Он посвящал свои песни той, в которую был безнадёжно влюблён.
Он, спевший о русском декадансе – ей, этот декаданс сыгравшей.
Он – Пьеро.
Она – загадка, грёза, муза.
Он – Александр Вертинский.
Она – Вера Холодная, одна из самых прекрасных и самых загадочных русских актрис.
Она словно воплощала собой рифмы поэзии русского «серебряного века», её неземной образ напоминал Прекрасных Незнакомок, Таинственные Полумаски, Коломбин Блока, Северянина, Гумилёва.
Она была символом того странного времени, когда царская армия терпела поражения в мировой войне, когда гимназистки переписывали стихи о куртизанках, об ананасах в шампанском и пили уксус для худобы и бледности.
Когда экзальтированные барышни капали в глаза атропин для расширения зрачков, кутались в пестрые шали и принимали гостей, полулежа на кушетках, с папиросой в длинном мундштуке.
Это называлось «стиль Сафо», когда на фоне патриотических вакханалий империя билась в предсмертных судорогах, а молодежь нюхала кокаин, который носила в пудреницах и портсигарах, и погружалась в иллюзорный мир, где нет жандармов, виселиц и неотвратимой революции...
И пусть говорят, что фильмы Веры Холодной однотипны, но сама она, женщина с прекрасными колдовскими очами и лицом, какие встречаются лишь на старинных фресках, вкладывала в них всю себя, зачаровывая зрителей – и заставляя их выносить двери кинотеатров.
Ради того, чтобы посмотреть на нее, люди выстраивались в колоссальные очереди. Подобного молодое кино в России еще не знало. В Харькове, например, во время столпотворения в кинотеатре "Ампир" были разбиты все окна, двери сорваны с петель, а для того, чтобы утихомирить толпу, штурмовавшую зал, был вызван отряд конных драгун.
И подобный ажиотаж творился по всей стране. Благодаря Вере Холодной люди неожиданно распробовали странный наркотик под названием "кино". За умеренную плату эта актриса уводила за собой в мир грез, и люди жаждали повторения "аттракциона" снова и снова. Её красота с первого взгляда поражала всех – и мужчин, и женщин.
Она была не просто красива, в ней было огромное обаяние, которое кинокамера только усиливала. Она была потрясающе киногенична, а на фотографиях получалась ещё лучше. Особенно привлекали внимание ее огромные, с поволокой, серые глаза. Эти глаза буквально завораживали зрителей…
Для того, чтобы выглядеть роскошно, недостаточно было только денег — нужен был вкус. И на этом фоне скромная жена московского юриста становится законодательницей мод. Оказалось, Вера Холодная обладает утонченным и оригинальным вкусом. Она сама придумывает себе модели платьев, подбирает ткани и отделку, сама украшает шляпки.
Открытки с ее изображениями в различных нарядах выпускаются огромными тиражами, служа женщинам по всей стране своеобразным заменителем модных журналов. Её фантазия проявлялась даже в выборе духов: она прямо на коже смешивала два аромата «Роз Ханмино» и «Кеши» Аткинсона – и получался только ей присущий нежный горьковато-сладкий запах.
Холодная снималась всего три года. Из ее более чем пятидесяти фильмов сохранились только пять. Она снимается с Мозжухиным и Макси¬мовым, Полонским и Руничем, Худолеевым и Чардыниным — самыми известны¬ми, самыми талантливыми актерами того времени.
Ее помнят до сих пор, потому что больше таких не было. Не было – чтобы и умна, и красива, и чиста, и талантлива, и счастлива, и всеми любима... Если такие рождаются, о них помнят долго. Как о ней. О Вере Холодной.
Вертинский впервые появился в доме Холодных осенью 1915 года.
Шла Первая Мировая война. Муж Холодной находился на линии фронта. И вот как-то раз в дверь ее московской квартиры постучали. На пороге стоял длинный, худой, нескладный незнакомец — шея длинная, тонкая, ноги в обмотках, гимнастерка в пятнах.
Он вернулся с войны, где служил братом милосердия в передвижном госпитале, и привез Вере письмо с фронта, от мужа. Солдата звали Александр Вертинский. Он отдал ей долгожданное письмо и ушел. До следующего дня. А назавтра снова возник на пороге. И стал приходить в гости каждый день. Он проходил в дом, садился и молчал. И так сидеть он мог часами, созерцая то несбывшееся, что «могло бы», да так и не стало….
Позже уже, когда известность Вертинского стала набирать обороты, они часто выступали вдвоем. И не случайно самым знаменитым совместным номером в исполнении Холодной и Вертинского было… танго. Танго, бьющее по нервам своей невысказанностью, чарующее легким флером невозможности, приправленное горечью «никогда».
