Воронежский «Дом прав человека» получил национальную премию «Гражданская инициатива» в номинации «Воздух свободы».
На церемонии вручения премии статуэтку из рук Николая Сванидзе и Леонида Ярмольника приняли я и мой коллега Дима Макаров. Авторы проектов-победителей получили кроме памятной статуэтки в виде золотого ростка, «пробивающегося сквозь лёд косности и равнодушия», еще и 200 000 р.
Можно считать, что инициатор этой премии - глава Комитета Гражданских Инициатив Алексей Кудрин - сделал инвестицию в вечно дефицитный бюджет нашего города, поскольку все средства уйдут, разумеется, на оплату аренды и коммунальных платежей Дома прав человека.
Правозащитники сразу же стали шутить, что теперь в Дом прав человека можно заходить подышать воздухом свободы, а все желающие смогут набирать его здесь в баночки и разносить по домам.
Лично я, пользуясь возможностью, как всякий оказавшийся на сцене с практически оскаровской статуэткой, считаю важным пригласить в Дом прав человека губернатора Воронежской области Алексея Гордеева. Ваш коллега по министерскому цеху нас одобряет! Вы можете познакомиться с нами. Так уж сложилось, но мы заметный в том числе и культурный феномен в регионе. Есть смысл познакомиться с нами поближе.
Голосование за номинантов проводилось в два этапа: электронное голосование через сайт и экспертная оценка. Через это сито прошли в финал и стали номинантами премии многие воронежские проекты. Никакой другой регион не звучал на церемонии вручения премии так часто. Впрочем ничего удивительного, в области действительно развитый гражданский сектор. Кажется, это до сих пор плохо понимают лишь городские чиновники, ответственные за взаимодействие с общественными организациями. Они заявляют, что не знакомы с деятельностью организаций, расположенных в доме прав человека, и всеми силами саботируют разрешение проблемы с продлением правозащитникам аренды.
Кстати, о других номинантах. Проект «Дом трудолюбия» - о месте, где могут получить помощь с ресоциолизацией лица, освободившиеся из мест лишения свободы и страдающие алкоголизмом — напомнил о том, что в Воронеже явно сложилась тенденция к концентрации различной активности во всякого рода дома, вроде Дома молодежи, Дома актера, Дома интернета и т.д.
Еще один номинант премии — газета «Ангел хранитель». Ей достался приз в номинации, посвященной продвижению семейных ценностей. Лично мне это издание запомнилось единственным скандальным выпуском. Номер был посвящен не столько семье, сколько пропаганде гомосексуализма. Многостраничное издание формата А4 содержало в себе кучу фотографий латиноамериканских гейпарадов с обнаженными мужчинами в перьях на подвижных платформах, целующимися однополыми парами и изображениями однополых семей. Вся эта прелесть, минуточку!, была ровным слоем рассыпана по корпусам ВГУ. На страницах того номера упоминался и Дом прав человека, который журналисты газеты подозревали в, как им казалось, безнравственной правовой защите дискриминируемых по признаку ориентации. Впрочем, сами дискриминируемые не потянули бы столь же масштабную гейпропаганду, как авторы того выпуска с их огромными яркими фотками и мелким, плохоразборчивым, занудным текстом. Тем не менее, по иронии судьбы, номинантами национальной премии стали и защитники прав человека, и их противники. Услышав об этом этом, моя коллега, занимающаяся образованием в сфере прав человека Анастасия Никитина заметила: «Вот это мы и называем плюрализмом».