– Да куда ж вы ломитесь! К святыне все-таки идете! – решительно преградил полицейский путь бабушкам, пытавшимся отодвинуть металлическое заграждение и пролезть за него. Бабушки заворчали, но, не увидев никакого смятения на лице угрюмого старшего сержанта, умолкли и перешли к вполне спокойному ожиданию момента, когда полицейский даст команду двигаться дальше. До цели – храма Христа Спасителя – им оставалось еще добрых 6–7 часов и где-то 25 аналогичных встреч с полицейскими.
Разумеется, что после того как в России побывал Пояс Богородицы Москву вряд ли можно удивить количеством верующих, выстраивающихся в очередь к храму Христа Спасителя. Церковь тогда говорила, что Поясу поклонилось около миллиона человек – и, глядя на бесконечный поток людей (не прекращавшийся ни днем, ни ночью), поспорить с этим было как минимум затруднительно. Конечно, кое-что с тех пор изменилось. В 2011 году, когда стало понятно, что храм Христа Спасителя не успеет принять всех прихожан, желающих повидать Пояс, представители РПЦ заговорили о возможности облететь Москву со святыней на вертолете, чтобы с высоты благословить всех жителей столицы. Тогда это показалось неким эпатажным заявлением в духе времени. Но после того как батюшки по просьбам властей стали облетать с вертолетными молебнами то затопленный наводнением Дальний Восток, то замученный терактами Волгоград, уже не покажется шуткой возможность благословения Москвы Дарами волхвов, например, с реактивных самолетов.
Дары волхвов, как и Пояс Богородицы, привезены в Россию Фондом Андрея Первозванного (попечительский совет которого, к слову, возглавляет руководитель РЖД Владимир Якунин) с Афона и тоже имеют несколько сомнительное происхождение. Обе святыни вроде бы стали известны при первом византийском императоре Аркадии – и, скорее всего, были подделкой то ли его времени, то ли позднего Средневековья. Впрочем, один из самых уважаемых православных ресурсов, «Православие и мир», на резонный вопрос о том, следует ли поклоняться средневековой подделке (золоту и ладану, якобы преподнесенным при рождении Иисусу мудрецами, приехавшими с Востока), отвечает, что, конечно стоит. Потому что даже если конкретно эти артефакты и не имели отношения к младенцу Христу, то все равно именно к этим Дарам волхвов несколько поколений христиан относились как к настоящим и пропитывали их своей верой, таким образом превратив подделку в святую реликвию. Да и, надо сказать, большинство людей, с которыми мне довелось поговорить в очереди к дарам, отвечали приблизительно то же самое, хотя и без богословских отступлений: просто надо в это верить, а по вере потом воздастся. Хотя был и весьма неожиданный довод.
– Вопрос о том, чтобы привезти дары в Москву, решался два года на самом серьезном государственном уровне! Когда вопросы решаются на таком уровне, то речь о подделке идти не может, – легко раздражаясь, но не теряя уверенности, заявил мне инженер на пенсии, приехавший из Подмосковья.
– А если подделка средневековая? Ну, так глубоко в прошлое даже наши государственные мужи ведь едва ли могут дотянуться...
– Послушайте-ка, молодой человек, я вам факт сказал. А факт есть факт! – не оставил мне пространства для дальнейших дебатов пенсионер и перевел тему разговора в более прикладную плоскость: как долго еще стоять в очереди и успеем ли до закрытия храма Христа Спасителя на ночь.
Очередь к храму тянется три с половиной километра – буквально от Третьего транспортного кольца, по Фрунзенской и Пречистенской набережным. Этот маршрут отгорожен металлическими заборами, которые стерегут полицейские, чтобы кто-то туда не залез, не отстояв очередь с начала. При этом сама территория за забором разделена еще приблизительно на 30 отсеков поперек, в каждом из которых нужно стоять около 20 минут, ожидая, пока полицейские не откроют заграждения и не пропустят. Причем каждое такое открытие заграждений сопровождается массовым забегом первых рядов очереди: в основном женщины стремятся пробежать отсек, куда их запустили, и добежать до следующего отделения, доступ к которому полицейские могли еще не успеть перекрыть. Всего в таком движении по набережной, по моим подсчетам (учитывая, что в каждом отсеке находилось по 150-200 человек), единовременно находилось 5–7 тысяч человек, которым требовалось ждать встречи с Дарами волхвов по 8–9 часов.