Этот танец многие называли «тоской по несбывшемуся». Но взаимная нежность нашла своё отражение и в тех номерах, которые они исполняли совместно, и в романсах, посвящённых Вертинским актрисе… А это: «Маленький креольчик», «Лиловый негр», «Ваши пальцы пахнут ладаном…», «В этом городе шумном…» "За кулисами", "Попугай Флобер"
Они так никогда и не смогли быть вместе. С Вертинским, как и со всеми ее поклонниками, Веру Холодную связывал не роман, а гораздо больше ее волнующая возможность романа и любви...
У Вертинского появляется костюм печального Пьеро. От страха перед публикой, боясь своего лица, Вертинский делает условный грим: свинцовые белила, тушь, ярко-красный рот, и в таинственном «лунном» полумраке жеманно исполняет песенки, посвященные Вере Холодной:
«Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?
Куда ушел Ваш китайчонок Ли?..
Вы, кажется, потом любили португальца,
А может быть, с малайцем Вы ушли.
В последний раз я видел Вас так близко.
В пролеты улиц Вас умчал авто.
Мне снилось, что теперь в притонах Сан-Франциско
Лиловый негр Вам подает манто.
Одним жестом, скупым и выразительным, артист передавал драматизм своего положения и иронию к самому себе:
Ах, где же Вы, мой маленький креольчик,
Мой смуглый принц с Антильских островов,
Мой маленький китайский колокольчик,
Капризный, как дитя, как песенка без слов?
Такой беспомощный, как дикий одуванчик,
Такой изысканный, изящный и простой,
Как пуст без Вас мой старый балаганчик,
Как бледен Ваш Пьеро, как плачет он порой!
Куда же Вы ушли, мой маленький креольчик,
Мой смуглый принц с Антильских островов,
Мой маленький китайский колокольчик,
Капризный, как дитя, как песенка без слов?..
А вот ещё:
Ваши пальцы пахнут ладаном
И в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо Вам,
Ничего теперь не жаль...
Эти строки Александр Вертинский посвятил тоже Вере Холодной,
женщине, в которую он был безнадежно влюблен.
Они оказались пророческими. Многие считают, что это посвящение было посмертным.
Но вот что писал сам Александр Вертинский: "Я многие свои новые песни посвящал ей. Как-то, помню, принес ей показать свою последнюю вещь, называлась она "Ваши пальцы пахнут ладаном".
Я уже отдавал ее издателю в печать и, как всегда, посвятил Холодной.
Когда я прочел ей текст песни, она замахала на меня руками:
- Что вы сделали! Не надо! Не надо! Не хочу! Чтобы я лежала в гробу! Ни за что!
Она страшно разволновалась:
- Это смерть! Снимите сейчас же посвящение!
Помню, я немножко даже обиделся. Вещь была довольно удачная, на мой взгляд, и меня удивило ее предубеждение и оскорбило до какой-то степени. Я снял посвящение.
Потом, через несколько лет, когда я пел в Ростове-на-Дону, как-то в номер гостиницы, где я остановился, подали телеграмму из Одессы: "Умерла Вера Холодная"... Рукописи моих романсов лежали передо мной на столе.
Издатель сидел напротив меня, я вынул "Ваши пальцы пахнут ладаном" из этой пачки, перечел текст и надписал: "Королеве экрана - Вере Холодной".
Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.
И когда Весенней Вестницей
Вы пойдете в синий край,
Сам Господь по белой лестнице
Поведет Вас в светлый рай.
Тихо шепчет дьякон седенький,
За поклоном бьет поклон
И метет бородкой реденькой
Вековую пыль с икон.
Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.
Это был реквием их несостоявшейся любви, который Вертинский исполнял всю жизнь.
Его услышали на трех континентах, им восхищались Шаляпин и Качалов, великие князья и принц Уэльский. Он пел о героине из сказки — Вере Холодной - «изысканной, изящной и простой». И незабвенной.
"АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ " Документальный фильм.
Полагаю, что песня " ваши пальцы пахнут ладаном" в другой оранжировке и другом исполнении вполне может стать супер. Очень напевная и душевная песня. Только нужно почувствовать ее и петь от всей души.
Да, да, именно от всей души, а не от половины, четверти или трети души, как умудряются иные артисты. А некоторые исполнители вообще уклоняются и филонят и вкладывают в исполнение менее 10% и даже, бывают случаи, менее 5% души. Ветераны сцены рассказывают, что был один такой жадноватый певец (латентный еврей, кстати), который ухитрялся вкладывать в своё исполнение менее 1% (!) своей еврейской души. Вот и не верь потом в еврейскую жадность.
Считаю, что оплачивать такое исполнение надо соответственно: сколько процентов души вложил, столько же процентов от полной ставки получи и не жалуйся потом. Надо, в конце концов, что-то с такими артистами делать.
Марк, как только Вы это чудище терпите?
