900 дней во имя жизни
27 января Россия отмечает 70 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. В самом городе-герое и в других российских городах пройдут памятные вечера, встречи ветеранов, концерты, откроются выставки. На 5-м канале будет показан фильм «Блокада Ленинграда» телеведущего Кирилла Набутова (его отец, спортивный комментатор Виктор Набутов, был участником легендарного футбольного матча в осажденном городе 31 мая 1942 г.). Несмотря на многочисленные исторические исследования, свидетельства очевидцев (в одной только Москве сейчас проживает порядка 5 тысяч бывших блокадников и столько же в других городах Центрального федерального округа), блокада остается одной из самых закрытых страниц военной истории.
872 мучительных дня стоили городу 1,5 миллионов жизней. В одном только феврале 1942 года по официальной статистике умерло более 200 тысяч ленинградцев. Несмотря на кошмар удушающей блокады, голод, холод, осажденный город продолжал жить. Борьба ленинградцев за жизнь родного города равносильна подвигу. В городе, несмотря на блокаду, продолжалась культурная, интеллектуальная жизнь - были открыты учебные заведения, театры и кинотеатры; музыканты и певцы из последних сил играли концерты. Продолжали работать несколько театров, в музыкальном театре не прекращал свою работу лекторий, работало Ленинградское радио, в августе 1942 года была вновь открыта городская филармония, где стали регулярно исполнять классическую музыку.
Обычно, вспоминая подвиги блокадников, вспоминают работниц завода «Севкабель», голыми руками сплетавших кабель, который тянули по Ладожскому озеру к Волховской ГЭС. Или сотрудников Института растениеводства, одного за другим уходивших из жизни, но так и не притронувшихся к огромному семенному и зерновому фонду в несколько тонн. Или работников ленинградского зоопарка, гревших воду и обтиравших ей бегемота, который, благодаря им, пережил блокаду, не умер от холода и голода - голодая сами, бегемота ухитрялись кормить… При этом как-то забывают о том, что поведение многих музыкальных деятелей-ленинградцев тоже вполне можно назвать подвижническим. К началу блокады 8 сентября 1941 года немало музыкантов и композиторов по призыву или добровольно ушли на фронт, многие были эвакуированы, но значительная их часть оставалась в Ленинграде. Каждый из них не просто боролся за собственное выживание, но поддерживал соотечественников, по мере сил участвуя в концертах, выступая в воинских частях, на Ленинградском радио, ни на один день не прекращавшем вещание.. 1 февраля 1942 года состоялась радиопремьера «Снегурочки» Чайковского - певцы пели на сцене, облокотившись на пульты, ноги уже не держали. Музыканты-духовики уже не могли играть - не хватало дыхания, а хор пел, и «Снегурочка» пошла не под оркестр, а под рояль… Музыканты, наравне с другими блокадниками, терпели муки голода и холода, уходили из жизни, однако до последнего вздоха пытались поддерживать музыкальное искусство, творили, роняя перо из ослабевших рук, создавая музыку, ставшую летописью героического сопротивления надвигающейся гибели.
Музыкальным символом блокады стал Дмитрий Шостакович со своей Седьмой симфонией «Ленинград» («Героической»), впервые исполненной 9 августа 1942 года в филармонии оркестром ленинградского радиокомитета под руководством Карла Элиасберга. В ноябре 1941 года в Ленинграде была впервые исполнена «Поэма о Сталине» Арама Хачатуряна. Этим, пожалуй, исчерпывается представление рядового россиянина о «блокадной музыке». Если творчество писателей и поэтов-блокадников достаточно хорошо известно читателю, то музыкальные партитуры, появившиеся в страшные блокадные дни, практически неизвестны аудитории - они либо были утеряны и не сохранились, либо не были найдены после возвращения в город мирной жизни, либо были вывезены за границу или вообще в неизвестном направлении. По дошедшим до наших дней свидетельствам, признаниям самих композиторов многие из них пустили записанные из последних сил ноты на растопку печей-буржуек… Абсолютное большинство произведений, родившихся в Ленинграде, скованном блокадой, никогда не исполнялось, некоторые исполнялись однократно и потом предавались забвению.
