В маленькую деревеньку, затерянную на границе Коми и Кировской области, мы с отцом добирались обычно по ухабистой дороге на грузовом ЗиЛ-130, а то и только на тракторе Беларусь ко времени сенокоса на липень-серпень и порою застревали там до поздних дожинок на вересень-листопад. Брать меня с собой отец стал лет после 5-ти, не раньше, когда они с мамой решили, что я смогу вынести эту долгую, непростую, с несколькими пересадками и пыльную дорогу длиною более ста верст.
Зато всегда в конце пути за широким колосящимся рожью полем нас хлебосольно ожидал двойной Дедовский дом!..
Дом состоял из двух отдельных построек, стоящих стена к стене.
Во первых это был низко сидящий на земле словно комель и самодостаточный во всем Старый дом – Важ керка, срубленный в конце 19-го века прадедом и представлявший собой огромную домовину с шестиоконным фасадом и жилой частью, где располагалась исполинских размеров руськая печь, в которой по воспоминанию отца порой, в особо лютые морозы, устраивали баню, и хозяйственной половиной, где был овин,сеновал,амбар, хлев-гид по коми и проч.житейские надобности., и приросший к нему сбоку (или из него) высокий Новый дом, поставленный уже дедом на радостях через десяток лет после последней войны (он вернулся одноногим инвалидом из-под Москвы в 41-м) для выживших и подрастающих сыновей, где и жила вся семья, перебравшаяся в эти просторные и светлые «палаты» из-под низкого потолка прадедовской Важ-керки.
Просыпался я ежедневно по неведомой никому причине как раз тогда, когда моя бабушка Наталья Ильинична, называемая всеми уважительно на Вы и Пэрысь-мам, выходила из хлева с большим ведром парного молока. Ожидая ее в полудреме на высоком крыльце Нового дома, я с большой глиняной кружкой настойчиво требовал молочка и, приняв необходимую организму порцию, снова засыпал, едва дойдя до кровати, тепло которой сохранял отец (спали вместе с ним). Сон меня оставлял в уже обезлюдевшем Новом доме, когда все старшие поутреничав уходили по своим взрослым делам, когда в горнице витал запах свежевыпеченного хлеба и общий порядок хранил лишь молчаливый всепроникающий взгляд серебряных и лучистых глаз Гэгысь -Прабабушки и Прадеда с их слегка пожелтевшей дореволюционной фоторгафии в раме на стене, сделанной когда-то во Вятке. И так повторялось почти каждое утро до конца сенокоса…
Но однажды по неведомой никому причине после привычной утренней кружки парного йэв
я увязался за Пэрысь-мам в Старый дом, куда она уносила на охлаждение молоко.
Стоялый воздух и запах вступающего в силу тлена отличал это помещение от жилой постройки. Но Старый дом был еще крепок как старик Розенбом, надежно законсервирован толстым слоем пыли и использовался по разной хозяйской надобности (склад,амбар и т.д.), а также в нем сокрыто от посторонних глаз ровно горела небольшая лампадка (дед был пред.колхоза, лицо общественное, поэтому в Новом доме этот рудимент уходящей эпохи, упорно сохраняемый Пэрысь-мам, он позволить никак не мог).
Наталья Ильинична, переступив порог Старого дома, привычно поклонилась в сторону Красного угла и перекрестилась двоеперстно на образа. Затем быстро процедила сквозь марлю и разлила по крынкам молоко, используя для их хранения как холодильник старую и уже много лет нетопленную печь.
И все это время мое детское внимание занимала вовсе не сама Пэрысь-мам, я смотрел на… нет!, не на знакомые мне по церкви «лики святых», пробивающиеся сквозь копоть с нескольких старых икон, а на необычную подвижную (динамическую) фигурку из литой и полированной меди, плавно и мирно покачивающуюся повыше темных досок в восходящем тепловом потоке от лампадки.
Это была маленькая фигурка крылатого человекоподобного существа с плавными обводами птичьего туловища и полураскрытыми, как мне подумалось, соколиными крыльями.
Она словно парила в Красном углу Старого прадедовского дома на практически невидимой глазу тонкой нити подвески.
В то время я уже был в том возрасте, когда дети не тянут требовательно руки ко всему что непопадя и это избавило Пэрысь-мам от неуместного здесь воспитательного акта. Впрочем, позднее я обращал внимание на то, что и другие детки не проявляют обычного для их возраста деятельного любопытства к предметам из этой особой и табуированной части руськой избы.
В моей короткой на тот момент жизни это была первая подмеченная тайна Важ керки. Впоследствии я натыкался и находил еще немало занимательных и казалось бы беЗполезных в строгом и прагматично устроенном крестьянском хозяйстве и быте вещей и приспособлений. А в то утро я впервые услышал от Пэрысь-мам о тайных и необычных созданиях - крылатых и незримых хранителях Легах. Именно благодаря этому первому неожиданному знакомству они навсегда ассоциируются у меня с кружкой утреннего парного молока и сладкими-сладкими детскими праВедными утренними снами в хлебосольном дедовском доме.
В конце того Лета я уезжал вместе с отцом из деревни с маленькой медной фигуркой взлетающего варыша-сокола на груди, чем-то отдаленно напоминающей округлые очертания православного крестика.
Несколько десятков лет позже, когда отец в очередной раз вернулся с побывки в родной деревне, он тихо сообщил, что крыша Старого дома неожиданно обвалилась, так как от сырости прогнила матица. Важ керка без людей не живет…
Сегодня о Старом доме нам напоминает "сувенир" - пара добротно сделанных умелыми дедовскими руками лаптей, ранее висевших в нем под потолком и заботливо оставленных им на память (и, как я полагаю, для последнего немого Урока) для сыновей и внуков.
Память бесценна. Но нет одной памяти на всех...
Про "память" и Память спорить не хочу.
Основной вопрос - ОТКУДА?, он, очевидно, решается у нас по-разному...
Поэтому для кого-то "бесценна", а кому-то беЗценна.
Можно поговорить о двойной кодировке в языке взаимопроникающих культур - в этом плане симбиоз дает оч.ценный результат и сохраняемость значений понятийного аппарата языка на уровне расширенных смыслов.
Об этом иногда хорошо пишет "зырянин-язычник".
Бравируете кривописанием? Бывает, что и преступлением бравируют. Есть нормы правописания, которые преподают в школах. Презираете? Бывает, презирают и чужую жизнь, имущество, здоровье, честь и достоинство... Далеко ли Вам до преступления?
Отнюдь.
Есть замечательный фильм - "Талантливый мистер Рипли". В нем герой Джуда Лоу на замечание почему он "неправильно" пишет закончив Принстон-Оксфорд-Кембридж (мажористый отпрыск)), отвечает типа того, что правописание в обычном его понимании существует только для конченных лохов...
Главные смыслы в тексте передают случайные-)) "ошибки".
В Вашем случайном случае "преступление" уже случилось от греха рождения.
Ермилов, молитесь и кайтесь!.. )))
Кому и непорочное зачатие грех... Охальник Вы, Рубцов, больше ничего :)
Насморк, он, конечно, тоже "непорочно" передается?..
и, ест-но, как и все по... "образу и подобию")).
"оХ-альником", согласитесь лучше, чем оглашенным оГальником. К жизни как-то ближе.
"руськой избы", "Важа керки"...
так керка или изба?
Правильно - "важ" (древний).
"Пэрысь-мам" - у нас говорят "ыджыд мам" ("большая", "старшая" мама) - бабушка по материнской линии; по отцовской линии - пöч. Деды - ыджыд бать и пöль.
Пöрысь - старый(-ая, -ое).
Дословно - падающий или вот-вот упадет. Как старое дерево.
Про Пизанскую башню можно сказать "пöрысь". Правильно будет в обоих значениях.
Владимир, соглашусь с Вами, поскольку не являюсь активным носителем и продвинутым знатоком коми языка.
Описал, что помню, не сверяясь со словарем, поэтому не судите строго)).
И опубликовал... откровенно говоря... нехотя,
что-то сдерживало.
Полагаю, что это разночтение ничуть не удивительно, поскольку и мои родители (с юга и севера коми) иногда с трудом понимают др.-друга, а особенно отличаются диалектные слова-понятия, свойственные только их районам и деревням.
Приму сказанное вами к сведению и признателен за Ваше внимание.
Мне сложно сказать, была ли это только "керка" или только "изба" в значении жилье-дом, т.к. часто употреблялось и то и другое слово.
Во всяком случае названия деревень в округе были исключительно на понятном мне руськом, напр. исчезнувшая к тому времени "Русская слобода", а вот изъяснялись местные жители преимущественно на южном коми и соотв.говоре.
"И опубликовал... откровенно говоря... нехотя,
что-то сдерживало"
- Бывает-бывает...
Как бы даже само пространство не пускает идти дальше.
Всему свое время...
Возможно... что не все даже должно дойти.
В Важа-керкре мне встречались предметы, которые потом странным образом безследно пропадали.
А есть и такие, значение которых невозможно описать. Как-то маме передали от Ыджид-Пэрысь-мам (буквально "вот-вот упадет") вместе с камысом и пимами медальон... символы описанию не подлежат. Один археолог-специалист по древностям долго качал головой и сказал, что это "из космоса".