Словосочетание "реквием любви" режет слух и глаз, лично у меня оно вызывает дискомфорт. Реквием (заупокойная служба) может быть ПО любви, ПО кому-то, ПО чему-то.
Призываю всех русских и не-русских уважать русский язык.
говорим по-русски
РЕКВИЕМ И ПАНИХИДА
Даже люди далекие от музыки слышали легенду о том, как Моцарт написал когда-то свой великий "Реквием": как пришел к нему незнакомец, весь в черном, заказал композитору реквием, тот из последних сил сочинял, но уже знал, чувствовал, что пишет эту музыку для себя, на смерть себе самому... Так и не дописал, реквием закончили ученики. Великий композитор, великая музыка, великая загадка.
Мы же сейчас - о самом слове "реквием". У тех, кто его слышит или произносит, часто возникают вопросы: как лучше сказать - реквием кому-то? Реквием по кому-то? Реквием на что-то - на конец, на смерть? Какой вариант выбрать, чтобы слово "реквием", такое мрачно-торжественное, такое красивое, оказалось в правильном окружении?
"Реквием" - заупокойное католическое богослужение. Таково первое значение этого слова, которое происходит от латинского requiem (это винительный падеж от слова requies - покой, успокоение). Второе значение реквиема - как раз то, что знакомо нам с вами куда больше: музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром. "Реквием" Моцарта - пожалуй, самое знаменитое произведение такого жанра.
Так как же все-таки сказать - реквием кому-то? Реквием по кому-то? Или реквием на смерть такого-то?
Хочу успокоить тех, кто боится сделать выбор: в данном случае подойдет любой вариант. Как вам больше нравится, так и говорите. Реквием погибшим. Реквием по погибшим. Реквием на смерть героя. Никаких ограничений!
Надо сказать, что слово "реквием" по своему значению похоже на слово "панихида", которое используется православными. "Панихида", как и "реквием", - церковная служба по умершему. От греческого pannychida (а оно от pannychis - всенощная). В случае с панихидой, правда, только один вариант: панихида по кому-то. Нельзя сказать "панихида умершим" - только "панихида по умершим".
В отличие от "реквиема", с которым, как я уже упомянула, любой из вариантов годится.
Марина Королева
"Российская газета" - Неделя №4406
http://www.rg.ru/2007/07/06/rekviem.html
Сергей, дело совсем не в том, что в данном случае Вы оказались не правы. В большинстве случаев Вы как раз правы. Дело в другом, Вы постоянно сосредоточиваете внимание на мелочах, которые, конечно, тоже важны, но при этом содержание, смысл постов оказывается вне поля Вашего зрения. Здесь букву пропустил, а здесь написал лишнюю, применил неверную, как Вам кажется, грамматическую форму - какая-то "ловля блох", "выискивание соринок в чужом глазу". А для таких гигантов, как Набоков, Вертинский у Вас слов не нашлось, Вы их как бы не приметили. Прямо, как в басне И.А. Крылова "Любопытный".
«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —
«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
Всё видел, высмотрел; от удивленья,
Поверишь ли, не станет ни уменья
Пересказать тебе, ни сил.
Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа таровата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни, как изумруд, другие, как коралл!
Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!» —
«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!
Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —
«Да разве там он?» — «Там».— «Ну, братец, виноват:
Слона-то я и не приметил».
Марк! Басня Крылова здесь ни к селу, ни к городу, ни в Красную армию. Незачёт!
Набоков - слишком важный для меня писатель, чтобы поминать его всуе, то есть писать о нём просто какой-то необязательный комментарий. А писать что-то серьёзно не считаю нужным, в данном случае. Вы ведь ничего о нём не написали, ни единого слова, а просто взяли и скопипастили чужой текст. Вы, Марк, здесь не уделили Владимиру Набокову и 3 минут своей жизни, а хотите, чтобы я потратил приличное время на обдумывание и написание серьёзного комментария к "Вашему" посту.
О ловле блох. Можете называть моё сосредоточение внимания на мелочах "ловлей блох" или как угодно, но лично мне блохи мешают читать, для меня это отнюдь не мелочи. Если Вам с блохами жить нормально, то поздравляю Вас, доктор Каганцов!
Фаина Раневская (еврейка, кстати, если что) ошибки в письме сравнивала с клопами на белой блузке. Так вот, если Вам с блохами и клопами жить комфортно и вообще ништяк, то ещё раз Вас поздравляю, доктор Каганцов!
Это было давно, так давно, что кажется сказкой.
Я слушала Александра Вертинского. Впечатление
огромное, мы - совсем юные. Это из таких моментов
жизни, которые не забываютя.
"Мне шестнадцать и ей шестнадцать..."
Спасибо, Марк, за прекрасный пост, который всколыхнул былое...