Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Первый израильский музыкант в СССР

Первый израильский музыкант в СССР

Марк Каганцов
Марк Каганцов
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

1963 год. Некогда дружеские отношения между не так давно рожденным Израилем и СССР становятся все холоднее. В Советский Союз впервые в истории приглашают на гастроли израильского музыканта — в рамках международного обмена культурными ценностями. Музыкант — скрипач Иври Гитлис, к тому времени уже признанный во всем мире.
Событие по своему масштабу невероятное. Девять концертов в пяти городах СССР: Вильнюс, Киев, Одесса, Ленинград, Москва. Еврейское телеграфное агентство сообщает о четырехкратном вызове на бис в Литве. О заключительном концерте в Москве пишет New York Times. Публика не походит на завсегдатаев Консерватории, передают корреспонденты «специально» для американского издания, в основном в зале евреи и скрипачи. После — на этот раз — восьми вызовов на бис, во время которых звучит и израильская народная песня, они спешат пожать музыканту руку.
На уровне официального культурного обмена все прекрасно. Вот только вне рамок концерта даже друзья-музыканты, с которыми израильский скрипач неоднократно встречался во время заграничных выступлений, не могут позволить себе пригласить его домой. «Тогда, если хотели поговорить, приглашали друг друга на прогулку, иначе в разговоре могли принять участие не только вы», — смеется Иври Гитлис через пятьдесят лет после того первого тура в СССР. Благодарные аплодисменты и пожатие руки — это все, что тогда могли позволить себе зрители. «Все было написано в их глазах, все было понятно без слов», — вспоминает 91-летний
Гитлис в интервью Jewish.ru.
Музыка Чайковского, звучавшая в нем во время того, первого в жизни, полета в СССР, оказалась не совсем созвучна московской милиции, встретившей Иври Гитлиса в аэропорту. И все же Россия до сих пор остается той страной, куда он хочет возвращаться снова и возвращался не раз. «Россия существовала до нас и будет существовать после нас, — говорит он. — Ничто не остается прежним, но есть определенные основы, определенные цвета, ощущения, образ мыслей, которые, я уверен, живы и сегодня».
Россия, музыка, Израиль — три вещи, которые не оставляют его равнодушным. Говорят, еще женщины... Но все, в конце концов, становится неразделимым.
Его родители были родом из Каменец-Подольского, в то время — части Российской империи. Они оказались среди первых семей, приехавших в Палестину. Они не бежали, они ехали строить новую страну — «старый новый дом для своего народа». Его мать была одной из пяти сестер, все они перебрались в будущий Израиль. Иври Гитлис родился в Хайфе, но все его детство было проникнуто привезенной с собой атмосферой России, которой продолжала жить семья и которая стала частью его на всю жизнь.
Русская музыка, русская душа, русский язык, русская атмосфера — все сыграло свою роль. Он помнит русские песни, которые пела ему в детстве мама. Он помнит истории о России, которые рассказывали ему родители, в том числе о погромах, о том, как его матери удалось выжить благодаря тому, что она умела быстро бегать. Но помнит он и о том, какое сопротивление оказали русские нацистам во время Второй мировой. Россия — это родители, это детство, это семья, это появившиеся позже друзья. Вот почему его сердце так сильно билось во время того первого полета, когда Гитлис был отправлен в СССР «для улучшения отношений».
Тогда, пятьдесят лет назад, особенное впечатление произвел на него концерт в Ленинградской филармонии — то, как принимал его зал, и то, какое значение имел этот город в мире музыке. В тот вечер он играл с симфоническим оркестром Филармонии под управлением Карла Элиасберга и исполнил концерты Чайковского и Сибелиуса.
Ностальгию по тому вечеру он испытывает и сегодня.
Не всем понятна его манера игры, но каждому ясно, что для таланта не существует правил, а привычные стандарты красоты здесь не имеют значения. «Музыкант до кончиков пальцев, наделенный даром придавать каждому звуку силу, которая заставляет вас слушать — с восторгом, восхищением или ужасом», — писали о нем журналисты.
Свою первую скрипку он получил в подарок в пять лет, в десять — дал первый концерт, а в тринадцать — с успехом окончил Парижскую консерваторию, куда уехал учиться по приглашению скрипача Бронислава Губермана. Его учителями были Жорж Энеску и Жак Тибо. Он играл на лучших сценах и выступал с самыми престижными оркестрами мира. Он был первой скрипкой Венского филармонического оркестра. Полную свободу самовыражения ему давали и многие кинорежиссеры — от Шлендорфа и Трюффо до Зигфрида. Он даже снялся в фильме «The Rolling Stones: Rock'n roll Circus», где сыграл джем-сейшн с Эриком Клэптоном и Джоном Ленноном.
«Ищите в себе мужество быть собой, рисковать, а не копировать свое или чье-либо исполнение. Умейте чувствовать ваш внутренний слух — это то, что напрямую связано с вашим сердцем и душой. Внутренний слух говорит вам о том, что вы чувствуете. Он — это вы! То, чего вы не чувствуете, — не относится к вам, — обращается Иври Гитлис к молодым музыкантам в своей книге «Душа и струна». — Помните, что прекрасная “фальшивая” нота Крейслера, Тибо, Казальса или Марии Каллас стоит намного больше предположительно правильно взятых нот, а клинически выверенная манера исполнения — не всегда признак хорошего здоровья!»
Иври Гитлис жил и выступал во многих странах, долгие годы он провел во Франции, где продолжает жить и сейчас, но паспорт у него один — израильский. Париж он называет своего рода портом. Многим израильским музыкантам приходится жить в других странах просто потому, что Европа не так близко, чтобы каждый вечер можно было спокойно попасть на концерт в Вене, Лондоне или Берлине.
…Запланированный на 8 декабря 2013 года концерт в Санкт-Петербургской филармонии был отменен всего за несколько дней. На этот раз Иври Гитлис должен был выступить со своими друзьями. Юбилейный концерт, который они хотели организовать для него, не состоялся — по причине «плохо организованной рекламной кампании» и непроданных билетов...
«Играйте так, словно вы находитесь в процессе воссоздания самой музыки, возрождая ее к жизни здесь и сейчас, используя весь накопленный вами опыт. Музыка подобна жизни. Это результат миллионов лет, это одновременно вы и весь мир. Это сочетание вечного и эфемерного...» — живите так, словно вы исполняете музыку.

Материал подготовила Анастасия Хорохонова

http://www.jewish.ru/style/music/2014/01/news994322644.php

Люди, которые обнимают. Трейлер '2013'. HD

В главных ролях:
Эрик Элмоснино
Лу де Лааж
Кад Мерад
Клара Понсо
Макс Бублиль
Моника Беллуччи
Иври Гитлис
Валери Боннетон
Сильви Вартан
Бруно Абрахам-Кремер

Материалы по теме
Мнение
24 марта
Евгений Гаврилов
Евгений Гаврилов
Вечная память каждому, чья жизнь оборвалась
Мнение
31 июля
Валентина Кривозуб
Валентина Кривозуб
Как вопросы экологии стали вопросами политическими
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме