Провел прием граждан в городе Златоусте. Ожидал, что основные вопросы будут касаться закрытия предприятия ЗМЗ и трудоустройства граждан. Но на практике оказалась другая ситуация.
Пришло порядка 50 заявителей по разным вопросам: о защите прав потерпевших, о не обеспечении жильём сирот; кошмарное увольнение учителя из школы, которая вынуждена защищать свою честь и достоинство с помощью детектора лжи; не переселение из ветхого аварийного жилья семей с малолетними детьми и многое другое...
Честно: просто потрясли случаи вопиющего нарушения прав детей-сирот.
Например, вместе с бабушкой-опекуном в двухкомнатной квартире проживают пять сирот. Ребята ждут положенного жилья уже 4 года. Из обращения семьи Волокитиных:
«В настоящее время за нами закреплено жилое помещение, которое признано непригодным для проживания и подлежит сносу. В данное время я, мои братья и сестра с сынишкой временно проживаем и прописаны в бабушкиной 2-х комнатной квартире в 30 м2. В этой квартире помимо нас проживают бабушка с сыном и ее дочь с двумя детьми. Мы уже взрослые, и нам нужен собственный уголок. К тому же я нахожусь на 8 месяце беременности, моя сестра является матерью-одиночкой».
Многие сироты, достигнув 22 лет, до сих пор не знают о том, что им положено отдельное жилье. Эта норма закреплена федеральным законом и изменения вступили в законную силу 1 января 2014 года. Обратившиеся на прием граждане, имеющие статус сирот, просто не воспользовались своим правом на получение жилого помещения. Администрация ссылается на письменный отказ, если есть закрепленное за сиротами жилье, а об изменениях в федеральный закон умалчивает.
Такое же обращение поступило от пенсионеров, имевших на попечении круглых детей-сирот Арсенкиных. Мать и отец умерли, осталась комната в общежитии, которая была закреплена за детьми. От администрации получен устный отказ – не положено.
Аналогичное обращение от опекуна Гимадиевой Раисы в отношении Насти Богомоловой. Тот же ответ – не положено.
Особая тема в вопросе предоставления жилья – по обращению Пряженниковой Маргариты о защите права ребенка-инвалида. Есть и такой случай не предоставления жилья, хотя формально отказа нет. Но нет и свободного жилья и нет бюджетных средств для предоставления жилья вне очереди.
Жилье – самый больной вопрос в Златоусте.
Другой случай: многодетная семья с пятью детьми пострадала от пожара.
Пишет Елена Леонтьевна Нурмухаметова: «Я многодетная мать, имею 5-ро детей. 29 августа 2013 года у меня сгорел дом. На данный момент мы снимаем маленький домик».
Администрацией округа предлагается ОДНА!!! комната в маневренном фонде жилья.
Из обращения: «Обращалась в администрацию города, предлагают реабилитационный центр. Мне это не подходит. Прошу вас помочь мне с жильем».
Другой случай – обращение Лихачевой Марины Валентиновны: «16 февраля у меня и моей семьи с двумя несовершеннолетними детьми сгорел полностью дом, надворные постройки, все имущество и документы. Мы с детьми чудом спаслись. Сначала я вызвала пожарных. Пожарные приехали без воды практически. Одна машина немного тушила, и вода кончилась. Пока эта машина искала воду, три стояли и смотрели. Когда подключились соседи и нашли для них гидрант – было поздно. Тушить начали, когда дом догорал. Прошу разобраться с нашей ситуацией, наказать виновных в «нетушении» пожара, чтобы предотвратить подобные случаи».
Такое количество обращений говорит о скрытом большом социальном кризисе в городе. В словах граждан постоянно звучали слова «несправедливость» и «безысходность». При всём уважении к главе города Вячеславу Жилину и в целом администрации, создаётся впечатление, что реальных мер по изменению ситуации самых незащищенных граждан принимается, мягко говоря, недостаточно.
Многие вопросы можно было закрыть. Государство социально незащищенным категориям граждан обязано помогать.
Кроме того, хочу обратить внимание на отсутствие грамотной правовой помощи гражданам.
Необходим правовой ликбез, особенно в отношении детей-сирот.
Такие формальные ответы не основаны даже на действующем законодательстве.
По итогам приема граждан составлю заключение по вопросу предоставления жилья детям-сиротам и направлю в областную прокуратуру, буду ходатайствовать, чтобы прокуратура выступила в судебном порядке о внеочередном получении сиротами Волокитиными жилья.
По поводу финансирования данной статьи расходов понятно, что бюджетных средств не хватает, но и не делается попытки решения вопросов, не предлагается альтернативных вариантов, например, выделения ликвидных земельных участков для решения жилищных вопросов граждан. Люди оставлены один на один со своими проблемами. Ни в одном случае нет государственного патронажа над такими ситуациями, хотя власти обязаны оказывать помощь семьям.
Зная главу города как ответственного политика, остаётся надежда, что ситуация будет меняться. В свою очередь, выявленные Уполномоченным нарушения прав также не останутся без решения.