Кроме храма Иоанна Предтечи в Ярославле мне запомнился памятник Троице. Как странно это звучит: учение о Троице есть самая нематериальная часть христианства. Как Ей может быть памятник? Кстати, насколько можно сказать "ей" (почему не "ему"?).
Не знаю, когда впервые появились иконы Троице, икону Рублева я привык любить чуть ли не с детства. Памятник выглядел очень интересно, скульптор, конечно, думал о Рублеве, и тактично использовал тройственную гармонию. Мне это отчасти напомнило тройственную гармонию додеки.
Я смотрел этот памятник вместе с экскурсией для математиков, в основном преподавателей. Среди нас было много атеистов, но и они почувствали гармонию и такт произведения. Памятник был проповедью, заставляющей задуматься. Но не только. Там где-то есть щель, и по местному преданию если туда бросить монетку - это даст удачу. Именно это делает девочка на снимке - пытается бросить монетку половчее. Кое-кто из математиков, разумеется, также стали кидать монетки. Экскурсовод их подбадривал. Меня резануло: еще рядом с Николаем-угодником такие суеверные обычаи кажутся чем-то простительным. Но рядом с Троицей - это уже и почти кощунственно. А может и не почти, а просто кощунственно и прямое нарушение заповедей Божиих. Я убеждал, что лучше кинуть монетку в церковный ящик. или поехать со мной в Петербург, и покидать в Чижика-Пыжика.
Меж тем монетками дело не ограничивалось. Молодой вьетнамец-аспирант пошел здороваться с Духом Святым. А может с Отцом. Или Сыном. Мне хотелось процитировать ему угрожающе: "Тяжело пожатье каменной десницы", но по-русски он бы точно не понял, что есть "десница", а на английский я не успел перевести.
Поэтому я просто пожелал ему стать христианином, предупредив, что в противном случае его шутка может стать опасной. Впрочем, я притворился что говорю в шутку. На это моего английского хватило.
кощунство и святотатство совершили те , кто исполнил щель для денег и те кто сочинил "местное поверье - про удачу".
Икону "Троица" Рублев написал после долгих духовных подвигов аскезы и уединения. Вряд ли исполнитель памятника повторил подвиги Андрея Рублева , но дерзнул исполнить памятник без благоговения - отсюда и щель для "удачи" снайперам по метанию монет. Суеверие (суетная вера) и магия язычников - вместо христианства.
ниже есть пояснение.
памятник исполнен с благоговением. Вообще, как я могу судить о чужой аскезе? А суеверия вырастают независимо от воли скульптора. как "стаи галок на крестах" (А.С.Пушкин)
Там где-то есть щель, и по местному преданию если туда бросить монетку - это даст удачу.
=====
Нет никакого местного предания, как нет никакой щели. Щель есть в Сыктывкаре и зовётся Грибной переулок.
А у памятника Троице монетки кидают в чашу , символизирующую Причастие. Это конечно, с точки зрения православного христианства, кощунство.
Есть щель и местное предание есть.
А вот что "чаша символизирует причастие" я и не понял, и не только я. Экскурсовод этого тоже не знал, а предание знал.
Нет щели.Не верите? Тогда можете написать Мухину Н.(один из авторов памятника), который является Народным художником РФ, возглавляет школу "Ярославская икона", и работы которого есть в Третьяковской галерее. Этот единственный памятник Троице и памятник бронзовый.
А недоумков-любителей аттракционов хватает, как среди туристов, так и среди местных. И памятник стоит не где-то сам по себе, а перед Успенским собором. Думающий человек не позволит кощунства, а ваш экскурсовод к таким видать не относится. Вызубрила текст экскурсии и на этом её познания ограничились.
это был он, мужчина-экскурсовод. Другая группа знала о поверье и порывалась бросать, но экскурсовод сказала, что так делают только глупые люди.
И вот что лучше, что более по-христиански: сурово бороться с суеверием, обижая добродушных туристов, прохожих, или не мешать им?
В мае довелось побывать на первенстве России по шахматам детей до 9 лет.
Рядом со зданием, где проходили соревнования, стоит памятник «Труженикам тыла». Эдакое сооружение символизирующее 7-метрововое пламя свечи, в центре которого изображены фигуры женщины и мальчика.