Восстановить историческую справедливость взялась группа артистов-энтузиастов, поставивших перед собой задачу вернуть российской публике музыкальное достояние Ленинграда военных лет. На днях в Москве был представлен уникальный проект «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» - коллектив музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов, историков и архивистов при поддержке благотворительного фонда «Классика» в течение года разыскивал по всему миру партитуры музыкальных произведений, написанных композиторами-ленинградцами в блокадном городе, собирал их по страничкам, возвращал из-за границы, готовил к концертному исполнению. В сжатые сроки была проведена грандиозная научно-исследовательская, архивная, музыковедческая, реконструкторская работа, итоги которой будут представлены в эти январские дни.
31 января в Колонном зале Дома Союзов при поддержке Правительства Санкт-Петербурга и Правительства Москвы состоится премьера благотворительного концерта-спектакля «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни». Слушателями концерта, помимо обычных зрителей, станут бывшие блокадники, которым посчастливилось дожить до сегодняшних дней. В течение ближайшего года будут организованы гастроли в столицах федеральных округов, и завершающий концерт состоится в Санкт-Петербургской государственной филармонии. К исполнению возрожденных к жизни произведений будут привлечены лучшие российские солисты, оркестры, хоровые коллективы.
В благотворительном концерте в Москве планируют принять участие: симфонический оркестр из Санкт-Петербурга, Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова, ансамбль песни и пляски им. В.С.Локтева, хор Московского Сретенского монастыря, выступят ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, народный артист России Михаил Гантварг, народный артист России Юрий Лаптев, одна из самых ярких молодых пианисток мирового уровня Екатерина Мечетина и многие другие.
«Любая историческая трагедия со временем уходит в прошлое, перестает быть живой. Информация остается, а эмоциональная составляющая стирается. Хотелось бы восстановить справедливость и вернуть близость, сопричастность нашего народа с годами блокады, а так же увековечить память сильных духом творцов, выживших за счет веры, надежды и любви к своему Отечеству и музыкальной культуре», - говорит художественный руководитель проекта, народный артист России Юрий Лаптев, - «Мы постарались создать атмосферу блокадного Ленинграда, чтобы у каждого зрителя появилось чувство сопереживания, возможности ощутить пульс города-героя. Чтобы зритель, покидая зал, слышал метроном сердец ленинградцев».
Кусочек творческого коллектива: архивист Лариса Миллер, худрук Государственного академического русского хора им. А.В.Свешникова Евгений Волков, композитор Алексей Рыбников, руководитель Представительства Правительства Санкт-Петербурга в Москве Николай Буханцов, художественный руководитель проекта, народный артист России Юрий Лаптев
О кропотливой работе по розыску и восстановлению забытых партитур рассказала заведующая отделом рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории Тамара Сквирская. Сохранившиеся нотные листы и тетради сегодня были разбросаны по архивам не только российских городов, многие попали за границу. Сын композитора-блокадника Василия Калафати, ученика Н.Римского-Корсакова и И.Стравинского, вывез большой архив отца в Грецию - архив неоднократно перепродавался и теперь осел на острове Керкира, где и был найден архивистами – инициаторами проекта.
За год были пересмотрены сотни печатных и рукописных нотных страниц в десятках библиотек, архивах, частных собраниях и коллекциях. «Работая над концертом, - говорит музыкальный руководитель проекта, худрук Государственного академического русского хора им. А.В.Свешникова Евгений Волков, - наша команда погрузилась в нетронутый мир музыки блокадного Ленинграда… Для профессионалов и любителей музыки событие уникально обилием высококлассного и малоизвестного материала…» На концерте прозвучит «Героический партизанский марш» Александра Каменского, прожившего всю блокаду в бомбоубежище театра имени Пушкина и давшего свыше 500 (!!!) концертов за 872 блокадных дня. Такой ритм не каждый здоровый человек в обычной житейской ситуации выдержит, чего уж говорить о полупрозрачных от голода людях… Были разысканы рукописи забытой сегодня первой русской профессиональной женщины-композитора Юлии Вейсберг, автора детских песен и опер невестки и ученицы Н.Римского-Корсакова, ученицы Энгельберта Хампердинка, погибшей в блокаду вместе с сыном.
Что ещё войдет в концертную программу?
Могу поклясться, что мало кто из вас слышал кантату Д.Шостаковича «Клятва наркому» - написанная сразу после 22 июня 1941 года, после войны она практически не исполнялась.
Увертюра и несколько сцен к опере «Ленинградцы» Валериана Богданова-Березовского - мировая премьера, ранее полностью не оркестровалась и не исполнялась. Скрипичный концерт этого же композитора исполнит Михаил Гантварг.