– К поясочку-то всю ночь пускали! А тут если не успеешь до вечера, то завтра тоже весь день стоять! – объясняла мне одна из бабушек, первой успевшая добежать к началу очередного отсека, где ее остановил полицейский. Она даже отрепетированно потрясла перед его носом бумагами о третьей группе инвалидности, но тот, позевывая, ответил, что без очереди идет только первая группа инвалидности и родители с маленькими детьми. – Ох, ну от таких спасенья никакого не будет и после прикосновения к святыне, – удрученно подытожила бабушка, кивая на полицейского.
При переходах из одного отсека в другой разыгрывались настоящие драмы: одна из женщин не успела перейти дальше с ожидающими из своего отсека в следующий, потому что встала еще в одну очередь – за бутербродами.
– Ну вы же видели, что я раньше еще здесь стояла! Вы должны меня пропустить дальше, к своим! – пыталась она убедить полицейского, который, кажется, уже не первый раз слышал в этот день подобную фразу.
Еще в одном отсеке стоявшие в первых рядах гневно закричали, когда увидели, что впереди на набережной припарковался тонированный джип в том месте, где полицейских у заграждения очереди не было. Из джипа вылез коренастый мужичок в кожаной куртке, отодвинул забор, зашел за него, оказавшись таким образом на середине пути к храму Христа Спасителя.
Впрочем, агрессивно себя вели только бежавшие в первых рядах своих отсеков, а остальные, наоборот, были очень дружелюбны и в свою очередь подзывали и протаскивали через заграждения незнакомых людей с внешней стороны заборов, шедших в конец очереди.
– Да не бойся ты, – давала мне совет доброжелательная бабушка. – Я 11 часов стояла к поясочку, и ничего страшного – от испытаний твоя вера становится только сильнее, да и святыню лучше почувствуешь.
– У меня тоже так было! – подхватила другая пенсионерка с легким безумием в глазах. – Это было незабываемо! Но с нами тогда еще в одном отсеке шел Киркоров, а через несколько дней у него родилась дочка!
Большинство идущих к Дарам волхвов – женщины, причем они сами объясняют это без затруднений.
– Вот вы можете и так прикоснуться к Поясу Богородицы и Дарам волхвов! – как-то укоризненно заявила мне дама в меховой шапке. Я даже на всякий случай оглядел себя и ее, чтобы понять, что со мной не так, но собеседница пояснила сама: – На Афон вход открыт только мужчинам, а женщинам – нет. Вот у нас одна возможность и есть в жизни прикоснуться к таким святыням!
Кроме того, РПЦ сама позиционирует Дары волхвов как целительную реликвию. «Исцеляет от бесплодия и бесноватости!» – как в рекламе, сообщает громкоговоритель у храма Христа Спасителя.
– У меня таких проблем нет, но оно лишним не будет! – рационально сказала мне двадцатилетняя девушка.
– От всего исцеляет, если веришь! – вклинилась в наш разговор женщина средних лет. – Слышала, даже от гомосексуализма исцеляет! – добавила она и покосилась на мужчину, от которого на всю толпу несло могучим одеколоном.
– Вообще-то я первый раз так пришел, – доверительно обратился ко мне студент, сидевший с планшетом на парапете набережной, чуть отдалившись от толпы. – Тут хорошо, спокойно, можно к экзаменам подготовиться, вот и учу здесь. Ну и фиг ли, вдруг поможет!