Было жутко смотреть, как дети-шахматисты ползали по постаменту, карабкались и висли на памятнике. В это время их родители удобно расположились на постаменте, ели бутерброды, здесь же на постаменте, расположив своё нехитрый провиант и бутылки с водой. Надо отметить, что вокруг памятника множество удобных скамеек, а в помещении, где проводилось первенство, есть специально отведённое место для того чтобы покушать.
Но, если бы, да кабы.
Нет у местного населения такой «традиции» осквернять памятник. У памятника каждый день лежат свежие цветы.
А приезжий люд оказался таким, каким его увидели местные. Шахматисты ещё юные, классно играют в шахматы, а в воспитании родителей оказался пробел, который по всему будет и у их детей.
И сколько не обращали организаторы турнира, просто прохожие, на непотребное поведении родителей и детей, каждый день памятник был оккупирован.
просто приезжим памятник в новинку.
Но, думаю, труженики тыла не против такого внимания. Это все-таки не "памятник павшим".
Памятник есть память. А с памятью у некоторых совсем плохо или никак.
Понятие «свобода» воспринимается как вседозволенность. Возмущались местные жители на поведение юных дарований и их родителей у памятника «труженикам тыла», в Ярославле бомжи «пасут» монетки у «Святой Троицы», памятник которой, скорее всего, отгородят от недогоняющего, но зато умеющего метать монетки люда. Потребитель хочет исполнения своих желаний, даже путём глумления. Такой человек и локтями поработает, и по головам пройдёт не задумываясь, главное, что он волен поступать так, как хочет ОН-человек свободный. А вот не хочется с этими «свободолюбцами» иметь ничего общего.
Вовсе не бомжи. Доценты с кандидатами, аспирант из вьетнама.
Для атеиста или просто не христианина нет ничего худого в бросании этих монет.
Доценты с кандидатами бросают монетки, а кормятся сбором денюжки их чаши бомжи. Если бы вы внимательно посмотрели вокруг, то вы их увидели. Они снуют неподалеку от памятника, и именно они подначивают туристов метать монетки на исполнение желаний.
не подначивали они. Разве: подкупили экскурсовода, тоже, кстати преподавателя университетского. экая мафия бомжей-преподавателей раскрывается.
и мракобесие православных "язычников" :
http://www.bnkomi.ru/data/news/29237/
Револьт , скажите , а вы не видели никого, кто бы следил за памятником , чтобы ....
ну например : какой-нибудь турист(руссо, неруссо) присядет на корточки у ног "Троицы" для фотоотчета.
Я видел этот памятник в прошлом году , а вот сейчас подумал : Бог попираем не бывает !
это ведь мы сами провоцируем-искушаем людей неверующих на святотатство , а кого-то и на вандализм.
(имхо) . Когда я был у памятника - не слышал про поверие "про щель-удачи для монетных снайперов" , щель не видел. Вот ведь и поверие родилось... , а дальше больше - например : "если потереть пальчик на ноге "Троицы" правой рукой - к богатству , левой - к свадьбе , головой - умным станешь , а если сядешь на пальчик - счастье и здоровье обретешь".
Кощунство и святотатство сие есть - "щель-удача , монето-сборник". Имхо.
P.S возможно после этого коммента, меня примут за фанатика и мракобеса. По делом мне...
А на каком расстоянии от этого памятника можно фотографироваться.
Чем больше думаю, тем более странной кажется идея памятника такого. В храме, где обстановка благоговейная (пока пуссиотки не прибегут) - другое дело. Там такой памятник может быть уместен. А на открытой площади - соблазн и насмешка и может быть даже и "бисер перед свиньями".
Огораживать же его на площади - тоже нелепо. Так что - мой голос за внутрихрамовый памятник.
и я о том же :
"Чем больше думаю, тем более странной кажется идея памятника такого"
Икона - образ,духовна... Памятник - материален.
Бог - есть Дух.
и чем тогда мы отличаемся от древних греков ?
Они лепили богов, множество богов.
А вот что говорит апостол Павел грекам:
"24 Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет
25 и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все.
26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,
27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:
28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род".
29 Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого"
(деян.гл.17)
Мы и не думали, что Троица выглядит как в памятнике. Соблюли этот завет Павла.
Но лучше бы памятник было поместить на пьедестал, вознести повыше или в храме поставить.