Произведения Валерия Желобинского, умершего совсем молодым сразу после войны, были забыты и не исполнялись, так что тоже услышите впервые.
А вот Борис Гольц, хоть и умер от голода в блокаду 29-летним, успел стать фантастически популярным - его песни даже печатались на почтовых открытках. После войны его музыку играть перестали.
Легендарный Николай Мясковский, композитор и революционер, прошедший сапером Первую мировую, переживший голод 20-х и блокаду, перед войной пишет кантату «Киров с нами». Наверху произведение не оценили, но в народе кантата произвела фурор, всю войну исполнялась по радио, в передвижных агитбригадах. После войны её тоже исполнять перестали, но плодовитый композитор не обращает на это внимания…
Особняком стоит творчество Бориса Асафьева, в последний год жизни избранного председателем Союза Композиторов СССР. В годы блокады обратившись к Богу, пишет цикл духовных хоров», один из которых - «Святый Боже» - будет исполнен на концерте. Вот как Асафьев описывает тот период и своё творчество тогда:
«…декабрь брал свое, а с ним и холод и голод, а за ними страшная тьма. Александрийский театр замерзал.
Все чаще и чаще потухал свет. Система отопления стала…. Смертные случаи участились. А работать хотелось, как никогда…. Самочувствие мое и моей семьи стало сдавать…. В пищу были введены жмыхи: они оказались злейшими врагами. Но кипяток пока был. Тогда решили побольше лежать, чтобы сохранить тепло в себе и обходиться без лишнего света. Лежа во тьме, я пробовал сочинять музыку, применяя мои опыты слагания тем-интонаций в живые формы устной музыки. Приходили тексты с фронта, рос спрос на песни, наконец, удалось найти среди знакомых и слушателей моих учеников. Творчество песен отвлекало от тяжких ощущений слабеющего организма. В моменты появления света я стал записывать мысли об интонации, почти афористически, спеша схватить их, как светящиеся в мозгу точки.
Январь свирепел. Но с бомбежками стало тише. И вообще настала тишина. По улицам скорбным потоком тянулись саночки и тележки с окутанными, как мумии, трупами. Надо было беречь волю и только волю. Организм возжелал сна….
Опять тьма, опять холод, не помню сколько времени. Сердце уже стало уходить, и вдруг в мозгу возникла музыка, и среди полного отсутствия различия, — живем ли мы днем или ночью, помню, я начал сочинять симфонию «смен времен года» вокруг быта русского крестьянства….
Вскоре мы перебрались из тьмы в помещение Института театра и музыки, на площади у Исаакия. Нас вывез из театра ночью на саночках и буквально спас покойный теперь директор Института, незабвенный Алексей Иванович Маширов….»
Автор фильма "Блокада Ленинграда" Кирилл Набутов
Прозвучит в Колонном зале и блокадная поэзия, отрывки из дневников, будет показана кинохроника, прозвучат фрагменты передач Ленинградского радио тех лет, воспоминания музыкантов – свидетелей и участников обороны северной столицы.
Кроме того, специально к торжественной дате благотворительный фонд "Классика" подготовил издание книги "Дети блокадного Ленинграда", которая будет преподнесена в дар всем зрителям концерта.
Искренне надеюсь, что гастрольный тур программы «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» привлечет внимание не только профессиональных музыковедов, искусствоведов, журналистов и чиновников, но прежде всего, школьников, студентов, черпающих свои знания о блокаде из скупых строчек школьных учебников. Инициаторы просветительского проекта сделали великое дело, и низкий поклон им за это.
Ощутить масштабы позволяет Пискаревское кладбище. На сравнительно небольшом участке погребено свыше 470 тысяч человек. Все они любили жизнь и хотели жить. Никто не хотел умирать. Только на месте, но этих могилах чувствуешь, что это такое. Всегда стараюсь побывать там, если приезжаю в Питер. Хожу, читаю фамилии. Много коми фамилий и производных из коми слов. И почему - то потом после ухода, ощущаю прилив сил, словно мертвые помогают. Я атеист, и объяснить это не могу. Посещение кладбища дает прилив сил.
Большая вина в этой ужасной трагедии лежит на бывших партруководителях Ленинграда, которые приказали вывозить железо, станки и запретили вывозить людей. Хорошо об этом писал Даниил Гранин, задавая жесткие и прямые вопросы.