Музыка странствий
Если о месте рождения Гомера спорили семь городов, то о происхождении группы «Ой ва вой» спорят несколько стран. В аудиомагазинах ее диски можно найти в разных разделах – то в рок/поп, то в электронной музыке, то в разделе world music. Говорят, их диски даже видели в разделе израильской музыки. Невозможная, казалось бы, смесь авангардного джаза, хип-хопа, рока, «драмм энд басс» (D&B), традиционных восточно-европейских мотивов и особенно клезмерской музыки неожиданно преобразуется в интересный сплав этно-дэнса. Да еще тексты на разных языках, включая болгарский, иврит, идиш и венгерский, добавляют творчеству группы космополитический, еврейско-цыганский колорит.
Так кто же они?
Несомненно, что базирующаяся в Лондоне группа «Ой ва вой» – британская, но …
«Это наши, россияне», - писала редактор Звуки.ру и горячо рекомендовала посетить концерт группы во время их прошлых московских гастролей и прослушать их первый диск с очень еврейским названием «Смех сквозь слезы» (Laughter Through Tears ). Даже не зная о советском происхождении некоторых участников, стоит лишь услышать еврейско-балкано-цыганские мотивы их музыки, чтобы понять, почему группа чувствует себя в Москве, как дома.
Свои «Ой ва вой» и в Украине, где участники группы занимались исследованием клезмерского наследия, а с группой «Харьков клезмер бенд» выступили на лондонском «Клезмер-фесте» в 2001 году.
Своими считают «Ой ва вой» и в Израиле. Ну как же! Фамилии Соломон, Леви, Амар… некоторые были в киббуце… мама солистки родилась в Крайот под Хайфой… драфт последнего диска записали в Израиле, и самое главное – они за идишкайт, что сегодня в Израиле становится крутым и стильным.
«Ой ва вой» не отрицают ни одной из своих родин. В Израиле они были три раза: на гастролях и приезжали сыграть на свадьбе своего трубача Ламеза Ловаса на Мертвом море. Они ценят музыку таких разных израильских артистов, как Идана Рейхеля и Эхуда Баная, хотя, по словам участников группы, немного мешает то, что слова не понятны.
Впрочем, «Ой ва вой» исполняют свои произведения на разных языках, которыми не владеют, если их смысл им нравится. «Разноязычные песни передают близкий нам дух странствий, - говорит солист Стивен Леви, - как у евреев или цыган, кочующих с места на место и вобравших в себя мелодии многих народов».
Израиль, как и Россию, «умом не понять, мерой не измерить». Для участников «Ой ва вой» многое в этой стране удивительно и непонятно:
«Почему такая разница между Тель-Авивом и Иерусалимом? Тель-Авив – веселый типичный средиземноморский город, а в Иерусалиме – тяжесть и огромное напряжение в атмосфере».
«Ехал вчера в автобусе, а там мужик был с огромным ружьем. Понимаю, почему у вас тут много вооруженных военных на улицах. Однако вооружены гражданские (?!) С ружьями на улицах (?!)... Как они не перестреляют друг друга, когда ссорятся!»
"Непонятно, что такое хумус. Это еда или закуска? И почему всякий раз, когда нас приглашают поесть хумус, то обязательно говорят, что именно здесь он самый лучший в Израиле".
Некоторые израильские издания так воодушевились, что назвали «Ой ва вой» хасидским ансамблем. В свое время «Ой ва вой» даже удостоился от местного министерства туризма титула «Посланник израильской культуры». В эпоху антиизраильских протестов и бойкотов в Великобритании группа смогла показать британцам иной, более привлекательный Израиль.
Есть у группы и более экзотические корни. Они начали свой творческий путь в 2002 году диском Digital Folklore, о котором рецензент «Нью-Йорк Таймс» сказал, что если бы The Massive Attack были клезмерами, то они были бы «Ой ва вой». Группа начала свой путь в британском лейбле «Оуткаст», специализирующемся на южно-азиатской музыке «Asian underground». Лейбл этот пользуется огромной популярностью у второго поколения эмигрантов из Индии, Пакистана, Шри-Ланки, Бангладеша. Они высоко оценили потенциал «Ой ва вой», хотя общим с такой музыкой, как Badmarsh&Shri или Nitin Sawhey, было только сочетание современного рока с традиционными мелодиями. «Все равно, как фаршированная рыба гэфилтэ фиш и индийская чикн-тика» - пошутили в одном музыкальном ревю.
