Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Права человека
  2. 1 декабря в Киеве: личные впечатления

1 декабря в Киеве: личные впечатления

Дмитрий Краюхин
Дмитрий Краюхин
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Два месяца назад, подавая заявку на участие в Параллельной конференции гражданского общества ОБСЕ, я и предположить не мог, что, приехав утром 1 декабря в Киев, стану очевидцем, полее того, фактически окажусь в центре подобных событий.

Впрочем, ситуация начала разворачиваться несколькими днями ранее.

Отказ правительства Украины вывел на улицы десятки тысяч протестующих. А жестокий разгон «Беркутом» Майдана якобы мешавшего установке в ноябре (!) новогодней елки  стал своеобразным спусковым крючком для протестных акций.

Массовое шествие должно было начаться в 12, но я чуть опоздал: мой приятель член Совета по правам человека при Президенте России Андрей Юров предложил понаблюдать за ситуацией в составе группы гражданских наблюдателей — громадських спостерiгачей. Условия были просты: ни во что не вмешиваемся, не выражаем никому поддержки или неодобрения и максимально фиксируем все происходящее.

Наблюдателей группы ОГОН / OZON (ОГОН — Объединенная группа общественного наблюдения, OZON примерно то же самое, но на импортном языке) было, мягко говоря, не слишком много. Ежели сказать откровенно, нас было четверо — в одной двойке были Андрей Юров и я, в другой киевлянин Владимир Сенько и понаехавший из России Вадим Карастелев. Естественно, всего увидеть мы просто-напросто не могли. Как говорил Андрей, если б в Киеве было хотя бы человек 50 общественных наблюдателей, то, возможно, какие-то инциденты удалось бы снять: ведь далеко не все готовы идти на конфликт под внешним «приглядом». Впрочем, обольщаться и переоценивать собственную значимость мы не собирались — мы просто-напросто наблюдали, наблюдали и наблюдали.

Итак, на начало шествия мы малость опоздали: к Бесарабской площади подошли, когда голова колонны уже вывернула на Крещатик. Огромное количество флагов, скандирование кричалок...

Что поразило — это полное отсутствие милиции (в Украине правоохранители все еще носят такое название). В течение всего дня встретили их всего в трех местах: на Бесарабской площади, где несколько десятков ментов оцепили памятник Ленину, два милиционера в подземном переходе под Крещатиком и тройной (а может и пятерной) заслон подхода к Кабинету министров на Банковой.

В то же время — высокий уровень самоорганизации: вдоль тротуаров движутся сотни молодых ребят и девчонок, поддерживающих минимальную структуру колонны, но не мешающих при этом выходить из колонны либо, напротив, присоединяться к шествию.

Обогнав колонну, вышли на Майдан. Эта точка была ключевой: накануне Окружной административный суд города Киева запретил проведение массовых акций на Майдане Независимости, Европейской площади, а также у центральных органов государственной власти в период с 1 декабря 2013 года до 7 января 2014 года в связи с установкой (опять же повторяю, в конце ноября) новогодней елки. К большому удивлению, не было не оцепления, ни даже минимального количества милиции: вряд ли можно было отнести к таковым двух милиционеров, стоявших около выхода из метро под Майданом. И колонна, голова которой уже прошла площадь, остановилась и начала стягиваться к уже привычному для митингов месту.

Спустя полчаса-час площадь была заполнена людьми: периодически то в одном, то в другом конце вспыхивали кричалки, которые подхватывала толпа: «Украина це Европа», «Зека — геть!», «Украину — в Европу, Януковича — в *опу», «Беги, Витька, беги», «Киев, выходи, Украина, вставай!». У многих на куртках, рюкзаках наклеены стикеры «Я прыйшов сюды нэ за гроши».

Подогнали грузовик, с которого начал выступать Кличко. Честно признаюсь, гул толпы плюс слабое знание мной украинского языка не позволили мне понять, о чем он говорил — но площадь реагировала восторженно. Впрочем, как мне показалось, лидеры оппозиции митингом оправляли мало, при высоком, как я уже упоминал, уровне самоорганизации.

Стали выбираться с площади, но это было очень нелегко: на Майдан продолжали продолжали прибывать колонны участников. Если б не Андрей Юров, который ледоколом пробивался через толпу, я б так тут и завис. К нам подходили многие и задавали вопрос — шо мы за  спостерiгачi. Мы объясняли, что мы представители российских и международных правозащитных организаций, наблюдаем за происходящим, на вопросы «А за кого вы?» отвечали, что ни за кого, точнее, за граждан. Разговор, как правило, был двуязычным: мы, естественно, говорили на русском, наши собеседники на украинской мове, но это абсолютно не мешало общаться. Не буду говорить, что национализма не было вообще. Видел я и деда, типичного городского сумасшедшего, клеймившего жидів та москалів, наблюдал за дискуссией, более напоминавшей перебранку между киевлянами-русскими и киевлянами-украинцами. Но в целом атмосфера была очень благожелательной и спокойной.

Около киевской мэрии увидали следы первой провокации: строительные каски, разбитая бутылка, наполненная, судя по запаху, смесью солярки и бензина, разбитые окна. Как рассказали очевидцы, инцидент произошел примерно пятнадцатью минутами ранее: подошла группа молодых людей, которые по команде начали бить стекла. Их практически сразу оттеснили и они скрылись, бросив, в частности, целую сумку бутылок с «коктейлем Молотова». Сумку охраняла пожилая женщина, жаловавшаяся на то, что по ее вызовам не приезжает никто из силовиков — ни милиция, ни МЧС.

Снимал все на видео (подождите, обработаю и выложу!) столько, что переполнилась флешка. А тут как раз поступила информация — на Банковой готовится провокация. Банковая улица — это место, где находится Администрация Президента. Срочно отправляемся туда, по дороге зайдя в салон и купив новую карту в фотоаппарат. Учитывая, что мобильных групп две, что вторая уже стоит на Банковой со стороны Институтской, поднимаемся по Лютеранской. От коллег поступает звонок: на Институтской разбирают булыжники. Подходит какой-то мужичок, рассказывает, что на той стороне улицы активизировались провокаторы, на всякий случай, записываем его контакты. С нашей стороны — спокойно, впрочем, судя по всему, «на всякий случай» приезжает две машины «Скорой помощи». Простояв минут сорок, замерзли и вернулись в штаб.

Вечером с Димой Макаровым прошлись по почти привычному маршруту — Банковая, Манеж, Крещатик. По дороге зашли на экскурсию в захваченную киевскую мэрию и уже в первом часу вернулись. Ноги гудят от беготни по городу.

Фото-видео будут выложены позднее: следите за рекламой )))

Материалы по теме
Мнение
12 июня
Кирилл Суворов
Кирилл Суворов
Помощь — это не СВОих не бросать, а и чужим помогать
Мнение
7 июля
Леонид Зильберг
Леонид Зильберг
Меня пугает количество людей с комплексом «еврейской самоненавести»
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
АкцииВластьЗаграница