14 января Президент России назначил временно исполняющим обязанности губернатора Кировской области Никиту Белых. В российской системе сигналов это означает, что Кремль в целом позитивно оценивает работу Белых и окажет ему поддержку на грядущих выборах.
Последнее сегодня имеет решающее значение. Хотя бы потому, что местным элитам показали: как правильно думать и на кого следует ставить. И этот консолидирующий знак автоматически делает Никиту Белых фаворитом грядущей предвыборной гонки.
Вообще в вятской политике нет непреодолимых противоречий. Элиты в целом едины. Возможно, все дело в отсутствии сколько-нибудь значимых экономических ресурсов, за которые был бы резон воевать (ни нефти, ни газа, ни огромных федеральных вливаний в Кировской области просто нет). Или, возможно, все дело в некой личной аморфности вятской политической тусовки. Но факт остается фактом: проблем с переизбранием у Никиты Юрьевича возникнуть не должно.
Но подобная ситуация отсутствия политической конкуренции, как это ни парадоксально, весьма вредна для всей властной системы в целом. И дело в кадрах. Вернее - в их отсутствии.
В самом деле, что такое стабильность на региональном уровне? В двух словах: стабильность - это отсутствие денег. Когда нечего делить - нет и стимула бороться.
В противоположность этому антагонизм элит приводит к тому, что ключевые властные должности становятся лакомым кусочком, предметом конкуренции: кто их занял, тот и молодец. Это, в свою очередь, повышает уровень госслужащих, формирует четкие политические блоки. Каждый участник такой борьбы затылком чует, что стоит ему допустить малейшую ошибку и его политические оппоненты его попросту съедят. Короче, конкуренция элит повышает уровень госслужащих.
Главный вопрос, который сегодня нужно решать Никите Белых, это не вопрос переизбрания. Главный вопрос заключается в следующем: как сформировать профессиональную команду в условиях отсутствия политической конкуренции и грядущей экономической рецессии? Задача сложная. Но после выборов у Белых появляется устойчивая легитимность (всенародная избранность). И потому кадровые вопросы он сможет решать более свободно, без согласований с Кремлем. Будет ли этого достаточно? Покажет время.