Группе очень помогло, что в конце 1990-х в моду в клубах Европы и Америки вошли цыганские и балканские мелодии. Успех «Гоголь-борделло» и «Балкан бит бокс» помог и «Ой ва вой», хотя у них нет цыганского панка и «никто не носит усы».
Содружество с «Asian underground» уже исчерпало себя. Группа, похоже, преодолела кризисы и проблемы последних лет, нашла новый лейбл, нового продюсера Майка Спенсера, выпустила новый диск в компании V2, (подразделении «Вирджин»). Диск называется просто «Ой ва вой» и отражает новый этап жизни группы, а также изменения ее состава. Ушли попробовать себя в сольной карьере одна из основателей группы Софи Саломон и певица Кей Ти Танстелл. Танстелл добилась огромного успеха, ее первый диск Eye to the Telescope (2004) разошелся миллионным тиражом. Теперь с группой поет молодая певица Эллис МакЛафлин, которую на сайте группы сравнивают то с ранней Мэрианн Фейтфул, то с Бьорк. Похоже, с последней сегодня сравнивают почти всех женщин-вокалисток.
О еврейском аспекте творчества «Ой ва вой» музыканты говорили в интервью с Даной Кеслер в еженедельном приложении «Галери Плюс» к газете «Хаарец».
Джош Бреслау: «Еврейская музыка для нас – в первую очередь явление культурное, а не религиозное. Мы не еврейская группа, хотя одни из нас – евреи, другие - полуевреи. Мы – музыкальная группа, исследующая еврейскую музыку. Нет разницы между нами и, скажем, группой, работающей под влиянием блюза или афроамериканской музыки».
Творческая философия «Ой ва вой» вполне в духе современных клезморим: «Нам неинтересно исполнять еврейскую музыку в ее первоначальном звучании. Наша идея в том, чтобы на основе традиционной клезмерской или восточно-европейской музыки создавать музыку современную».
«Ой ва вой» любят играть на свадьбах. «Нам нравится веселить людей. Там мы играем совсем другую музыку. Более традиционную, акустическую, а не электронную».
И еще. Группа «Ой ва вой», несомненно, мамина. Знаете анекдот про местечковую еврейку, впервые в жизни попавшую к гинекологу? Выслушав пациентку, доктор предложил ей пройти за ширму и раздеться.
- Раздеться!? Скажите, доктор, а ваша мама знает, чем вы тут зарабатываете себе на жизнь?
Без вечного еврейского вопроса о том, что думает ваша мама, не обошлась и Дана Кеслер, журналист "Хаарец", бравшая у музыкантов интервью.
Джош Бреслау: «Моя мама любит нас. «Ой ва вой» - важная часть ее жизни, и она ежедневно заходит на наш сайт в Интернете и проверяет, что нового. Зато папа до сих пор смеется всякий раз, когда я упоминаю название группы. Он сам музыкант, работал в 50-60-х годах и довольно чужд еврейской культуре. Ему невдомек, как с таким названием можно достичь успеха. Ему нравится наша музыка, а вот имя наше он считает дурацким».
http://booknik.ru/news/reportaji/muzyka-stranstviyi/
«Oi Va Voi» 13 220 песен
слушать онлайн или скачать mp3
http://ololo.fm/search/Oi+Va+Voi
Клезмер по-гагарински
Популярная лондонская команда «Oi Va Voi» не забывает родные пенаты — 19 и 20 июня коллектив даст два концерта в Иерусалиме и Тель-Авиве.
Группа была образована в 2000 году шестью музыкантами, разносторонний музыкальный опыт которых стал предпосылкой к созданию уникального стиля «Oi Va Voi» — симбиоза традиционной еврейской музыки клезмер и современных музыкальных направлений лондонской клубной сцены, таких, например, как трип-хоп. Лидер группы трубач Лемец Ловас так характеризует стилистику коллектива: «“Massive Attack” с настроением Горана Бреговича — это и есть “Oi Va Voi”».