Простояв полтора часа, я не выдержал испытания очередью и поехал к храму Христа Спасителя, куда прошел по пресс-карте. Там один за другим со светящимися лицами православные подходили к реликвии, прикасаясь приблизительно на полсекунды и тут же проходя дальше – не задерживаясь дольше, чем пассажиры на турникетах метро в час-пик.
– Крестимся и молимся до прикосновения к святыне! Как прикоснулись, тут же проходим дальше! – внушали алтарники, стоявшие на подходе к Дарам волхвов. Как только человек касался реликвии, алтарники, прихватив его за локти, тут же отводили дальше, чтобы не задерживать очередь, идущую со скоростью конвейера.
– Я не был так счастлив с тех пор, как меня в партию приняли! – действительно радостным голосом говорил мне дедушка, только что вышедший из храма и к словам которого никак не хотелось придираться. Счастье есть счастье, как, наверное, выразился бы один из моих собеседников в этот день. И довольно глупо кого-то за счастье упрекать.
Это что, так через микрофон зазывают:" Исцеляет от бесноватости и бесплодия?" Но ведь бесноватость - это простонародное название шизофрении. Учитывая, что в очереди немало дам не детородного возраста, можно предположить, что это шизофренички?
"Но ведь бесноватость - это простонародное название шизофрении".
Бесноватость не имеет никакого отношения к шизофрении. Мне не раз рассказывали врачи, что до революции медики давали болящему святой воды (не сообщая, что она святая). Если его начинало колотить и т.п., то было ясно - это бесноватый, а если больной выпивал святую воду спокойно, значит речь шла о чисто медицинском случае. Схожим образом поступали и поступают священники. Если случай чисто медицинский они настоятельно советуют болящему обратиться еще и к врачу. О бесноватости речь не идет.
Помню, как в редакцию Советского Армавира несколько раз ко мне приходила женщина, которая хвасталась, что космос ей что-то там диктует. Показывала надиктованное, говорила, что их - стенографов космоса, в городе несколько.
Просмотрев ее записи, я попытался объяснить, что диктует вовсе не космос... Она посмеялась. Через неделю звонит, страшно испуганная. Оказалось, что одна из "стенографов" зашла слишком далеко. Святая вода ошпаривала ее словно кипяток, крест жег, как раскаленный и т.д. и т.п. Никакой врач в этой ситуации помочь не в силах, и шизофренией здесь даже не пахнет.
Однажды старца Паисия Святогорца спросили:
— Геронда, а как можно понять, что с человеком: беснование или душевное заболевание?
— Это может понять даже простой благоговейный врач, - отвтил старец. - Люди, страдающие от беса, приближаясь к святыне, возбуждаются, их начинает трясти. Отсюда совершенно ясно видно, что в них бес. Если предлагаешь таким людям выпить немного святой воды или хочешь перекрестить их святыми мощами, то они противятся, потому что Благодать Божия стесняет бесов, находящихся у них внутри. А если люди страдают какой-то душевной болезнью, они совсем не противятся святыне. Бесноватые беспокоятся, их начинает трясти, даже если ты просто приближаешься к ним, имея на себе крест...
Иногда ко мне в каливу привозят детей и говорят, что они одержимы бесом. Иногда, для того чтобы понять, действительно ли это так, я беру частицу мощей святого Арсения Каппадокийского и зажимаю ее в ладони. И вы бы только видели: обе мои руки сжаты, однако, если ребенок одержим нечистым духом, он в страхе глядит на ту руку, в которой скрыта частица святых мощей. А вот если у ребенка нет никакого беснования, но он просто страдает какой-то, к примеру, болезнью мозга, то он совсем не реагирует на мощи, не противится им.