А откуда еще?..))) - мы же в нем и находимся.
Была такая песня:
"Всему свое время, каждому свое.
Наезднику стремя, охотнику ружье"...
почти одновременно вспомнили "Ыджид-Пэрысь-мам"
Сергей Рубцов
17:23
Владимир Уляшев
17:31
"символы описанию не подлежат"
- Подлежат... но не скоро.
Например, "пас". Я недавно понял, что это и рассмеялся. - Как все просто!
Воистину! смотрим в упор и не видим.
"Возможно... что не все даже должно дойти."
- Да. Это так.
Чтоб не смущать народ.
Новое время - новые песни.
Когда-то я додумался, что на самом деле означает "коми".
три раза пробовал написать в интернете (хочется же похвалицца - понятное дело!) и - не смог.
В третий раз, вообще, ОС вырубился.
(здесь честно! без шуток говорю)
Незачем народ смущать...
Я тут подумал, что возможно Вы и правильно написали,
если она Вам была - прабабушкой - пöрысь ыджыд мам. В укороченном варианте иногда можно сказать пöрысь мам.
Вообще там много интересного.
Например, по отцовской линии пöч-пöль, а по материнской линии почему-то - русское мам-быть. Почему? - О-ооо! это очень интересная история... И древняя...
Но чтоб понятно было, надо очень широко разворачиваться. - В другой раз - обязательно.
Была такая оч.непростая и образная отечественная картина "Овсянки".
По поводу нее один тонкий критик сказал,
что это "...необычный жанр, Фильм - Возмездие",
именно не воздаяние, а возмездие.
...И сравнил его стиллистику с Ким Ки Дуком)).
Окружающая действительность ощутимо беременна этим состоянием...
Почему был? Прекрасный, очень лиричный фильм о памяти. Смотрел неоднократно, с удовольствием пересмотрю.
http://kinobar.net/news/ovsjanki/2013-05-28-2188
Злой Вы человек.
Ермилов, поздравляю - в этом Вы не одиноки.
Того же поверхностного мнения придерживается о фильме М.Каганцов.
И давайте без трагедий "злой"/не злой алой, т.к. вся Ваша жизнь - сплошное недоразумение.
Мой вопрос об улыбке в "ЛикБез" Вы еще не осилили?
Ну, знаете... А Вы разумение? Нет уж, Вы просто дрянь!
Ермилов, к сож., Вы не отличаете "случай" от "ошибки"... и оперируете категориями не объективными и абстрактно-философскими,
а вредными для здоровья - субъективными и эмоционально-оценочными.
Хотите вспомнить ответ? - Что услышал новоявленный "Иоанн Васильевич"- он же Бунша от "Юрия Милославского"?))...
У Вас мазурики в авторитете. Вы мне не интересны.
Давайте-ка без аФФторитетов обойдемся))...
Скажу Вам по-секрету и в последний раз:
Память у нас общая и она беЗценна.
И не клейтесь больше ко мне как банный лист!..
У нас разная память. Нет одной памяти на всех и не может быть. Разве только её какая-нибудь сволочь выдумает и людям в пустые головы вывалит.
Ермилов уже наподдавался, бухарик несчастный.
Соси
Ермилов, почему Вы эгопупично всем морочите головы своим полупяным бредом недоумка, а я должен Вам обяснять простейшие вещи, которые все дети знают?...
Так. Давайте представим в теории (допуск такой сделаем, безотносительно Вас), что с рождения "чашечка"-Гол.Мозга была пуста (или почти пуста).
И откуда вдруг в ней ВСЕ нарисовалось?
Из КАКОГО "чайника" струйкой или по-капельке в "чашечку" капает?..
То, что сверху "чайник" один (ОДИН!!! на всех)
у Вас сомнения, надеюсь, не вызывает?.. А вот "струйки" и "капельки", направленные в "чашечки"-ГМ разные.
Очевидно, в Вашу существенно недокапало... Соболезную.
Рубцов! Капайте в сортире, так гигиеничней. Надоели уже давно со своей сраной КОБятиной.
По существу, значит, ничего сказать не в состоянии - "канал" на родничек обрезан и в "чашечку"ГМ даже не "капает".
Практологией не интересуюсь и Ваши анализы, Ермилов, мне беЗразличны.
Даже тут без кривописания Рубцов не может. Видать, у него не Proctos, прямая кишка, а Практика (др.-греч. πράξις «деятельность»). Постыдились бы! В Ваши-то годы...