Пресыщенная танцевальной музыкой девяностых публика приняла группу с самобытным этническим стилем на ура, и команда, начинавшая на маленьких площадках в уютных камерных клубах Великобритании, очень быстро завоевала популярность и начала покорять сердца слушателей от Гластонбери до Нью-Йорка. В 2003 году «Oi Va Voi» получили сразу две награды — «BBC Radio 3 World Music Award» и приз слушателей в номинации «Boundary Crossing» («Перечеркивая границы»), после чего подписала контракт с британским лейблом «Outcaste», выпустившим их первый альбом под названием «Laughter Through Tears» (Смех сквозь слёзы).
Этот диск включил в себя песни на нескольких языках: английском, идиш, ладино и даже узбекском. Для совместной работы над его записью к проекту присоединилась шотландская певица KT Tunstall (Кейт Виктория Танстолл), впоследствии уступившая место лондонской исполнительнице Элис МакЛахлин (Alice McLaughlin).
У каждого члена группы есть свой собственный проект. Одна из основательниц коллектива скрипачка Софи Соломон покинула «Oi Va Voi» в 2005 году, выбрав самостоятельную музыкальную карьеру в Лондонском симфоническом оркестре и заодно выпустив имевший большой успех сольный альбом «Poison Sweet Madeira». По словам кларнетиста Стива Леви, тоже входящего в число «отцов-основателей», второй альбом «Oi Va Voi» с одноименным названием получился более песенным и гораздо больше внимания уделяет текстовой составляющей, в отличие от первого, в основном танцевального, альбома.
Хотя наибольшей известностью группа пользуется в Великобритании, самую высокую радиоротацию она имеет в Германии, а максимальное число слушателей приходится на Израиль (что, впрочем, не удивительно). Специально для израильских слушателей в новом альбоме, выпущенном лейблом «V2», присутствуют бонус-трек на иврите и арабские струнные мелодии в исполнении «Nazareth Orchestra». Российских же слушателей, особенно любителей «Ножиков Chups», Кострова и иже с ними, несомненно порадует песенка «Yuri» о памятнике Гагарину на Ленинском проспекте.
Имя космического первопроходца, кстати, связано с творчеством «Oi Va Voi» довольно тесно — группа регулярно организует в модном лондонском «The Notting Hill Arts Club» вечеринки «Radio Gagarin», в ходе которых музыканты знакомят слушателей в основном с русской и цыганской музыкальной культурой — «Воплями Видоплясова», «Ленинградом» и, конечно же, с собственными песнями. А 12 и 13 июля коллектив выступит с концертами в Санкт-Петербурге и Москве, о чем можно подробнее узнать на официальном сайте группы «Oi-va-voi.com».
Материал подготовила Виктория Прессман
http://www.jewish.ru/culture/events/2007/06/news994249888.php
Вчера была в клубе "16 тон" на концерте группы Oi Va Voi.
Как классифицирует Википедия - "британская world music-группа, играющая в стиле клезмер-клэш".
Но мне проф.характеристики, как правило, мало что говорят, а вот Жека, сказал много - "А послушай ка Oi Va Voi". Послушала. Понравилось. А потом Жека сказал: "Ух ты, а они в пятницу у вас будут в "16 тоннах" выступать". И я пошла в "16 тонн". А Жека сидел в Пятигорске и тихо меня ненавидел.
Но я теперь знаю когда рождается антисемитизм - когда евреи задерживают веселье на час.
Ой, ну какие же они чудесные! А живьем они лучше в миллион раз! В сети не найдете ничего общего с оригиналом. Вот только я ни фига не клаббер.
Я вышла оттуда суррогатной матерью - кто только не обтерся от меня. Я за границы! Мне нужно личное простраство, особенно в минуты экзальтации. И я его до конца охраняла. Пожалуй, я бы смогла быть президентом Армении или Израиля. Не скажу, что жили бы хорошо, но зато на своих 6-ти сотках. И только мы. А при групповом трении, я рискую стать той искрой, которая первая вырвется и на хрен все спалит.