Вот один из случаев описанных старцем в беседе с учениками-мирянами:
"А помните того студента, который много лет назад приходил сюда, в монастырь? "Во мне живет бес, — говорил он мне, — и он очень мучает меня. Я страшно страдаю от этого беса, потому что помимо всего он вынуждает меня говорить разные гадости. Я дошел до отчаяния. Я чувствую, как он сдавливает меня изнутри, зажимает меня то здесь, то там", — и несчастный юноша показывал на свой живот, на грудь, на ребра, на руки. Этот несчастный был очень чувствителен. Поэтому, для того чтобы его не ранить и утешить, я сказал: "Слушай-ка, да нет в тебе никакого беса. То, что происходит с тобой, — это внешнее бесовское воздействие". Когда мы зашли с ним в храм, я попросил находившихся там сестер молиться за несчастное Божие создание. А сам зашел в алтарь, взял частицу мощей Святого Арсения, вышел из алтаря, приблизился к несчастному и снова спросил его: "Так в каком месте давит и мучает тебя бес? Как ты сам думаешь, где он сидит?" Тут он показал мне на свои бока. "Где? Здесь?" — спросил я его и прикоснулся к нему святыми мощами. Ух, как же он тут завыл! "Ты меня обжег, ты меня обжег! Я не уйду, не уйду!" Он кричал, сквернословил, произносил разные мерзости. Тогда я начал творить про себя Иисусову молитву: "Господи, Иисусе Христе, Господи Иисусе Христе, изгони нечистого духа из Твоего создания". Молясь, я крестил несчастного святыми мощами. Это продолжалось около двадцати минут. Потом бес начал его трясти, повалил наземь, и несчастный стал кататься по полу. Его костюм от пыли стал похож на половую тряпку. Мы поставили несчастного на ноги. Он трясся всем телом и резко, судорожно дергался. Для того чтобы устоять на ногах, он держался за иконостас. Его руки покрылись холодной испариной — как роса на утренней траве. Вскоре бес вышел из него и несчастный успокоился. Он освободился от нечистого духа и сейчас жив, здоров и чувствует себя прекрасно".
Если бы студент полагалася в этой ситуации на врачей, его лечили бы до сих пор, разрушая здоровье препаратами.
В свою очередь, если какой-то священник увлечется сверх всякой меры, и вообразит что любая психическая болезнь от демонов (я лично с подобным встретился лишь однажды), так что обращаться к врачам не нужно, то он тоже принесет много вреда. В таких случаях, священник без помощи медиков ничего не добьется, а то и вовсе станет жертвой своего самомнения. Слышал, что были случаи, когда болящие таких священников убивали.
почти все св.Отцы Восточной Православной Церкви осуждали экзорцизм . Тех кто практиковали изгнание демонов - называли прельщенными бесами и порабощенными ими, бесы играли подчинение помраченным прелестью , большинство тех, кто практиковал изгнание демонов , лишились рассудка.
ну чтобы не быть голословным , предлагаю посмотреть лекцию о магизме и экзорцизме
http://tv-soyuz.ru/peredachi/a-i-osipov-magizm-ekzortsizm
Григорян , ты где нарыл эту легенду ? или опять сам сочинил
""А помните того студента, который много лет назад приходил сюда, в монастырь? "Во мне живет бес, — говорил он мне, — и он очень мучает меня. Я страшно страдаю от этого беса.............
. Когда мы зашли с ним в храм, я попросил находившихся там сестер молиться за несчастное Божие создание."
__________________________________________
какие сестры на Афоне ? туда женщин не пускают.
Что и после этого ты будешь писать - что тебя "травят" бздуны ,жучки-червоточники ?
Ты хоть читай то что гуглишь и копипастишь , теолух блин.
Опять копипаст, ничего своего написать не можешь.
Ссылку научись делать.
"Россия-24" что скорость прохождения и прикладывания к "дарам волхвов" до 60 человек в минуту.
"– У меня тоже так было! – подхватила другая пенсионерка с легким безумием в глазах. – Это было незабываемо! Но с нами тогда еще в одном отсеке шел Киркоров, а через несколько дней у него родилась дочка!"
легенды слагаются и пишутся на коленке. Какие технологии зачатия применялись , чтобы родилась дочь Кирковова всем известны. Но тетенька из очереди считает , что технологии здесь ни при чем , девочка родилась благодаря поясу Богородицы.