Кто виноват, что у Вас ЭТО напрямую связано?))),
неужели способны замечать фишечки с огласовкой?
Рубцовская глупость столь очевидна, что особой прозорливости не требуется.
))), Вам в 00...
или в "молоко", как говорят в более приличных местах.
Почему важа? Просто : Важ керка.
Виноват!..склонял по-руськи.. вот "а" и прицепилось. Это случай, надо полагать, чтобы прозвучало и "б"...
Будем это считать авторской концепцией.
"Мне сложно сказать, была ли это только "керка" или только "изба""
- Керка - дом (изба).
Мой вопрос "так керка или руськая изба?" был с подкавыркою. Просто многие высокомерно говорят, что коми не умели строить дома и их научили русские.
Это не совсем так...
Да, давным-давно у предков коми не было таких больших домов, потому что ... они были не нужны.
Мы народ - промысловики. А зверь, как известно не сидит на месте - мигрирует. Да и сами охотники далеко бегали по лесу, искали богатые на зверей и дичь места. "Кочевниками" были мы в древности ... в каком-то смысле. А зачем "кочевнику" тратить силы на строительство большого дома? зачем иметь постоянное место прописки?
Тем более, что весь лес - вöр-ва(лес-вода) - как большой родной дом. Под каждой елью - ночлег.
Разве что на зиму приходилось собирать, что-то более-менее стационарное для семьи.
Думаю, изначальное название дома было не керка, а - керко (бревенчатый дом христианина).
(Предупреждаю! это все домыслы мои, не подтверждаемые историками.)
"Полагаю, что это разночтение ничуть не удивительно, поскольку и мои родители (с юга и севера коми) иногда с трудом понимают др.-друга, а особенно отличаются диалектные слова-понятия, свойственные только их районам и деревням."
- Я выскажу опять же свое самомнение, что диалекты образовались от ... малограмотности.
Точнее - от отсутствия практики письма на своем родном коми языке, от отсутствия единых правил письма долгие годы. И коми народ должен всегда помнить и благодарить всех, кто работал по коми языку в 20-30-е годы (и чуть ранее в царское, и позднее в советское время).
Только через письмо можно сохранить язык. Сохранить свою культуру. Сохранить свой мир.
Потому и так важно создать сегодня обучающий коми языку портал!
(обучающий коми народ коми языку)
Я предлагал - http://комиблог.рф/?p=4133 , но не все видят то, что я вижу. Абидно...
Я родился тоже в "важ керка".
http://badelskkomi.svoiforum.ru/viewtopic.php?id=82#p335
Правда правая половина дома - чуть моложе. Ее заново подняли, когда моему прадеду было шесть лет.
Он потом на Германскую ходил.
Вдоль Реки Печоры и Усы у коми населения в 18 веке стояли только двухэтажные терема. И в 19 и начале 20 века. С колонизацией севера после 1917 г появились одноэтажные застройки, которые теперь считаются привычными для глаза. Юг Коми раньше подвергся колонизации, поэтому одноэтажные низкие дома появились раньше.
Про терем ясно, соглашусь.
С "колонизацией", полагаю не все так просто...
Тяга коми и "рочь" культур была взаимной, шел интенсивный обмен.
Но давление, скажем так - чуждых сил,
с юга было сильнее и поэтому "рочь" быстро сообразили, что числиться в так наз. "нац.меньшинствах" и быть своими на нац.периферии ВЫГОДНО - они стали перенимать язык, часть уклада и обычаев коми, постепенно став своими (или почти своими) для коми и др.фино-угров.
Этот феномен позволил сохранить часть собственно руських обычаев, а также отдельные архаичные рудименты культур др.народов.
Такое положение "у ворот" (на границе культур) всегда сопровождается интересными явлениями,
напр., хорошо описано в суфийских притчах.
Владимир Уляшев 19:51, 26 мая
«Только через письмо можно сохранить язык. Сохранить свою культуру. Сохранить свой мир.»
____________________________________
Владимир, иные "домыслы" покруче будут и связаны с нашей Памятью более коротким и верным путем, чем домыслы из-Ториков и акадЭмиков из "авторитетов" на книжных носителях.
Письменность, равно как и любое др.явление - "палка о двух концах"... Она не только сохраняет и консервирует, но и сдерживает или удерживает, если угодно.
Не уверен, что унифицированное письмо во всем полезно и… достаточно.
Через навязанные способы "графических кодировок" не передаются многие смыслы, они ускользают... и Мiр через них не отобразить, не зазеркалить.
Хороший пример этому, так наз. "Всеясвятная грамота" Шубина-Абрамова, где за спроецированными на плоскость символами-буквами стоят целые явления объемного мира.