В общем, я в восторге!
Сикстет, в котором у каждого есть простор для индивидуализма. Основная солистка у них, насколько я поняла, сейчас новая - негритянка. Да. Ассимиляция и эксплуатация евреями негров. Так тоже рождается антисемитизм. Но она чудо! Ее надо было непременно ассимилировать и эксплуатнуть. И самое прекрасное в ней - рот. Рот, издающий шикарные звуки, в котором, даже зубы и десны поют. Она ж Иерихонская труба, с пластикой племенной африканки и мелодикой правоверной еврейки!
Кларнетист! За сутки я ссохлась на 2 кг. Это ж натуральный жидо-массонский заговор! И певец, и на дуде игрец, жаль, лишь, шо в другом поле жнец.
А скрипачка! Царица! Я, правда, не очень поняла, иудейская или индийская. Но не важно, главное, что на нас работает.
И что замечательно в ансмбле - каждый исполняет свои сольные номера в совершенно индивидуальной манере. Я бы даже сказала, что у ансамбля отсутствует единообразие. И это прекрасно!
Слушайте! И слышьте! Шалом.
http://rus-kukurus.livejournal.com/25111.html
Клезмер Дэвид Орчэнт: "Я - еврей-русофил"
Екатерина Водопьянова
Клезмеры - это, с одной стороны, что-то наше, родное, национальное. А с другой - кажется, это нечто, давно ставшее достоянием прошлого, но уж никак не настоящего. А вот и нет - живы, живы клезмеры. А некоторые "бьют хвостом", да еще и очень сильно. Вот, например, британские клезмеры "Ой Ва Вой", раньше певшие и игравшие по синагогам, теперь взяли и вышли на большую сцену.
британские клезмеры 'Ой Ва Вой'
Группа, название которой в переводе с идиша означает нечто вроде "Ах, Боже ж мой", в основном составе сформировалась довольно давно - еще в конце славных и лихих 90-х годов прошлого столетия. Тогда же впервые начала гастрольную деятельность. Сейчас музыканты, творчество которых вобрало в себя клезмер и ладино, ашкеназские и сефардские еврейские напевы, колорит Венгрии и народные ритмы стран Восточной Европы, а также современную электронику, приезжают в Израиль. Они дадут три концерта, а затем отбудут в Стамбул - гастрольный график у группы очень плотный. "Ой Ва Вой" - номинанты BBC World Music. Один из участников группы, трубач Дэвид Орчент, помимо всего еще и русофил. Он прекрасно говорит по-русски, который учил и выучил в университете Лидса. Ну, как было не побеседовать с евреем-русофилом из Лондона? Тем более клезмером!
- Я родился в традиционной семье на севере Англии, - рассказывает о себе Дэйв. - Родители верили, что я вырасту приличным еврейским мальчиком-музыкантом. Так в конце концов и получилось. Правда, они надеялись, что я буду заниматься чем-то более серьезным, чем игра в аутентичном ансамбле, но так уж вышло. И я этому рад, если честно. Мне кажется, что музыка - она как чувства. Один раз приблизившись к ней, слившись с ней, попытавшись понять, ее невозможно отпустить. Просто не получится. Так же как один раз влюбившись, ты не можешь больше жить без этого чувства. Это нельзя словами описать. Слова произнесенные обесценивают музыку - как и любовь:
- Дэйв, скажите, а как вы, мальчик из традиционной еврейско-английской семьи, пришли к пониманию того, что нужно учить именно русский язык, а не еще какой-нибудь?
- Не знаю. Как-то само так сложилось. Я много читал в детстве, и однажды наступил такой момент, когда я добрался до русской литературы. И так уж вышло, что, добравшись до нее, не смог остановиться. Понадобилось учить русский - сначала с преподавателями, потом поступил в университет. Потом поехал в Россию и провел нам несколько лет. В провинции.
