24 января Народной артистке РСФСР Людмиле Савельевой исполняется 72. Но большинство зрителей помнит ее совсем юной — широкую известность актрисе принесла роль Наташи Ростовой в «Войне и мире» Сергея Бондарчука.
Смоктуновский плакал
Американцам тогда всё же удалось обогнать СССР — они сняли свою экранизацию «Войны и мира» Льва Толстого в 1956-м, а у наших ещё даже сценария готового не было. Руководство КПСС поставило задачу: «Снять лучше!» Фильм-«реванш» поручили Сергею Бондарчуку.
Для фильма собрали лучший актёрский состав. Но одной из самых главных загвоздок стала... Наташа Ростова. Бондарчук никак не мог найти подходящую актрису. Пробовал признанных красавиц — и Вертинскую, и Кустинскую, и Фатееву. Всё не то! И тогда помощница режиссёра предложила посмотреть «одну балерину». А у Бондарчука по поводу балетных было стойкое предубеждение: актрисы из них никудышные, да и балетное искусство он как-то не жаловал. Однако вконец отчаявшийся Бондарчук согласился и на балерину. Но, увидев Савельеву возле съёмочного павильона «Мосфильма», тут же пожалел об этом. Перед ним стояла маленькая хрупкая блондинка, которая ну никак не ассоциировалась с образом Наташи Ростовой. «И кого вы привели?!» — воскликнул мэтр.
После проб Люся отправилась в родной Ленинград ждать решения кинематографистов. Через несколько дней принесли телеграмму: «Поздравляем Наташу!»
«Войну и мир» снимали 5 лет. Первое время Людмила разрывалась между двумя городами: с балетных спектаклей мчалась на поезд в Москву, с вокзала, не заезжая в гостиницу, — на съёмки. Такой график даром не прошёл — актриса несколько раз падала в обморок прямо на площадке. Возможно, сказалось и голодное детство — Люда ведь родилась в блокадном Ленинграде. Чтобы малышка не умерла от истощения, её приходилось кормить... столярным клеем. Шоколадку впервые в жизни Люда попробовала в 3 года. И попала в больницу с тяжелейшим пищевым отравлением: её организм просто не умел переваривать такие деликатесы... Когда обмороки стали случаться и в репетиционном зале Мариинки, Людмиле пришлось сделать выбор. Балет остался в прошлом.
Бондарчука часто за глаза называли деспотом, непримиримым, но Людмила научилась с ним договариваться. Она объяснила мэтру, что репетициями заниматься не намерена, так как после нескольких повторений одного и того же у неё, непрофессиональной актрисы, пропадает естественность. И мэтр даже не поспорил. А на одном из просмотров неожиданно заявил: «А ты, Люсенька, играешь лучше меня! Поедешь в Италию с отснятым материалом».
Заграница встретила Людмилу Савельеву с распростёртыми объятиями. Легендарные Федерико Феллини и Джульетта Мазина выражали ей своё восхищение. Именно Савельевой доверили получить главную мировую кинематографическую награду — «Оскар». Газеты и журналы выходили с портретом хрупкой русской балерины на обложках. В Европе случился настоящий бум — многие мамы называли своих новорождённых дочек Наташами. Итальянский режиссёр Витторио Де Сика заявил журналистам, что хотел бы видеть Савельеву в своей картине «Подсолнухи». Так русская Людмила попала на одну съёмочную площадку с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. А затем уже со всей съёмочной группой отправилась представлять заморскую картину в Японию.
Семья навсегда
«Война и мир» сыграла решающую роль и в личной жизни Людмилы Савельевой. Во время съёмок первого бала Наташи Ростовой у неё начался роман с Александром Збруевым. «Я была влюблена в Сашу ещё с тех пор, как вышел фильм «Мой младший брат», — признавалась актриса. Збруев же потерял голову, когда увидел Людмилу на «Мосфильме» в гриме Наташи Ростовой. «В Саше всегда было эдакое мальчишеское озорство, чем он меня и покорил, — рассказывала Людмила Савельева. — Я же в те времена была совершенно романтичной барышней, которая верила в сказочную любовь».
Людмила всегда признавалась, что к быту она совершенно не приспособлена, порядок наводить любит, но вот готовить совсем не умеет. Хорошо, с мужем повезло — он из всех блюд предпочитает картошку с тушёнкой. Збруев никогда не упрекал жену в отсутствии кулинарного таланта, она же любила мужа таким, какой он есть. «Семья для меня стала центром жизни, как у моей Наташи», — говорила Савельева.Но в 1990-х гг. в актёрской среде поползли слухи об измене Збруева и нарушили семейную идиллию. Первая жена Александра, Валентина Малявина, заявляла: «Саша — хороший человек, но он запутался в своих женщинах»... Говорят, Людмила Савельева узнала о другой женщине — Елене Шаниной, звезде «Ленкома», знаменитой Кончите из «Юноны» и «Авось» — тогда, когда та была уже беременна от Збруева. Савельева публичных скандалов не устраивала — предпочла сохранить семью. Супруги смогли договориться, но после этой истории Савельева не хочет больше ни с кем обсуждать ни свою работу, ни свою жизнь. Внебрачной дочери Александр не дал свою фамилию — она не Збруева, а Шанина. Сегодня Савельева по-прежнему сосредоточена в основном на своей семейной жизни, в кино соглашается сниматься крайне редко. Когда у неё спрашивают, как Збруев общается с другой своей дочерью, Татьяной, Савельева отвечает: «У него одна семья. И дочь у нас одна — Наташа. Про других я ничего не знаю»...
Спасибо за рассказ, Марк!
Это замечательный фильм, один из самых лучших.
Вот возьму с полки и посмотрю ещё раз.
Это лучше, чем смотреть всякое барахло по телеку.
:)