем деде – Михаиле Суханове, жившем на рубеже XIX и XX веков. Об остальных предках – только самые общие сведения, да пару устных семейных легенд, услышанных от мамы и бабушки. Но, то, чего не может рассказать о своих предках их наследница, способен поведать хранящийся у нее старый семейный альбом. Благодаря ему, мне удалось в прямом смысле взглянуть в глаза людям, о которых я некогда писала.
Но прежде напомню предысторию и расскажу, кто есть кто на семейном участке.
2
3
Орловские краеведы считают, что купцы Сухановы происходили из стрельцов, служивших при Орловской крепости еще в XVII веке, поскольку храм Смоленской иконы Богоматери в приходе которого они числились, был приходским для старой Стрелецкой слободы. Однако собеседница моя так далеко свою родословную не знала и не могла ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию. Первый из купцов Сухановых, о котором ей известно, жил во второй половине XVIII века, звали его Дмитрий. Этот человек родился и прожил первые свои годы в Стрелецкой слободе, когда она еще была не частью города, а пригородом. На его памяти, Орел из торгового города превратился в губернский центр, поглотив территорию бывшей слободы, и полностью изменив свой вид после перепланировки 1779 года. Где похоронен Дмитрий Суханов неизвестно – либо на семейном участке на Крестительском кладбище, но надгробие его, не сохранилось, либо еще на старом погосте у стен приходской церкви.
Так выглядит родословная купцов Сухановых, составленная по данным из всех доступных мне источников.
4
У первого из Дмитриев Сухановых (а надо сказать, что имена Дмитрий и Михаил были в семье «родовыми» и повторялись через поколение на протяжении почти 200 лет) было два сына Михаил и Иван. Оба они были преуспевающими купцами, и судя по надгробиям на Крестительском кладбище уже очень богатыми людьми. О детях Ивана Дмитриевича и его супруги Марии Гавриловны нам ничего не известно.
Их надгробия на кладбище.
5
У Михаила Дмитриевича было два сына Николай и Дмитрий.
Надгробие Михаила Дмитриевича.
6
Имя его супруги неизвестно. Но, скорее всего, она похоронена под маленьким камнем-саркофагом.
7
Николай Суханов прославился тем, что внес большой вклад на строительство нового большого храма Смоленской иконы Богоматери, взамен прежнего, маленького, стоявшего еще в старой Стрелецкой слободе.
8
Храм сохранился до наших дней, а вот могилу его благоустроителя Николая Суханова в советское время сровняли с землей. В некоторых источниках упоминается его брат Иван, так же жертвовавший деньги на храм и похороненный рядом у храма. Родственнице о нем ничего не известно. Но в родословную я его внесла.
Супруга Николая Суханова была похоронена, отдельно от него, на Крестительском кладбище.
9
10
Дмитрий Михайлович и его жена Мария Ивановна – прадед и прабабка, моей собеседницы.
Вот их общее надгробие.
11
12
Кроме них на участке купцов Сухановых есть еще два надгробия рубежа веков.
Одно - их внука Сергея Николаевича Суханова, умершего в 1910 году.
13
Второе – их невестки Надежды Сухановой. О ней, будет сказано в следующей статье.
14
15
Остальные памятники участка уже советского времени.
Теперь об альбоме.
Изображения, Дмитрия Михайловича и Марии Ивановны – прадеда и прабабки, моей собеседницы – самые первые в старом семейном альбоме Сухановых. Язык не повернется назвать два этих маленьких шедевра (размер их чуть больше тех, что сегодня делают для паспортов) снимками или фотографиями. Это настоящие фотопортреты. В них как в живописных полотнах старых мастеров с удивительной точностью переданы характеры персонажей и дух былой эпохи.
Портрет Дмитрия Суханова сделан в одном из фотоателье Санкт-Петербурга (может быть в Орле тогда сфотографироваться было еще негде?).
16
С него, на нас смотрит человек, родившийся в Орле ровно двести лет назад. Выглядит он так, как, наверное, выглядели его отец, и дед, и прадед, и прочие представители купеческого сословия, начиная с XVII века – длинная окладистая брода, сюртук, строгий и немного хитрый взгляд, бывалого купца.
На жизнь этого человека, захватившую почти весь XIX век, пришлись большие перемены в городе. Орел снова, как во времена жизни его деда, изменился до полной неузнаваемости. Пережила свой рассвет и пошла на убыль, торговля на орловской хлебной пристани, к которой он имел самое прямое отношение. Появилась железная дорога, перехватившая у пристани все товаропервозки. Город обзавелся водопроводом и электричеством. На смену старым и еще деревянным городским усадьбам пришли каменные доходные дома, магазины и лавки. В районе бывшей Стрелецкой слободы образовалась Кромская площадь – центр хлебной и продуктовой торговли. Вокруг площади выстроились дома разбогатевших купцов. Был среди них и его дом.
Фотопортрет супруги Дмитрия Суханова, Марии Ивановны сделан уже в Орле, в ателье Б.Пейроша, в 80-х годах XIX века.
17
Лицо ее серьезно, но взгляд умных, глубоких глаз, при этом насмешливый и ироничный. И от этого взгляда, сам образ женщины позировавшей перед фотографом почти 150 лет назад кажется живым и удивительно современным.
О жизни этих супругов известно не много. Жили они на Кромской (Комсомольской) площади, в собственном доме с магазином, где торговали маслом. Упоминаются в литературе и прочие их лавки по продаже пеньки и конопляного масла. Детей у них, как и в любой купеческой семье, наверняка было много, но нам достоверно известно только о троих – сыновьях Михаиле, Николае и Павле.
Фотографий Павла, в альбоме нет. Похоронен он с семьей не на Крестительском кладбище. Но в коллекции Областного краеведческого музея имеется вот такой семейный портрет Павел Суханов с женой и тремя детьми. Их имена отражены в родословной.
18
Основной массив фотографий в альбоме купцов Сухановых, о котором идет речь, связан с семьей Михаила Дмитриевича, сына Дмитрия и Марии. Снимков так много, что по ним можно проследить его жизнь от юности, к зрелости и старости. По современным меркам в этом, нет ничего удивительного, но для человека, родившегося за 5 лет до отмены крепостного права - невиданная редкость.
Судя по фото, Михаил Суханов был, уже из другой «породы» русского купечества, нежели его отец. Он вступал в самостоятельную жизнь еще типичным «купченком», сыном своего отца, с пухлыми щечками и прической «на пробор», в чудном длинном сюртуке и сапогах «гармошкой».
19
Позируя перед фотографом он, наверное, старался выглядеть таким же строгим и серьезным как отец, а получился трогательным и забавным. Как мало он на этой фотографии, похож на себя же взрослого и состоявшегося, на снимках начала ХХ века, в элегантном костюме, с маленькой аккуратной бородкой, подкрученными усами, и таким же умным и немного насмешливым взглядом как у матери.
20
Это светский, образованный, следящий за модой, европейский человек. Его уже никак не принять за купца XVII века.
Много в альбоме фотографий супруги и детей Михаила Дмитриевича.
21
Есть и несколько любительских снимков 1910 годов, с видами их дома и сада. Ко времени, когда делались эти фотографии Михаил Суханов уже жил не на Кромской площади, где по-прежнему была масляная лавка, доставшаяся ему в наследство от отца, а в отдельном доме на улице Карачевской. Дом этот не только цел и в наши дни, но и хорошо известен мне и многим другим моим ровесникам, живущим в Заводском районе Орла.
Жизнь Михаила Суханова и судьба его дома заслуживают отдельного рассказа. Продолжение следует.
Источники:
http://www.orel-story.ru
Ливцов В.А. «Орловский некрополь» / В.А. Ливцов – Орел: Издатель: ИП Науменко Д.В., 2011.
Краснощекова. С.Д. «Орел торгово-купеческий».// Краеведчкеские записки. Выпуск 8. – Орел: Вешние воды. 2010.
«Архитектурные древности Орловщины (ушедшее). Книга вторая». – Орел: Вешние воды, 2009.
Алексина Р.М. К истории церкви города Орла во имя иконы Смоленской Божьей Матери (Одигитрии). // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества № 2 (5), 2001. стр 38- 51.
Р.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие-либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.
Орловская область
Старый Орел. Семейные альбомы. Альбом Сухановых.
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Комментарии (5)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
У меня в предках тоже был Дмитрий Суханов, только я о нем ничего не знаю
по рассказам моего отца моя бабушка суханова(имя неизвестно) училась в смольном институте.вышла замуж за морского офицера.была проклята отцом суханомым(купец.но кажется он был из рязани)возможно она была из этих купцов?было бы здорово найти какие-либо сведения
Рязань далеко не Орел и проклятий в нашем роду не было,все были интеллигентные и мирные люди.(Правнучка М.Д.Суханова).
Вот Вам про несгибаемых староверов, которые укрепляют подходы к своей каменной часовне, стоявшей вблизи Единоверческой церкви. Из обращения архиепископа Смарагда к градскую полицию (1845 год):
"Уже повалившиеся заборы кругом их часовни ныне вновь необыкновенной вышины и прочности, мол, хоть «сухим деревом» закрыться от преследований.
Заборы же как от речки, так и правая вся сторона до 40 звен, и сверх сего даже с улицы устроенные в 1843 году заборы и ворота без всякой надобности переделали вновь, а с левой стороны вместо уже совершенно разрушившихся и уничтоженных заборов ставят из старых, но прочные столбы и доски и все оное упрочивают и видом улучшают, к тому же весь двор вымащивают камнем, дабе тем показать себя деятельными путеводителями заблудших, коих число очень малое, но люди очень сильные,
а именно: 1-й староста Петр Суханов,который под прелогом на свое лицо перекупил у их церкви дом.
2-й Иван Данилов Суханов и 3-й – Николай Васильев Иноземцев, а прочие, коих более 1000 душ, слепо следуют за ними, а они всячески стараются утвердивать их".
"Сильные" в этом контексте - значит чрезвычайно авторитетные и влияющие на других!
Сухановых много, Сухановы - любопытнейшие! Вам надо от Ваших родителей потихоньку спускаться вниз, идя от отчества к отчеству, и на каком- это этапе будут всплывать интереснейшие родственники.
По мере сил, если будет материал, и я что-нибудь Вам подкину.
Это мне самому подкинули информацию когда начал искать свои корни