- Российская глубинка - не для слабых духом:
- Да. Это я в полной мере ощутил на себе. Я жил в Екатеринбурге, бывшем Свердловске. Было здорово и очень познавательно. Там живут очень интересные люди. И сильные. Они не боятся трудностей, и я многому у них научился.
- А сейчас сложно по-русски говорить?
- Да. Несколько труднее, чем раньше, - давно не практиковался. Когда я начал заниматься музыкой более профессионально, то забросил мой русский. Так что извините, если делаю ошибки.
- С чего вы начинали как музыкант?
- Я закончил музыкальную школу, играю на трубе. Играл в синагогах и еврейских оркестрах. Потом практиковался на свадьбах и других мероприятиях. Начал писать музыку. И так как-то довольно долго зарабатывал на жизнь музыкой. Так что можно сказать я - профессиональный музыкант.
- А как вы попали к клезмерам из "Ой Ва Вой"?
- Мы с предыдущей командой играли на фестивале. Много тогда народу собралось. И там были Ник с Джошем (Ник Эммер и Джош Бреслау - отцы-основатели группы "Ой Ва Вой". - Прим. ред.). Они услышали мои репетиции и импровизации на еврейские темы и предложили попробовать записать песню. Потом, спустя какое-то время, мы записали еще несколько композиций. Мне нравились ребята, а им, видимо, понравилось работать со мной. Вот так и получилось, что мы начали работать, все больше и больше играть и гастролировать вместе.
- Если бы вы не стали музыкантом, то на каком поприще искали бы себя?
- Я могу быть только музыкантом и еще раз музыкантом. А вообще у меня еще образование экономиста. Мог бы еще учителем русского языка стать в английской школе, колледже или университете. Мог бы поступить в аспирантуру на кафедру русской славистики и стать ученым: Или, как это слово, - когда литературой занимаешься?
- Литературоведом?
- Да. Вот занимался бы русской литературой. Или в синагоге играл бы. А может, уехал бы в Россию. Но так уж сложилось, что встретил Джоша и Ника. Это было счастьем.
- А что такое счастье?
- Счастье? Ох, какой вопрос вы задали. Непростой. Не знаю я. Да и никто не знает, наверное. У каждого свое оно - счастье. Мне в детстве казалось, что если все дома и все спокойно - то это счастье. Казалось, что счастье - это праздники, когда семья собиралась за столом и все пели, веселились, дарили друг другу подарки. Знаете, такое ощущение детской защищенности, когда ничего не страшно и весь мир перед тобой. Любое начало - счастье. Ведь это так интересно начинать что-то новое. Любовь - счастье. Как бы банально это ни звучало. Заниматься тем, что тебе нравится, и возможность жить так, как тебе нравится, - несомненное счастье. Выйти на улицу весенним днем, и чтоб солнце светило сквозь тучи, и первые листья на деревьях распускались, и залито все светом и зеленью, и цвета такие яркие-яркие - счастье. Доброе что-то делать ближнему - так просто, чтобы ему хорошо было - счастье. Потому что потом такое чувство внутри - как гордость, что ли. Просто жить и радоваться, что живешь, - счастье.
- Тяжело быть евреем в Англии? В смысле антисемитизма последних лет и экстремизма мусульманского, который проповедуют в лондонских мечетях? Как общество воспринимает все это?
- Да нет. Знаете, я на себе этого - ну, того, о чем вы говорите, - ни разу не ощутил. Может быть, это потому, что я не ношу традиционную одежду, может быть, потому, что у меня такая внешность - не ярко выраженная. Мне не приходилось ни разу сталкиваться с тем, чтобы меня кто-то оскорбил или как-то указал на мою национальность. В Англии очень много разных людей, и мультикультурность последнего времени, скорее, раскрепостила общество, до этого довольно-таки мононациональное. Мне нравится то, что происходит сейчас, и я не могу сказать, что отношение к евреям ухудшилось - скорее наоборот. А вообще, здесь не принято выделять людей по национальности. Если ты не носишь каких-то определенных ритуальных одежд, как ортодоксальные евреи или сикхи, то никто и не интересуется тем, кто ты по крови. Будут смотреть на то, какой ты человек.
- А какой вы, Дэйв, человек? Какие у вас в жизни приоритеты?
