Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. 1 декабря в Киеве: личные впечатления

1 декабря в Киеве: личные впечатления

Дмитрий Краюхин
Дмитрий Краюхин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Два месяца назад, подавая заявку на участие в Параллельной конференции гражданского общества ОБСЕ, я и предположить не мог, что, приехав утром 1 декабря в Киев, стану очевидцем, полее того, фактически окажусь в центре подобных событий.

Впрочем, ситуация начала разворачиваться несколькими днями ранее.

Отказ правительства Украины вывел на улицы десятки тысяч протестующих. А жестокий разгон «Беркутом» Майдана якобы мешавшего установке в ноябре (!) новогодней елки  стал своеобразным спусковым крючком для протестных акций.

Массовое шествие должно было начаться в 12, но я чуть опоздал: мой приятель член Совета по правам человека при Президенте России Андрей Юров предложил понаблюдать за ситуацией в составе группы гражданских наблюдателей — громадських спостерiгачей. Условия были просты: ни во что не вмешиваемся, не выражаем никому поддержки или неодобрения и максимально фиксируем все происходящее.

Наблюдателей группы ОГОН / OZON (ОГОН — Объединенная группа общественного наблюдения, OZON примерно то же самое, но на импортном языке) было, мягко говоря, не слишком много. Ежели сказать откровенно, нас было четверо — в одной двойке были Андрей Юров и я, в другой киевлянин Владимир Сенько и понаехавший из России Вадим Карастелев. Естественно, всего увидеть мы просто-напросто не могли. Как говорил Андрей, если б в Киеве было хотя бы человек 50 общественных наблюдателей, то, возможно, какие-то инциденты удалось бы снять: ведь далеко не все готовы идти на конфликт под внешним «приглядом». Впрочем, обольщаться и переоценивать собственную значимость мы не собирались — мы просто-напросто наблюдали, наблюдали и наблюдали.

Итак, на начало шествия мы малость опоздали: к Бесарабской площади подошли, когда голова колонны уже вывернула на Крещатик. Огромное количество флагов, скандирование кричалок...

Что поразило — это полное отсутствие милиции (в Украине правоохранители все еще носят такое название). В течение всего дня встретили их всего в трех местах: на Бесарабской площади, где несколько десятков ментов оцепили памятник Ленину, два милиционера в подземном переходе под Крещатиком и тройной (а может и пятерной) заслон подхода к Кабинету министров на Банковой.

В то же время — высокий уровень самоорганизации: вдоль тротуаров движутся сотни молодых ребят и девчонок, поддерживающих минимальную структуру колонны, но не мешающих при этом выходить из колонны либо, напротив, присоединяться к шествию.

Обогнав колонну, вышли на Майдан. Эта точка была ключевой: накануне Окружной административный суд города Киева запретил проведение массовых акций на Майдане Независимости, Европейской площади, а также у центральных органов государственной власти в период с 1 декабря 2013 года до 7 января 2014 года в связи с установкой (опять же повторяю, в конце ноября) новогодней елки. К большому удивлению, не было не оцепления, ни даже минимального количества милиции: вряд ли можно было отнести к таковым двух милиционеров, стоявших около выхода из метро под Майданом. И колонна, голова которой уже прошла площадь, остановилась и начала стягиваться к уже привычному для митингов месту.

Спустя полчаса-час площадь была заполнена людьми: периодически то в одном, то в другом конце вспыхивали кричалки, которые подхватывала толпа: «Украина це Европа», «Зека — геть!», «Украину — в Европу, Януковича — в *опу», «Беги, Витька, беги», «Киев, выходи, Украина, вставай!». У многих на куртках, рюкзаках наклеены стикеры «Я прыйшов сюды нэ за гроши».

Подогнали грузовик, с которого начал выступать Кличко. Честно признаюсь, гул толпы плюс слабое знание мной украинского языка не позволили мне понять, о чем он говорил — но площадь реагировала восторженно. Впрочем, как мне показалось, лидеры оппозиции митингом оправляли мало, при высоком, как я уже упоминал, уровне самоорганизации.

Стали выбираться с площади, но это было очень нелегко: на Майдан продолжали продолжали прибывать колонны участников. Если б не Андрей Юров, который ледоколом пробивался через толпу, я б так тут и завис. К нам подходили многие и задавали вопрос — шо мы за  спостерiгачi. Мы объясняли, что мы представители российских и международных правозащитных организаций, наблюдаем за происходящим, на вопросы «А за кого вы?» отвечали, что ни за кого, точнее, за граждан. Разговор, как правило, был двуязычным: мы, естественно, говорили на русском, наши собеседники на украинской мове, но это абсолютно не мешало общаться. Не буду говорить, что национализма не было вообще. Видел я и деда, типичного городского сумасшедшего, клеймившего жидів та москалів, наблюдал за дискуссией, более напоминавшей перебранку между киевлянами-русскими и киевлянами-украинцами. Но в целом атмосфера была очень благожелательной и спокойной.

Около киевской мэрии увидали следы первой провокации: строительные каски, разбитая бутылка, наполненная, судя по запаху, смесью солярки и бензина, разбитые окна. Как рассказали очевидцы, инцидент произошел примерно пятнадцатью минутами ранее: подошла группа молодых людей, которые по команде начали бить стекла. Их практически сразу оттеснили и они скрылись, бросив, в частности, целую сумку бутылок с «коктейлем Молотова». Сумку охраняла пожилая женщина, жаловавшаяся на то, что по ее вызовам не приезжает никто из силовиков — ни милиция, ни МЧС.

Снимал все на видео (подождите, обработаю и выложу!) столько, что переполнилась флешка. А тут как раз поступила информация — на Банковой готовится провокация. Банковая улица — это место, где находится Администрация Президента. Срочно отправляемся туда, по дороге зайдя в салон и купив новую карту в фотоаппарат. Учитывая, что мобильных групп две, что вторая уже стоит на Банковой со стороны Институтской, поднимаемся по Лютеранской. От коллег поступает звонок: на Институтской разбирают булыжники. Подходит какой-то мужичок, рассказывает, что на той стороне улицы активизировались провокаторы, на всякий случай, записываем его контакты. С нашей стороны — спокойно, впрочем, судя по всему, «на всякий случай» приезжает две машины «Скорой помощи». Простояв минут сорок, замерзли и вернулись в штаб.

Вечером с Димой Макаровым прошлись по почти привычному маршруту — Банковая, Манеж, Крещатик. По дороге зашли на экскурсию в захваченную киевскую мэрию и уже в первом часу вернулись. Ноги гудят от беготни по городу.

Фото-видео будут выложены позднее: следите за рекламой )))

Материалы по теме
Мнение
8 июля
Кирилл Успенский
Кирилл Успенский
Мониторинг системы утилизации бытовых отходов в Воронеже. Пункты приема вторсырья
Мнение
27 марта
Анастасия Буракова
Анастасия Буракова
Насколько ценны показания, данные под пытками? Примерно ни на сколько
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
АкцииВластьЗаграница