- Наверное, на первое место все же музыка претендует. Это сейчас самое главное для меня. Вот эти гастроли, потом следующие, альбом нужно закончить. И дальше продолжить работу с "Ой Ва Вой". И еще я недавно джазом увлекся - тоже очень интересное направление. Тут тоже много работы. Путешествия - тоже приоритет. Я очень люблю путешествия и переезды из страны в страну. Который год езжу и все никак не могу удовлетворить эту свою страсть. Мне нравится приезжать в места, где еще не был, и разведывать там все интересное. Люблю природу, семью, друзей. Хотел бы когда-нибудь - не сейчас, возможно, в будущем - создать семью. Чтобы жена и наши дети ездили со мной, и когда я на сцене, чтобы из зала светились любимые глаза. Еще, конечно, хочу русский подучить - чтобы не терять уровень. Ну, и важно для меня еще очень найти свой путь - немножко пафосно звучит, но это важно для человека. Да много всего. Но музыка всего выше.
- Книги любимые?
- Много. Из главных - Керуак, "В дороге". Русские классические авторы - Толстой, Достоевский. Но это, скорее, для университета. А для себя - Булгаков, Чехов. Толкиен нравится. Кэрролл.
- Фильм?
- Ох, тоже много. "Побег из Шоушенка", наверное. Там истинное лицо человека хорошо показано. Когда беда, и сложности, и нервы напряжены - и действия человека в этот момент непредсказуемы - здорово показано.
- Вы в Израиль надолго?
- Нет, в этот раз всего на несколько дней. Два концерта - и дальше тур будем продолжать.
- Успеете страну-то посмотреть?
- Сомневаюсь, очень уж плотный график. Но я планирую приехать в Израиль еще раз. Возможно, ближе к весне. Сам. Один. И посмотреть все. Погулять по Иерусалиму, познакомиться с Хайфой, добраться до Эйлата и вообще узнать много больше об Израиле, чем знаю сейчас. Две, может быть, три недели отдыха. Я давно не был в отпуске. Думаю, так и стоит поступить. Может быть, встречу своих друзей, которые здесь живут.
- Планы строите?
- Да. Как любой человек, но не люблю про них говорить. Музыка - вот мои главные планы. А какая - да разная, и чтобы ее много было. Это сейчас, а потом кто знает?..
- Вы не задумывались о сольной карьере?
- Пока нет. В смысле, когда я сочиняю музыку или аранжировки, то тут, понятно, я один. Однако играть мне больше нравится в коллективе, когда вокруг меня другие музыканты, и из какофонии звуков рождается музыкальное произведение. Когда музыка оживает и начинает жить своей жизнью, как бы отдельно от нас всех, ее "родителей", так сказать. А когда ты один на один с залом, то вся энергетика на тебе - это мне пока сложно будет, я думаю, поэтому коллектив меня спасает. Коллективное сознание, думаю, сильнее. Я вообще человек коллектива. Мне нравится быть с людьми, они заряжают меня своей энергией и мне, в свою очередь, хочется делиться с ними своей. Так что буду продолжать трудиться для коллектива и в коллективе, а там посмотрим, может быть, со временем мое мнение на этот счет изменится и мне захочется выступать одному.
- Я знаю, что в Лондоне сейчас холодно:
- Да. У меня под домом намело огромные белые сугробы. Очень много снега выпало. Странно видеть все эти белые шапки на крышах, машинах, деревьях. Здесь чаще все серое из-за туч, а тут такое: Не был на улице уже несколько дней - совсем нет времени, нужно закончить одну мелодию. Но из окна любуюсь пейзажем. Так красиво вокруг и необычно тихо. Снег съедает звуки, наверное. А я хожу по дому из угла в угол и сочиняю музыку:
http://forum.guns.ru/forummessage/15/577107.html
Таких подонков и антисемитов, как ер маков, свет не
видел. Кто дал право ермакову оскорблять порядочных людей?
Занимайтесь своим сайтом. Как можно предавать
своего отца - еврея? Ответьте, еврей ермаков!
Рассказать всем все, что я знаю, или сами уйдете?